Конспект занятия «Лес — многоэтажный дом»

Наталья Сидоренко
Конспект занятия «Лес — многоэтажный дом»

Цель: уточнить и расширить представление детей о лесе, как «Многоэтажном» доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях: исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев; учить детей использовать имеющиеся знания о природе для установления взаимосвязей между растениями и животными леса; вызвать желание беречь лес.

Материал: модель «многоэтажного» леса: на листе ватмана, на фоне леса нарисовать высокие деревья /ели, сосны/, невысокие деревья /берёза, осина/, кусты, траву. На стволе дерева дупло для крупной птицы, на другом – для белки, гнёзда для маленьких птиц, в земле – нора для крота и т. д. фигурки лесных животных /лось, медведь, крот, волк, лиса, заяц, белка, сова, мелкие птицы, насекомые и т. д. этажи обозначить пунктирной линией.

Ход занятия:

Вос-ль: Совсем недавно мы говорили о лесе. Вы знаете, что растёт, и кто живёт в лесу. Люди называют лес «многоэтажным» домом. Хотите узнать, почему лес так называется? Для этого надо побывать в лесу и посмотреть есть ли там этажи. Но лес от нашего детского сада далеко, поэтому мы отправимся в него не по-настоящему, а как в сказке.

Закройте глаза и сосчитайте до 10. /вкл. музыку со звуками леса и повесить «модель» леса/.

- Откройте глаза. Мы в лесу. Птицы поют, деревья шелестят листьями. Поздороваемся с лесом.

Здравствуй, лес! Дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои! С. Погореловский.

/воспитатель обращает внимание на модель/

Посмотрите, какое огромное дерево. Это сосна. Сосна – самое высокое дерево в лесу. Какие ещё высокие деревья растут в лесу? /ель, пихта/. Есть ли в лесу невысокие деревья? Назовите их /берёза, рябина, осина/. Между деревьями растут кустарники. Какие кустарники вы знаете? /малина, шиповник/. В лесу ещё растут низкорослые кустарники /черника, брусника/. Кто ел из вас ягоды черники, брусники? Что же растёт под кустарниками? /трава, мох, грибы/.

Вот и получился «многоэтажный» лес:

Высокие деревья

Невысокие деревья

Кусты

Трава, мох, грибы.

Рядом с деревьями я нарисовала дом и разделила его на этажи. Посчитайте этажи.

В лесу живёт много разных животных. Какие этажи леса они занимают?

Кто на своей голове лес носит?

– Лось /располагаем на первом этаже/

Почему он живёт на земле?

– он большой, тяжёлый, корм ищет на земле.

Кто в берлоге спит зимой

Под высокою сосной?

А когда придёт весна,

Он проснётся ото сна?

/располагаем медведя; почему?/

Кто зимой холодной

Ходит злой голодный? /волк/

Какой зверь самый хитрый? /лиса/

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. /заяц/

– Почему эти звери живут на нижнем этаже? Какие ещё животные живут на нижнем этаже?

– Ежи, муравьи, лягушки. Почему?

– Какие животные занимают средние этажи леса?

– Рысь, куница, белка, сова, дятел т. д.

Они делают себе гнёзда /жильё/ в дупле; они сверху высматривают добычу.

Белка – легко передвигается по тонким веткам.

– Где находят место для гнезда маленькие лесные птицы?

– На высоких деревьях, тонких ветках.

– Кто ещё живёт на верхних этажах леса?

– Бабочки, стрекозы, жуки, комары.

В лесу живёт много разных животных, насекомых. Они выбирают себе место для жилья там, где есть для них пища. В густом лесу лучи солнца слабо освещают землю, поэтому в лесу мало травы, земля покрыта опавшими листьями, хвоёй.

Мелкие птицы тоже живут на верхнем этаже. Почему?

– Они питаются насекомыми.

Вот мы и расселили наших животных, но остались ещё несколько бездомных. Назовите их, найдите для них место в лесу.

– Червь, мышь, крот.

– Они живут в земле и даже под землёй, как будто в подвале дома.

Как много разных животных живёт в лесу! Лес – это большой многоэтажный дом. Даже в «подвале» живут животные. Учёные говорят, что все они нужны друг другу. Правда ли это? Зачем лесу комар? Он такой надоедливый, кусается.

А теперь представьте, что в одном лесу исчезли все комары. Что будет? Птицам, лягушкам, ящерицам нечего будет есть и они уйдут из этого леса, затем разведётся много гусениц, они съедят все листья на деревьях, останутся голодными зайцы, лоси, олени. Лес погибнет.

– А человек нужен лесу?

– Нет, лес может прожить без человека.

– А человек может прожить без леса? Что даёт людям лес?

– Без леса трудно, лес даёт древесину для постройки домов, дрова, ягоды, грибы; лес свежий воздух, защищает поле и луг от сухих ветров; лес богат лекарственными растениями и т. д.

Лес – богатство страны. Его надо беречь. Люди сложили много пословиц о лесе.

Рощи да леса – всему миру краса.

По лесу ходи – под ноги гляди.

Лес не школа – а все учит.

Лес – богатство и краса,

Береги свои леса.

Люби лес, люби природу –

Будешь вечно мил народу.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Лесной многоэтажный дом» Занятие по экологии в старшей группе. Воспитатель: Ванькаева Наталия Борисовна. МКДОУ «Детский сад «Алтн Булг». РК. п. Цаган Аман Тема: Лесной.

Конспект занятия в рамках проекта «Лес — многоэтажный дом» Выполнила Поплевина Л. Н. Младшая группа Октябрь-ноябрь 2015 г Лес – многоэтажный дом (сравнительный рассказ о деревьях, кустах, травянистых.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия «Лес — многоэтажный дом»
Опубликовано: 14 июня 2016 в 20:32
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Подарки своими руками»
На нашем сайте очень много талантливых и креативных педагогов, маамовцев, идеи которых манят меня ежедневно заходить на сайт и вдохновляться! Благодаря Вам и...
Конспект НОД во второй младшей группе. Рисование «Пушистые друзья для котенка Малыша»
Конспект НОД во второй младшей группе. Рисование "Пушистые друзья для котенка Малыша". Цель: учить детей рисовать жесткой кистью методом тычка....
НОД по художественно-эстетическому развитию «Изготовление светофора с использованием...
Цель: учить детей делать игрушку-светофор из различного бросового материала ( коробки, бутылки, пробки, крышки от коробки, нитки) Программные задачи: •...
Фотоотчет «Папин праздник»
Дети любого возраста всегда ждут праздника. А особенно любят что - то мастерить и дарить свои поделки, рисунки своим родителям. И вот намечался праздник 23...
Работа с родителями по приобщению детей к чтению
Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвящённой одной...