Наталья Сидоренко
Конспект занятия «Лес — многоэтажный дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить и расширить представление детей о лесе, как «Многоэтажном» доме, где все растения и животные занимают определё нную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях: исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев; учить детей использовать имеющиеся знания о природе для установления взаимосвязей между растениями и животными леса; вызвать желание беречь лес.
Публикация «Конспект занятия „Лес — многоэтажный дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Материал: модель «многоэтажного» леса: на листе ватмана, на фоне леса нарисовать высокие деревья /ели, сосны/, невысокие деревья /берёза, осина/, кусты, траву. На стволе дерева дупло для крупной птицы, на другом – для белки, гнёзда для маленьких птиц, в земле – нора для крота и т. д. фигурки лесных животных /лось, медведь, крот, волк, лиса, заяц, белка, сова, мелкие птицы, насекомые и т. д. этажи обозначить пунктирной линией.
Ход занятия:
Вос-ль: Совсем недавно мы говорили о лесе. Вы знаете, что растёт, и кто живёт в лесу. Люди называют лес «многоэтажным» домом. Хотите узнать, почему лес так называется? Для этого надо побывать в лесу и посмотреть есть ли там этажи. Но лес от нашего детского сада далеко, поэтому мы отправимся в него не по-настоящему, а как в сказке.
Закройте глаза и сосчитайте до 10. /вкл. музыку со звуками леса и повесить «модель» леса/.
- Откройте глаза. Мы в лесу. Птицы поют, деревья шелестят листьями. Поздороваемся с лесом.
Здравствуй, лес! Дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои! С. Погореловский.
/воспитатель обращает внимание на модель/
Посмотрите, какое огромное дерево. Это сосна. Сосна – самое высокое дерево в лесу. Какие ещё высокие деревья растут в лесу? /ель, пихта/. Есть ли в лесу невысокие деревья? Назовите их /берёза, рябина, осина/. Между деревьями растут кустарники. Какие кустарники вы знаете? /малина, шиповник/. В лесу ещё растут низкорослые кустарники /черника, брусника/. Кто ел из вас ягоды черники, брусники? Что же растёт под кустарниками? /трава, мох, грибы/.
Вот и получился «многоэтажный» лес:
Высокие деревья
Невысокие деревья
Кусты
Трава, мох, грибы.
Рядом с деревьями я нарисовала дом и разделила его на этажи. Посчитайте этажи.
В лесу живёт много разных животных. Какие этажи леса они занимают?
Кто на своей голове лес носит?
– Лось /располагаем на первом этаже/
Почему он живёт на земле?
– он большой, тяжёлый, корм ищет на земле.
Кто в берлоге спит зимой
Под высокою сосной?
А когда придёт весна,
Он проснётся ото сна?
/располагаем медведя; почему?/
Кто зимой холодной
Ходит злой голодный? /волк/
Какой зверь самый хитрый? /лиса/
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. /заяц/
– Почему эти звери живут на нижнем этаже? Какие ещё животные живут на нижнем этаже?
– Ежи, муравьи, лягушки. Почему?
– Какие животные занимают средние этажи леса?
– Рысь, куница, белка, сова, дятел т. д.
Они делают себе гнёзда /жильё/ в дупле; они сверху высматривают добычу.
Белка – легко передвигается по тонким веткам.
– Где находят место для гнезда маленькие лесные птицы?
– На высоких деревьях, тонких ветках.
– Кто ещё живёт на верхних этажах леса?
– Бабочки, стрекозы, жуки, комары.
В лесу живёт много разных животных, насекомых. Они выбирают себе место для жилья там, где есть для них пища. В густом лесу лучи солнца слабо освещают землю, поэтому в лесу мало травы, земля покрыта опавшими листьями, хвоёй.
Мелкие птицы тоже живут на верхнем этаже. Почему?
– Они питаются насекомыми.
Вот мы и расселили наших животных, но остались ещё несколько бездомных. Назовите их, найдите для них место в лесу.
– Червь, мышь, крот.
– Они живут в земле и даже под землёй, как будто в подвале дома.
Как много разных животных живёт в лесу! Лес – это большой многоэтажный дом. Даже в «подвале» живут животные. Учёные говорят, что все они нужны друг другу. Правда ли это? Зачем лесу комар? Он такой надоедливый, кусается.
А теперь представьте, что в одном лесу исчезли все комары. Что будет? Птицам, лягушкам, ящерицам нечего будет есть и они уйдут из этого леса, затем разведётся много гусениц, они съедят все листья на деревьях, останутся голодными зайцы, лоси, олени. Лес погибнет.
– А человек нужен лесу?
– Нет, лес может прожить без человека.
– А человек может прожить без леса? Что даёт людям лес?
– Без леса трудно, лес даёт древесину для постройки домов, дрова, ягоды, грибы; лес свежий воздух, защищает поле и луг от сухих ветров; лес богат лекарственными растениями и т. д.
Лес – богатство страны. Его надо беречь. Люди сложили много пословиц о лесе.
Рощи да леса – всему миру краса.
По лесу ходи – под ноги гляди.
Лес не школа – а все учит.
Лес – богатство и краса,
Береги свои леса.
Люби лес, люби природу –
Будешь вечно мил народу.