Литературная викторина «Русские народные сказки» для детей старшего дошкольного возраста

Надежда Парегина
Литературная викторина «Русские народные сказки» для детей старшего дошкольного возраста

Литературная викторина:

«Русские народные сказки»

Цель: Систематизировать знания о русских народных сказках.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству;

воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Образовательные:

Помочь детям вспомнить название и содержание знакомых русских народных сказок. Упражнять детей в назывании героев сказок. Уметь отвечать на вопросы по содержанию сказок.

Развивающие:

Развивать умение действовать согласованно;

Пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонацию, выразительность речи, чувство ритма. Закреплять умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей;

поддерживать желание принимать участие в командных соревнованиях, играх развивающего характера.

Ход

1. Организационный момент.

Входит Сказочница в русском народном костюме.

-Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте девочки-прелестницы, мастерицы, да кудесницы! Здравствуйте мальчики-молодцы, славные удальцы! Я – Сказочница, знаю много сказок, очень их люблю. А вы любите сказки? А за что вы их любите? (ответы детей: в сказках много волшебства, необычные герои, в сказках всегда хороший конец)

А много знаете русских, народных сказок? Сейчас мы проведем сказочную викторину, вспомним сказочных героев, с которыми познакомились когда читали р. н. сказки и увидим, как вы знаете р. н. сказки.

Для этого нам нужно разделиться на 2 команды. Вы согласны разделиться на команду девочек и команду мальчиков?

Проходите, рассаживайтесь, получилось у нас две команды: «Красны девицы», «Добры молодцы».

Сказочная викторина – это соревнование, в любом соревновании кто – то побеждает, кто – то проигрывает. Поэтому мы будем соревноваться без обид и выполнять правила: а) отвечает на вопрос та команда, которой он адресован; б) ответы не выкрикиваются, сначала нужно поднять руку; в) прежде чем сказать ответ, нужно подумать.

У каждой команды должен быть капитан. Он отвечает за порядок в команде, дисциплину, ответы детей.

Капитан у команды «Добры молодцы» - …

Капитан у команды «Красны девицы» - …

За правильно выполненное задание на нашем табло будут выставляться цветные кружочки. Команде девочек – красные кружочки, а мальчикам – синие.

Поприветствуем друг друга. (аплодисменты)

- провести викторину мне поможет мой волшебный сундучок. Вот он нас ждет

-Сундучок открываем - соревнования начинаем

2. Основная часть

1 задание «Положи сказку в сундучок»

Сундучок открыт. Каждый участник команды по очереди называет название русской народной сказки. Какая команда назовет больше, та получает один балл, 1 кружочек

Подведение итога 1 – го задания

- Молодцы! много р. н. сказок знаете. Обе команды справились отлично и каждой присуждается по одному колечку. (круги выставляются на табло)

2 задание «Отгадай загадку и назови героев сказки»

У меня есть необычная палочка, до кого я дотронусь, тот загадывает загадку команде – сопернице, другая команда должна отгадать загадку и назвать героя сказки.

(Сказочница подходит к детям, дотрагивается до них палочкой по очереди)

1. Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке из копытца («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

2. Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,

И сам того не ведая, несёт её домой («Маша и медведь»)

3. Возле леса на опушке трое их живёт в избушке,

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

(«Три медведя»)

4. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей? («Царевна-лягушка»)

5. В сказке небо синее, в сказке птицы страшные.

- «Яблонька, укрой меня! Яблонька, спаси меня!» (Гуси – лебеди.)

6. Вор пшеницу воровал, а Иван его поймал

Вор волшебным оказался, и Иван на нем катался. (Сивка- бурка.)

Подведение 2-го задания (выставление кружочков на табло)

Все загадки отгадали и героев всех назвали! Молодцы!

3. задание «Закончи сказочное выражение»

Сказочница: в русских народных сказках много сказочных выражений. Хочется мне узнать помните ли вы их?

Сундучок приготовил интересное задание

(вынимаю мешочек). Вот в этом чудесном мешочке лежат сказочные выражения, кто подойдет ко мне, достанет снежинку тот и отвечает. Я читаю начало, а вы проговариваете конец фразы.

