Папки-передвижки

Литературно-музыкальная композиция «Певец «Страны берёзового ситца»

Нина Савчук
Литературно-музыкальная композиция «Певец «Страны берёзового ситца»

Литературно-музыкальная композиция "Певец «страны берёзового ситца»"

Провела : учитель русского языка и литературы Савчук Нина Петровна

Оборудование:

компьютер

мультимедийная система, экран

Цели и задачи:

1. Расширить знания детей о творчестве С. А. Есенина.

2. Развивать творческую активность, положительную мотивацию к чтению, актёрских качеств у детей.

3. Формировать умение творчески применять знания, развивать мышление, речь и навык выразительного чтения.

4. Воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке.

Публикация «Литературно-музыкальная композиция „Певец „Страны берёзового ситца“» размещена в разделах

Место проведения: актовый зал школы.

Мультимедия: фильм «Сергей Есенин». Пролог.

Ведущий 1: В этом году 3 октября русскому поэту Сергею Есенину исполнилось 125 лет.

Ведущий 2: 3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года. Первая дата рождения, вторая – смерти поэта

Ведущий 1: 30 прожитых поэтом лет. Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял.

Ведущий 2: Но и то, что он дал, – это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги.

Чтец 1:

Сергей Есенин! – это имя

В лесах родной моей России,

В березах нежных и осинах,

В сережках желтовато-синих,

В лугах из зелени весенней,

В стихах твоих, Сергей Есенин.

Мультимедия: фильм Сергея Тютина «Сергей Есенин». Пролог (голос Сергея Есенина)

Ведущий 1: Мир знает две обаятельнейшие улыбки, в которых щедро светилась русская душа: Юрия Гагарина и Сергея Есенина. Гагарин, с детства влюбленный в стихи Есенина, первым открыл дорогу к звездам; любимый его поэт лишь мыслью устремлялся туда, но он достиг звездной ясности и чистоты в воспевании российских просторов.

Чтец 2:

Поэты живут после смерти,

При жизни страдают они.

Их ловят мещанские сети,

Тираны их держат в тени.

Коль им не поют «аллилуйя»

Народных глушин голоса.

Рассвет. Приближаюсь к селу я,

Где русский Поэт родился.

Мультимедия: фильм Сергея Тютина «Сергей Есенин». Детство и юность (до конца песни А. Малинина)

Ведущий 2: Родина, Россия, Русь – художественный нерв всего творчества Сергея Есенина.

Чтец 3:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Чтец 4:

Свет луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы.

Чтец 1:

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

Ведущий 1: Поэт Руси, он взял у природы даже характерные черты своей прекрасной внешности: чарующую синеву очей – у голубых озер и бездонных небес, мягкие кудри – у крон родных берез, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины, у бескрайней полевой шири России, глубокую и необъятную душу ее.

Чтец 2:

Приоткроется дверь, и в сени

Осень стучит, дождем дыша,

Здесь родился Сергей Есенин,

Здесь витает его душа.

Чтец 3:

Где простор необъятной сини

Наполняет дыханьем грудь,

Сын Рязани, любимец России

От берез начинал свой путь.

Чтец 1:

И взлетел он, подвластный песне,

Над обыденной суетой.

Русской нежности страстный вестник,

Грешник праведный и святой.

Мультимедия: фильм Сергея Тютина «Сергей Есенин». Москва. Петроград. «Я покинул родимый дом…» (стихотворение «Береза»)

Чтец 2:

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Ведущий 2: Современники усматривали в поэтическом творчестве Есенина «хрестоматию от Пушкина до наших дней». Есенин с головокружительной быстротой проделал сложный путь от никому не известного поэта к вершина поэтической классики, создав такие шедевры, как «Пугачев», маленькие поэмы «Русь Советская», «Русь кабацкая», «Русь уходящая», лирический цикл «Персидские мотивы».

Мультимедия: фильм Сергея Тютина «Сергей Есенин».Выпуск первых книг. Призыв в армию (сборник «Радуница; до слов: «Говорили, что я талант…»).

