Личностно — ориентированное развитие познавательных способностей детей младшего возраста в условиях дошкольного учреждения

Надия Галимзянова
Личностно — ориентированное развитие познавательных способностей детей младшего возраста в условиях дошкольного учреждения

Цель научно-исследовательской работы:

1. Обеспечение оптимальных условий обучения и развития дошкольников на основе учета их индивидуальных особенностей и возможностей.

2. Создание скоординированной системы научно-методической, диагностической и организационно – развивающей работы семьи, дошкольного учреждения и школы, позволяющей максимально раскрыть потенциал детей с высокими умственными способностями и устранить ряд затруднений детей, нуждающихся в коррекции результатов обучения и развития.

Объект научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности школы: триединый процесс обучения, воспитания и развития ребенка в условиях семьи и дошкольного учреждения.

Предмет деятельности ДОУ: способы и условия раннего выявления и развития умственных способностей ребенка, специфика организации групповой и индивидуальной работы развивающего типа в семье и дошкольном учреждении.

Научно-педагогические задачи ДОУ

1. Создание и экспериментальное апробирование аппарата ранней диагностики развития ребенка младшего возраста.

2. Выявление детей с опережающим развитием и организация интенсивной развивающей работы с ними.

3. Выявление детей с отставанием в развитии и организация коррекционной работы.

4. Организация информационного обеспечения родителей детей дошкольного возраста и будущих родителей в вопросах диагностики и развития ребенка.

5. Создание оптимальных условий раннего обучения и развития ребенка, его подготовки к школьному обучению.

6. Модернизация системы методической работы, руководства и контроля инновационными образовательными процессами в ДОУ.

7. Предоставление воспитателям ДОУ необходимой информационной и методической базы, ознакомление с новыми прогрессивными идеями организации работы.

8. Стимулирование творческой инновационной деятельности работника.

Актуальность проблемы

Актуальность проблемы. Развитие ребенка особенно интенсивно происходит в раннем возрасте, и упущение возможностей проведения такой работы затем нельзя восполнить. Вместе с тем, слабая информированность родителей в вопросах особенностей дошкольника на разных стадиях его возрастного становления, способах его диагностики и интенсивного развития мешает реализации этих возможностей ведет к завышению требований, дефектам умственного, речевого, физического и эмоционального развития ребенка.

Необеспеченность дошкольных учреждений системной проработкой проблемы отслеживания, своевременной коррекции и возможного ускорения умственного развития ребенка также создают много проблем с адаптацией выпускника дошкольного учреждения к условиям школы и тормозят раскрытие его природного потенциала.

Не проработаны вопросы организации обучения и развития дошкольников, предположительно проявляющих признаки одаренности, в посильном для них темпе. Полноценное же формирование умственных способностей, особенно одаренных детей, охватывающей все этапы возрастного развития личности, в системе индивидуального по темпу, характеру и уровню развития. В решении этой задачи роль дошкольного звена наиболее важная.

Особенно остро стоит проблема неготовности родителей и воспитателей к раннему выявлению одаренных детей, невооруженность их методиками и материалами для работы с ними, а также отсутствие специальных кадров и условий для осуществления этой работы в самих дошкольных учреждениях.

Развитие познавательных способностей дошкольников

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Как же развивать познавательные способности дошкольников?

К детсадовскому возрасту, дети уже, как правило, накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие. На смену интересу к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребенку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности и сравнивать один предмет с другим. Одним словом, теперь развитие познавательных способностей дошкольника предполагает не только наблюдение за тем, как игрушечная машинка едет, но и определение ее формы, цвета и отличия ее от других игрушечных машинок по этим признакам.

Естественно, интенсивное развитие познавательных способностей дошкольников невозможно без проведения с детьми специальных занятий. В качестве главного занятия для развития познавательных способностей дошкольников должен выступать важнейший вид деятельности ребенка – игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет нам в развитии познавательных способностей дошкольника.