В некотором царстве (в некотором государстве)

По щучьему веленью (по моему хотенью)

Сивка – бурка вещий каурка (встань передо мной, как лист перед травой)

Скоро сказка сказывается (да не скоро дело делается)

И я там был, мёд, пиво пил (по усам текло, а в рот не попало)

Стали они жить - поживать (да добра наживать)

Не садись на пенёк (не ешь пирожок)

Избушка, избушка. встань к лесу задом (ко мне передом)

Тут и сказке конец (а кто слушал молодец)

Сразу видно, что наши дети сказки любят и знают! Молодцы!

Итог 3-го задания

4. задание - игра на внимание

рассказываю вам сказку; если в сказке что – то не так, вы топайте ножками, а если сказка рассказывается правильно – хлопайте в ладоши)

(берет книги из сундучка и читает сказки)

а) катиться колобок, а навстречу ему волк. Волк и говорит колобку: сядь ко мне на язычок, да пропой еще разок.

б) Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая. Пошел дед тянуть репку и вытянул. Один, Вот какой он сильный.

в) На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масляный.

г) Эй, старуха! Глядь, какой я тебе воротник на шубу привез. Подошла старуха к саням, а там не только лиса лежит, а целый воз рыбы. Обрадовалась старуха, стала деда обнимать, целовать умницей называть.

Итог 4 задания

Динамическая пауза (с музыкальным сопровождением)

А сейчас:

Сказка даст нам отдохнуть

Отдохнем и снова в путь (шагают на месте)

Вот от Машеньки слова:

Чтоб спина была пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам. (поднимаются на носки, руки вверх)

А вот от зайчика совет:

Если будешь прыгать, бегать

Проживешь ты много лет (прыжки, бег)

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули? Снова в путь

Продолжаем нашу викторину

Сказочница

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал просто - ах!

Все картинки перепутал,

Сказки все мои он спутал.

Части вы должны собрать,

Сказку русскую назвать!

5 задание Конкурс капитанов «Сложи сказку»

Посмотрим, как капитаны справятся с заданием, а мы будем внимательно следить и болеть за них

Предлагаю на выбор капитанам две тарелки с разрезными картинками со сказками. Вы картинку соберите, быстро сказку назовите! (сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Заяц хваста.»(капитаны подходят к столу и собирают сказку)

Давайте напомните нам содержание сказки

(задаю вопросы: «Как называется сказка?

Чему учит нас эта сказка? (взрослых нужно слушаться, всегда нужно делать добро людям; добро побеждает зло)

Как хвастался заяц?

Чему учит эта сказка (в лесу все должны жить дружно, помогать друг другу, выручать из беды)

Молодцы! Сложить сказки сумели! Проделки Кощея преодолели!

Итог 5 конкурса.

Сказочница: Ребята! посмотрите, что я нашла в сундучке!

Это перо Жар – птицы (показывает, оно перенесет нас в сказку, а вы будете в ней артистами.

6. Задание: «Дети – артисты».

Нужно отгадать название сказки, отрывки из которой будете инсценировать вы сами

Сейчас смотрим сказку, которую нам покажут «Красны девицы»

(девочки надевают на головы шапочки мышки, лягушки, ставят теремок, остальные дети встают в круг)

Сказочница:

Засветись перо ярко

Засветись перо жарко

Сказка начнись

Инсценирование сказки: «Теремок»

(все дети идут вокруг теремка и поют)

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок ни высок, ни высок,

А по полю, полю мышка бежит,

У дверей остановилась и стучит:

Мышка: кто, кто в теремочке живет?

Кто – кто в не высоком живет?

Никого нет. Буду здесь жить!

(все дети идут вокруг теремка и поют)

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок ни высок, ни высок,

А по полю, полю лягушка бежит,

У дверей остановилась и стучит:

Лягушка: кто, кто в теремочке живет?

Кто – кто в невысоком живет?

Мышка: я мышка норушка, а ты кто?

Лягушка: а я лягушка- квакушка

Мышка: иди ко мне жить

Сказочница:

Спасибо девочкам - артисткам. Спросим команду «Добрых молодцев»: как называется сказка, которую показали «Красны девицы?»

Какие звери еще просились в теремок?

Чем закончилась сказка?

(медведь раздавил теремок и всех зверей распугал)

Сказочница: сейчас смотрим сказку, которую нам покажут «Добры молодцы»

Сказочница:

Засветись перо ярко

Засветись перо жарко

другая сказка появись!

Инсценирование сказки: «Заюшкина избушка» (команда мальчиков)

(от домика отходит зайчик и плачет, а навстречу ему идет петух и спрашивает)

Петух: о чем заинька плачешь?

