Юлия Русяева
Личностно-ориентированные технологии в образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Становление личности ребенка происходит в результате взаимодействия социокультурных и психолого-педагогических условий, создаваемых специально в образовательном учреждении. Именно эти условия являются компонентами создания образовательной среды, характер которой определяется выбором определенного пути обучения и соответствующих образовательных технологий. Конечно же любая технология в педагогике одной из задач имеет развитие и становление личности каждого обучающегося, но в применении технологий ориентированных прежде всего на личность индивида по этому поводу существует своя специфика.
Публикация «Личностно-ориентированные технологии в образовании» размещена в разделах
Использование личностно-ориентированных педагогических технологий предполагает личностно-ориентированное обучение, которое приоритетным субъектом образовательной системы делает личность каждого ребенка, обеспечение комфортных условий ее развития и реализацию ее природных потенциалов.
Признание индивидуальности каждого человека, создание особых условий для его развития стало важнейшим принципом разработки системы личностно-ориентированного обучения. Соответственно центральным понятием является индивидуальность. В общих чертах индивидуальность можно определить как неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. И. С. Якиманская рассматривает индивидуальность как неповторимую совокупность черт и свойств психики каждого человека, формирующихся под воздействием разнообразных факторов. Такими факторами являются: наследованные природные задатки, стиль обучения и воспитания и что самое главное – саморазвитие, самопознание, самореализация в различных видах деятельности.
Принцип учета и признания индивидуальности личности в обучении реализуется в процессе раскрытия максимальных возможностей развития обучающегося, признавая при этом уникальность и неповторимость каждого из них. Но чтобы индивидуально работать с каждым ребенком, учитывая все его личностные особенности, необходимо по особому строить весь образовательный процесс. В таком случае, традиционных предметно-ориентированных технологий становится недостаточно, в ход идут специально разработанные различными авторами образовательные технологии, направленные на развитие самосознания, мировосприятия, характера, темперамента, познавательных способностей и всего того, что входит в структуру личности с учетом индивидуальности каждого ребенка.
В качестве примера личностно-ориентированной технологии можно рассмотреть педагогическую систему Ш. А. Амонашвили «Школа жизни», суть которой состоит в «открытости педагогической системы». Это означает что педагогу предлагается лишь каркас системы и он приглашается к сотворчеству для ее достраивания. Система задает только основные блоки, в пределах которых учителю предоставляется открытое поле деятельности и возможность осмысливать и создавать конкретное содержание в виде образовательных программ, планов и т. д. Сотворчество учителя является условием, без которого реализация данной педагогической системы не возможна.
Источниками своих размышлений, кроме классической педагогики, Ш. А. Амонашвили называет религиозные учения, духовные и философские труды разных мыслителей и за основу всей системы принимает веру, как проявление высшей духовности человека и выдвигает три основополагающих постулата. Первый утверждает в качестве реальной действительности бессмертие души человека, второй гласит, что душа человека устремлена к вечному совершенствованию, и наконец, третий рассматривает земную жизнь как «один из отрезков пути восхождения». «Доказывать эти постулаты с помощью логических доводов или подтасованных фактов не имеет смысла – в них надо только верить» утверждает Шалва Александрович.
Исходя из этого, автор считает возможным рассматривать каждого ребенка в трех аспектах. Первый аспект заключается в том, что появление любого человека на свет, ни в коем случае не является случайностью. Он родился потому, что должен был родиться, если не у этих, то у других родителей, ибо «устремленная к совершенствованию бессмертная душа должна была воплотиться в тело». Второй аспект гласит, что каждый рождающийся на свет человек несет свою индивидуальную миссию, своего рода жизненную задачу. Эта миссия определяет его дальнейшую судьбу, неповторимость которой автор сравнивает с индивидуальным рисунком отпечатков пальцев каждого человека. В каждом отдельном случае личная миссия делает каждого человека исключительно значимым в космических масштабах. В третьем аспекте ребенок рассматривается как носитель величайшей энергии духа, а это значит, что «ребенок может все, в нем безграничность космоса и творчество природы, в нем устремленность к восхождению».
Все эти три аспекта направляют учителя на особое восприятие учеников, которое заключается в том, чтобы не столько учитывать психологические особенности каждого ребенка, поощряя и развивая одни и отсеивая и оставляя без внимания другие, не принятые сознанием современного общества, сколько принимать их такими какие они есть.
Безусловно, «Школа жизни» уже обогатилась своими специфическими методами, из чего рождаются такие нетрадиционные формы проведения учебных занятий, которые придают образовательному процессу гуманно-личностную направленность. Можно выделить такие методы, как свободные обсуждения и беседы; чтение различных легенд; мечтания о полетах в дальние миры, о строительстве своих городов и государств; молчание и «думание» о самом себе, о близких и родных, об улучшении жизни людей; обращение к своему сердцу; занятия по саморазвитию умения видеть сердцем и болеть душой. Предполагается, что в таком образовательном процессе ребенок получает возможность научиться менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать ее качество, а не просто приспосабливаться к уже давно сложившимся условиям и подчиняться ограниченности некоторых общественных стереотипов.
Таким образом становится ясно, что не смотря на преобладание в массовом образовании технологий, прежде всего предметного характера, есть место и довольно широкому применению личностно-ориентированных технологий обучения.