Занятие по экологии в средней группе «Лесной колобок — колючий бок» (по сказке В. Бианки)

Светлана Барабаш
Занятие по экологии в средней группе «Лесной колобок — колючий бок» (по сказке В. Бианки)

Лесной колобок – колючий бок.

(По сказке В. Бианки.)

Экология в средней группе.

Цели. Познакомить с внешним обликом ежа, его образом жизни в летнее и зимнее время; дать представление о том, чем он питается, кто на него охотится в лесу, как он защищается от врагов. Учить правильно, отвечать на вопросы по картине; давать заглавие картине. Развивать интерес к прослушиванию сказок. Развивать мелкую моторику рук.

Материал.Картины: «Семья ежей», «Спячка ежа».Куклы настольного театра: дед, баба, волк, медведь, лиса, колючий колобок из пластилина. Цветные карандаши, рисунки ежа без иголок (на каждого ребёнка).

Непосредственно образовательная деятельность.

Первая часть. Сегодня мы поговорим об интересном животном, который живёт в лесу. Узнаем, как ему живётся летом, а как зимой. Как он спасается от своих врагов. Хотите узнать о ком мы будем говорить.Отгадайте загадку:

Ползун ползёт,

Иголки везёт.

В лесу среди деревьев и кустарников. В траве живут ежи. Ёж – это небольшой зверёк, всё его тело покрыто острыми иголками – колючками. Он бегает по лесу на своих коротких лапках. Вынюхивает, где и чем пахнет; то червяка съест, то слизняка проглотит, а то и мышь лесную поймает.Летом ежу хорошо: в траве, под кустами полно еды. Посмотрите на картину.

Беседа по картине «Семья ежей».

- Как бы вы назвали эту картину?

- В какое время года изображены ежи?

- Почему вы так подумали?

- Посмотрите, среди них один большой. Как вы думаете, кто это?

- А маленькие тогда кто?

- А как их можно назвать, одним словом? (Семья.)

- Куда пришли ежи? (На лесную полянку.)

- Давайте опишем её.

- Как вы думаете, зачем они сюда пришли?

- Хорошо ли ежам здесь? Почему вы так думаете?

- Какое у них настроение?

- Давайте расскажем про них весёлое стихотворение и покажем, как им весело летом в лесу. (Дети читают стихотворение и выполняют действия по тексту.)

Ёжик весело шагает,

Ножки выше поднимает.

На носочки ёжик встал,

К верху голову задрал.

Ёжик прыгает и скачет

По дорожке словно мячик.

Рассматривание картины «Спячка ежа».

- В какое время года изображён ёжик на этой картине?

- Почему вы так думаете?

- Что здесь делает ёжик?

- Где он устроил себе норку?

- С наступлением холодов, ежи находят себе укромное местечко под большими корягами, у корней деревьев или пней. Носят туда сухую опавшую листву, зарываются в этой листве, сворачиваются клубком и засыпают. Выпавший снег укрывает их пушистым тёплым одеялом. Так ежики спят всю зиму.

- Есть ли у них враги? Как ежи защищаются от них?

- У ежей врагов много: лиса, волк, сова – хотят ежа поймать, но не так это просто. При малейшей опасности ёж сворачивается, мордочку и ножки прячет под себя, выставляет острые иголки и превращается в колючий шар –никак его не схватишь: настоящий колючий колобок.Про него даже есть такая загадка:

Нам нужны иголки для шитья.

Кому нужны иголки для жилья?

Вторая часть. Я хочу рассказать сказку про ежа «Лесной Колобок – колючий бок», которую написал Виталий Бианки. (Демонстрация портрета писателя.) Бианки с детства любил гулять в лесу, наблюдать за животными. Когда вырос, он написал много интересных сказок и рассказов о природе детям. Воспитатель показывает сказку на настольном театре.

- Ребята, кого встретили в лесу дед и баба?

- А почему они решили, что это колобок?

- Для чего ёжик свернулся колобком?

- Вам понравилась сказка?

Третья часть. Ребята, что помогло ежу, защитится от волка, медведя, лисы?

- Посмотрите, к нам прибежал ёжик. Он где то потерял все свои иголки. Давайте успокоим его и расскажем ему стихотворение про ежа и его маленьких ежат.

Пальчиковая гимнастика.

Под берёзой (руки вверх, пальцы разведены) на пригорке (рисуют ладошками бугорок) старый (поднять плечи, сморщить лицо) ёж (переплести кончики пальцев) устроил (вращение кистями рук – «моталка») норку (пальцы сложить в горсточку). А под листьями (руки вверх, пальцы разведены) лежат (ладони под щёчку) двое (показать по одному указательному пальцу на руках) маленьких ежат (переплести кончики пальцев).

- Ребята, как же ёжик будет без иголок защищаться от врагов. Давайте нарисуем ему иголки. (Дети цветными карандашами дорисовывают иголки ежу).

Заключительная часть.

- О каком зверьке мы сегодня говорили?

- Где он живёт?

- Чем питается?

- Как защищается от врагов?

- Как зимует?

Литература: «Дошкольное воспитание» № 7/2009

Публикации по теме:

«Как мы открыли Колобку тайны зимнего леса». Экологическое занятие в средней группе «Как мы открыли Колобку тайны зимнего леса» Цели: уточнить знания детей о лесе и его обитателях; познакомить с жизнью лесных животных зимой;.

«Знакомство с творчеством В. Бианки. Театрализация сказки «Лесной колобок — колючий бок»» Конспект занятия в старшей группе Тема: «Знакомство с творчеством В. Бианки. Театрализация сказки «Лесной колобок – колючий бок»»Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Русские народные сказки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Занятие по экологии в средней группе «Лесной колобок — колючий бок» (по сказке В. Бианки)
Опубликовано: 25 апреля 2014 в 02:54
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. Международный день детского телефона доверия

«Доверься! Скажи о чём молчишь» – под этим девизом ежегодно проходит Всемирный день детского телефона доверия. Если возникли трудности, о которых не хочется говорить с членами своей семьи или друзьями, то...

16 мая. День дымковской игрушки на МААМ

Белым глиняным игрушкам с ярким веселым узором посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с дымковским народным промыслом и...


Горячие темочки