Лепка из соленого теста по мотивам народных игрушек «Дымковская игрушка»

Елена Горбачева
Лепка из соленого теста по мотивам народных игрушек «Дымковская игрушка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности.

Тема недели: Народная культура и традиции. Игрушка.

Лепка из соленого теста по мотивам народных игрушек

«Дымковская игрушка».

Интеграция областей:

- художественно-эстетическое развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- физическое развитие.

Задачи по областям:

Художественно-эстетическое развитие: Закрепить представления о процессе создания игрушек. Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей. Учить соединять части фигурки. Формировать умение работать с глиной. Становление эстетического отношения к окружающему миру. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Познавательное развитие: Закрепить знания детей о дымковской игрушке: из чего, как, кем, где сделана; закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи. Развитие познавательной активности детей, воображения, творческой активности. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Речевое развитие: развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; обогащение активного словаря.

Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Физическое развитие: становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; формирование опорно-двигательной системы организма, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Методы и приемы: словесные, наглядные и практические.

Предварительная работа:

Рассматривание дымковских игрушек и беседа о них; рассматривание альбома «Дымковские игрушки».

Оборудование для детей: глина, доски, стеки, тарелочки, вода, тряпочки, фартуки.

Для воспитателя: дымковская игрушка (коняшка, схема с показом способа лепки, демонстрационный материал по теме «Дымковская игрушка», фонограмма: «Английская народная песня» (без слов, фонограмма «Топот копыт, ржание», фонограмма «Русская народная Барыня», фонограмма «Русский народный танец».

Содержание НОД

1. Введение в игровую ситуацию.

Раздается цокот копыт и звон колокольчиков.

- Ребята, как вы думаете, кто это? Давайте посмотрим!

Воспитатель вносит дымковскую коняшку.

У меня есть дружок -

Златогривый конек,

Эх, свистну, гикну, прокачусь.

И обратно ворочусь.

- Вы узнали меня? Кто же я? (ответы детей)

2. Затруднение в игровой ситуации.

- Какие еще дымковские игрушки вы знаете? (барыня, индюк, петушок, кавалер, уточка, няня, водоноска и др.)

- Где делают дымковские игрушки? (село Дымково)

- Вы знаете, почему оно так называется?

- Из чего делают дымковские игрушки?

- Как же мастера делают такие игрушки? (лепка из глины, сушка, обжиг в печи, беление, роспись).

- Какого цвета бывают дымковские игрушки? (только белые)

- Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый и др.)

- А какие узоры на дымковских игрушках? (прямые, волнистые линии, точки, круги, кольца, клетка, решётка)

- Чтобы они получились еще наряднее, что добавляют? (золотую краску, «сажают золото»)

- Молодцы, вы много знаете о дымковских игрушках. Давайте ненадолго превратимся в игрушки.

Дети становятся в круг. Звучит музыка. Воспитатель называет дымковскую игрушку, дети изображают ее в движении (барыня – дети двигаются, как дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечами; коняшка – скачут, как лошадка; индюк – идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щеки и т. д.).

Молодцы! Ребята, а вы хотите поиграть с дымковскими игрушками? (ответы детей). А у нас на каждого не хватает. Ребят много, а игрушка одна. Как же нам быть, что нам делать? (ответы детей). Да правильно. Игрушки можно слепить самостоятельно. А из чего можно слепить игрушку? (ответы детей). Сегодня мы будем лепить из глины. А сейчс я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую, где мы будем лепить дымковскую игрушку (коняшку).

3. «Открытие» нового знания или способа действия.

Сейчас мы с вами будем лепить коняшек, чтобы они были такие же красивые: «шею, словно лебеди гнули, хвост трубой, грива по шеи волной, меж ушей – челка…»

Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку (коняшку): какие части, детали, их форму.

- Ребята, а лепить мы будем из целого куска, способом – вытягивания.

Воспитатель показывает способы лепки.

- Сначала из целого куска раскатывается цилиндр – тело. Затем один конец (на треть длины) надрезается стекой; из частей оттягивается шея с головой, из другой части ноги. Шея поднимается вверх, изгибается, чтобы получилась голова. Ноги делаются из другой части – надрезаются стекой на две равные части, оттягиваются и закругляются. Другой конец цилиндра – оттягивается, и задние ноги делаются, как передние.

Фигура дополняется деталями: хвост и грива – слегка оттягиваются и прищипываются. Детали можно лепить отдельно: скатать жгутики, сплести их в косичку и примазать к телу.

- Для чего, ребята, нужна вода и тряпочки?

- Чтобы загладить поверхности игрушки, сделать ее гладкой, ровной.

4. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

- Молодцы, ребята. Я вижу, что вы готовы лепить дымковских коняшек. Приступайте к работе. (включается фонограмма)

Дети лепят коняшку.

Воспитатель помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами, помогает выполнить соединение частей, примазывание, сглаживание поверхности.

4. Итог занятия.

После того, как дети закончат лепку, устраивается выставка работ. Воспитатель с детьми рассматривают вылепленные игрушки.

- Ребята, что у нас получилось? (ответы детей)

- Да, мы слепили игрушки. Теперь нам можно с ними поиграть? (ответы детей)

- Правильно, лошадки должны высохнуть, а потом их нужно раскрасить. Воспитатель сообщает, что на следующем занятии дети продолжат работу – будут украшать вылепленные фигурки красивыми узорами.

Публикации по теме:

Дымковские игрушки своими рукамиДымковские игрушки своими руками Буквально вчера я прошла аттестацию на первую категорию. Для аттестации я готовила интегрированное занятие по теме "Дымковские игрушки".

Рекомендации по теме недели «Народные промыслы» Тема недели «Народные промыслы» «Народная культура и традиции» Народные промыслы занимают важное место в культуре и искусстве.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Лепка из соленого теста по мотивам народных игрушек «Дымковская игрушка»
Опубликовано: 10 марта 2015 в 22:09
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

19 августа. День полёта Белки и Стрелки

19 августа 1960 года в 11:44 космический корабль «Спутник-5» стартовал с космодрома «Байконур». На его борту были две беспородные дворняжки – Белка и Стрелка. Этот успешный эксперимент (четвероногие...

Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП
Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,...
Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника....
«Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника» Главной особенностью современного общества является активное использование новых...
Конспект НОД «День прав ребёнка» для детей подготовительной группы
ОО Познавательное развитие Цель: - формировать основы правового сознания дошкольников. Задачи: Развивающие: 1. Развивать представления детей о правах....