Подбирая развивающие игры для ребенка, мы помним, что важнейшим фактором развития познавательных способностей дошкольников является пример взрослых. Ни для кого не секрет, что дети учатся чему-то новому, подражая старшим. Причем, это касается как положительных моментов, так и отрицательных примеров. Так не лучше ли, если ребенок будет иметь перед глазами больше положительных образцов для подражания?

Чтобы новый навык закрепился, необходимо достаточное количество повторений одного и того же действия. Не зря дети любят, когда им многократно читают одну и ту же сказку или играют с ними в одну и ту же игру. Так дети развиваются и с каждым разом чувствуют себя увереннее, когда им нужно сделать новое для себя действие. Подбирая материал для развития познавательных способностей дошкольника,  мы учитываем уровень его развития и его опыт, чтобы выполнение тех или иных заданий было по силам ребенку.

Также на развитие познавательных, или интеллектуальных способностей  влияет восприятие, память и внимание.  Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятия – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.   Игры для развития восприятия которые мы используем в своей группе  такие как -  игра «Чудесный мешочек», «Что изменилось?»,  «Найди предмет», «Найди игрушку».   и мн. другие.  

Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет!

Список литературы

1. Айдашева Г. А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г. А. Айдашева, Н. О. Пичугина.- М: Феникс, 2004. – С. 326.

2. Арапова-Пискарева Н. А.Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации [Текст] / Н. А. Арапова-Пискарева, Н. Е. Веракса, А. В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – С. 57.

3. Веракса Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 523 с.

4. Голицына Н. С.Занятия в детском саду:Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы [Текст]/Н. С. Голицына. - М.: Скрипторий, 2007. – С. 53.

5. Губанова И. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

6. Денисенкова Н. С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно – практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л. С. Выготского [Текст] / Н. С. Денисенкова, Е. Е. Клопотова. - Москва – Бирск, 2004. -С. 80 – 89.

7. Дыбина О. В. Образовательная среда в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников. М., 2008.

8. Козлова С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2007.- 421 с.

9. Колесникова Л. Учение без утомления [Текст] / Л. Колесникова// Дошкольное образование. - 2008. – №5.–56–60 с.

10. Кригер Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Э. Кригер. – Барнаул, 2000.- С. 32.

11. Степаненкова Э. Я. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольника. – М., 2001.

12. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Фортуна, М., 2013. – 207с.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возрастаИспользование дидактических игр на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста «Использование дидактических игр на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста» Цель: Развитие сенсорных способностей.

Конструирование ​как средство развития познавательных способностей детей  дошкольного возраста в условиях введения ФГОС Слайд №1 Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется отчет по первой годовой задаче «Развитие познавательной и творческой возможности.

Личностно-ориентированное занятие-игра, направленное на развитие творческого потенциала Тема занятия: Личностно-ориентированное занятие – игра, как развить творческий потенциал? Формат мероприятия: ролевая игра. Цель научить.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ Актуальность опыта работы. Теоретическое обоснование. Диапазон опыта Сенсорное развитие ребенка, по.

Особенности познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста Познавательные процессы входят как основная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность [4]. В реальном.

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом.

Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста Ранний возраст-это возраст активного познания окружающего мира, основа дальнейшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребенок испытывает.

Развивающие возможности дидактических игр для познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста Игровая деятельность создаёт благоприятные условия для развития познавательных процессов у дошкольников. А. А. Харунжев, Е. В. Харунжева выделили.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ «Именно творческая деятельность человека делает.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Личностно — ориентированное развитие познавательных способностей детей младшего возраста в условиях дошкольного учреждения
Опубликовано: 11 октября 2019 в 09:54
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 мая. Всероссийский день посадки леса

Очередной тематический день посвящен озеленению — благородному делу, которым можно выразить свою любовь к природе и оставить свой след на Земле. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий,...

18 мая. День мини-музеев на МААМ

Ежегодно 18 мая музейные работники во всём мире отмечают свой профессиональный праздник – Международный день музеев. Мы тоже часто используем в работе с детьми средства музейной педагогики и обмениваемся...


Горячие темочки