Зайчик: как мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, пришла весна избушка у лисы растаяла, попросилась она ко мне да меня и выгнала.

Петух: Не плачь, я твоему горю помогу

Зайчик: нет, петух не поможешь, собаки гнали, не выгнали, волк не выгнал, медведь не выгнал.

Петух: А я выгоню (подходят к избушки)

Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи, поди лиса вон!

Лиса: собираюсь!

Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи, поди лиса вон!

Лиса: шубку надеваю

Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи, поди лиса вон!

(лиса выбегает из домика)

Сказочница: как называется сказка, которую показали «Добры молодцы?»

Ребята показали начало или конец сказки?

Итог: все ребята были как настоящие артисты, очень мне понравились

7. КОНКУРС «Нарисуем колобка»

Сказочница: мы загадки отгадывали, сказки собирали, сказочные выражения называли.

Умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать сейчас узнаете

(входит Колобок)

На сметане я мешён, на окошке я стужён.

Круглый бок, румяный бок, я веселый (Колобок)

Рисовать колобка будете всей командой на мольберте: 1ый бежит – рисует круг, возвращается в команду, передаёт фломастер следующему участнику, он бежит, рисует ручки; 3ий-ножки; 4ый-глазки, носик, ротик; 5ый -шапку; 6ой-дорожку, по которой катится колобок. Начали!

Красивые получились рисунки.

Молодцы, все старались нарисовать разных колобков!

Колобок: А вы мою песенку знаете?

Дети: Да

(все дети встают в круг, поют песню Колобка в хороводе)Музыка «Каравай»

Я колобок, колобок,

По амбару метен

По сусеку скребен,

На сметане мешен

В печку сажен

На окошке стужен

Я от дедушки ушел

Я от бабушки ушел.

(дети садятся на места)

Сказочница: Опустел мой волшебный сундучок. Все задания дети выполнили, а значит, закончилась наша сказочная викторина

Сейчас посмотрим: какая команда победила в нашей викторине. Считаем, сколько очков набрала команда девочек? А мальчиков?

Сказочница: победила смекалка, находчивость и дружба! Теперь я точно знаю, что сказки вы любите и знаете.

Награждение (диск со сказками)

3. Заключительная часть

Пришла пора прощаться. А перед расставанием наказы мои послушайте, которым сказки учат: дружно живите, да родителей любите; будьте сильными и ловкими, умными и скромными; умейте хорошо трудиться. Но с пустыми руками я вас не отпущу. Вот вам угощенье. Помните пословицу: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи!» А вы их честно заработали, вот и угощайтесь на здоровьице! (раздача баранок)

Тут игре нашей конец, а кто играл – тот молодец!

А вы, гости, прощайте, да лихом нас не поминайте!

Публикации по теме:

Презентация «В гостях у сказки» Вечер досуга для детей старшего дошкольного возраста. Обучающие задачи:  1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

План викторины «Как мы знаем русские народные сказки» Задачи:- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках; - учить передавать структуру сказки с помощью моделирования; - развивать.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Литературная викторина «Русские народные сказки» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 марта 2015 в 14:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 ноября. День мозаичной аппликации на МААМ

Одним из необычных и весьма интересных видов творчества, который мы периодически используем на занятиях самых разных тем, является мозаика из бумаги. Всегда увлекательно, когда путём наклеивания множества...

21 ноября. Всемирный день приветствий

Салют, чао, алоха – так по-разному звучат приветствия на разных языках. Несмотря на отличие национальных этикетов, все народы при встрече приветствуют друг друга и желают добра, здоровья и благополучия....

Фотоотчет о прогулке в младшей группе «Осеннее путешествие»
Уважаемые коллеги! Внимание! Младшая группа "Капельки" из детского сада "Парус" отправляется в осеннее путешествие по дорожкам детского сада. Все водители...
Картотека игр по интеграции видов детской деятельности и физической культуры (речевая)
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Речевые упражнения со спортивным инвентарём. «Назови спортсмена» ( с мячом. Цель: Закреплять знания детей о спорте и о...
Игры на новогоднем утреннике в ДОУ (часть 2)
Игра «Снежинки и сугробы» Дед Мороз превращает всех в снежинки. Пока звучит музыка- все кружатся, танцуют. Но надо внимательно слушать, Дедушка Мороз...