Ведущий 1: «Радуница». Что обозначает это слово? В. И. Даль высказывает в своем словаре предположение, что произошло оно от слова «радеть», что означает «проявлять заботу, старание, опекать». Всю свою недолгую и неспокойную жизнь Сергей Есенин проявлял заботу, радел о самом близком человеке – о матери, Татьяне Федоровне. Она играла большую роль в его жизни. Матери С. Есенин посвятил эти задушевные строки:

Чтец 1:

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Чтец 2:

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Чтец 3:

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось, –

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни довелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Звучит «Интернационал». На его фоне:

Ведущий 2: 1917 год… Вихрем пронеслась над Россией Октябрьская революция, ломая многие судьбы. Есенин восторженно сначала принимает революцию. Вместе с Блоком, Брюсовым, Маяковским он без колебания встал на ее сторону.

Ведущий 1: Как бы ни называли себя дети русской революции, какие бы задачи перед собой ни ставили, все они бросили вызов Творцу, решили переменит источник жизни и света. Последствия не заставили себя долго ждать. Россию накрыли сумерки. Не только ночные, но сумерки духовные: беспросветные ночью и днем. Столь же сумеречным стал после революции поэтический мир Есенина, тем более, что воспринимал он революцию по-своему, с «крестьянским» уклоном, называя себя «последним поэтом деревни».

Чтец 1:

С модной тростью, в смокинге цивильном,

Он ходил, шокируя цилиндром

Революционную Москву:

Барду, избалованному славой,

Нравилось мальчишеской забавой

Волновать неверную молву.

Чтец 2:

Грустный, словно музыка из сада,

Нежный, словно летний звездопад,

Вечный, словно солнечный восход.

Кто же он, как не сама природа, –

Юноша, пришедший из народа

И ушедший песнею в народ?

Ведущий 2: «Какой чистый и какой русский поэт», – говорил о нем Горький. Алексей Максимович точно определил глубинную суть Есенина-поэта, сказав, что он «не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения любви ко всему живому в мире и милосердия».

Мультимедия: фильм Сергея Тютина «Сергей Есенин». Мы есть чада древа (до слов «Само слово «деревня» происходит от слова «деревья»).

Чтец 1:

Клен ты мой опавший, клен

заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью

белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

Чтец 2:

И, как пьяный сторож, выйдя на

дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал

нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской

попойки.

Чтец 3:

Там вон встретил вербу, там сосну

приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши

в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.

Ведущий 1: Стихотворения Сергея Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неполности, то стремлением ее торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание.

Чтец 1:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому что я с севера, что ли

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому что я с севера, что ли?

Чтец 2:

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь – на палец вяжи –

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Чтец 3:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя он страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Ведущий 2: На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Много передумал и перечувствовал Есенин в то время. Одинок и неприкаян был поэт последние месяцы перед гибелью.

Ведущий 1: Ослабленный болезнью издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии: в С. -Петербурге, в гостинице «Англетер», ночью на 27 декабря Есенин ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было убийство? Пока нет точного ответа на этот вопрос.

Чтец 1:

До свиданья, мой друг, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

Чтец 2:

До свиданья, мой друг, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, –

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Мультимедия: фильм Сергея Тютина «Сергей Есенин». Эпилог.

Чтец 3:

Уходят лучшие, как будто мир им тесен,

Как будто он не в силах их понять.

Уходят лучшие, не спев последних песен,

Осиротив родную Землю-мать.

Мы перечитываем созданное ими

И жжет глаза горячая строка.

Уходят лучшие, свое оставив имя,

Утраты боль и память на века.

Звучит песня А. Малинина «Мне осталась одна забава…»

Задания:

Станция «Выразительная»

Прочитайте наизусть одно из стихотворений С. А. Есенина (от 16 до 24 строк)

Оценка: от 1 до 5 баллов

Станция «Поэтическая»

Вставьте на место паузы пропущенные слова:

1) Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес … (баюкает)

Стозвоном сосняка

2) Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами … (плачут) глухари.

3) Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят … (грачи) в полосе

4) Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

(сенокос) некошеный,

Лес да монастырь

5) Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот (вечерний) несказанный свет

Оценка: по одному баллу за каждый отрывок

Станция «Биографическая»

Ответьте на вопросы:

1. В каком селе родился С. Е. Есенин? (Константиново)

2. Как назывался первый сборник стихов С. А. Есенина? («Радуница»)

3. Кто из родственников никогда не читал стихотворения поэта? (Мать поэта)

4. До какого возраста Есенин жил в своем родном селе? (До 17 лет)

5. На берегу какой реки родился С. А. Есенин? (На берегу Оки)

Оценка: по 1 баллу за каждый правильный ответ (максимально – 5 баллов)

Станция «Природная»

1. Что предлагает поэт сделать собаке Качалова Джиму? (Дать лапу)

2. «Отговорила роща золотая… языком» Каким зыком? (Березовым, веселым)

3. Как писал свою фамилию отец Есенина? Почему? (Ясенин)

4. Кому Есенин посвятил стихотворение «Ах, как много на свете кошек…» (Сестре Шуре)

5. Какое дерево, посаженное руками Есенина, встречает экскурсантов, словно деревянный сторож, у входа в дом поэта в селе Константиново и по сей день? (Тополь).

Оценка: по 1 баллу за каждое правильно названное слово (максимально – 6 баллов)

Станция «Народный быт»

1. В стихотворении «В хате» есть такие строчки:

Пахнет рыхлыми драчёнами…

Старый кот к махотке крадется…

Что обозначают выделенные слова? (Большая лепешка из яиц, замешанных на молоке с крупой, мукой или тертым картофелем. Маленький горшок из глины)

2. Назовите другие предметы домашнего обихода, упоминающиеся в стихотворении «В хате». (Печурка, заслонка, лавка, солонка, ухват, оглобли сохи, хомут)

3. Какие продукты питание упоминаются еще в стихотворении «В хате»? (Шелуха сырых яиц, молоко)

4. Многие из стихотворений поэта посвящены русским православным праздникам. О каком празднике идет речь:

В роще по березкам белый перезвон,

На резных окошках ленты и кусты.

Я пойду к обедне плакать на цветы. (Троица)

5. Прочитайте отрывок из стихотворения:

Сыпь, тальяночка, звонко, сыпь, тальяночка, смело!

Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?

Как еще называет этот инструмент в своих стихах С. Есенин? (Ливенка, гармонь)

Оценка: по 1 баллу за каждое правильно названное слово (максимально – 15 баллов)

Учитель: Венок Есенину Так рано ушёл, но всегда среди нас. Народ его нежность постиг. Есть люди, которых в страдальческий час, Спасает есенинский стих. Вековая просинь, наша сторона. Если Пушкин - осень, ты у нас - весна! Его стихи отчаянно читаем, И говорим о нём, как о живом, И в тундре - там! - его своим считаем! И вместе с ним Россиею живём! Есенин - богатырь, Есенин – витязь, С копной весёлых, вьющихся вихров. О люди! Подходите и дивитесь Тому, как бьёт родник его стихов! 1 ведущий: Его называли колдуном и сумасшедшим, кабачным повесой и лириком, тонким и нервным. Жизнь его закуталась в тайны, смерть покрылась роковой мглой. Трагическая гибель Сергея Есенина до сих пор является загадкой. Но, читая стихи Есенина, понимаешь, что он был полон духовных, творческих сил, хотел жить и работать. Он был очень гордым и сильным человеком. Сергею Есенину ныне - 125 лет. Чтец: Не ушёл – Такие не уходят В мутные загробные края. Вон он, вон, В осенней чаще бродит, Чуб волнистый, По ветру струя! 2. Без Руси Ему бы стало тесно, Без людей, Без луга и зари. Не ушёл – А растворился в песнях, Чтобы с нами быть и говорить. Звучит романс “Не жалею, не зову, не плачу. ”

Учитель: Колышет березоньки ветер весенний, Веселой капели доносится звон, Как будто читает поэму Есенин, Про землю, в которую был он влюблен, Про белые рощи и ливни косые, Про желтые нивы и взлет журавлей, Любите Россию, Любите Россию, Для русского сердца земли нет милей!

Публикации по теме:

Литературно-музыкальная композиция в старшей группе «8 Марта — мамин день»Литературно-музыкальная композиция в старшей группе «8 Марта — мамин день» «8 марта – мамин день. !» старшая группа 2020г. 5 лет (В зал под музыку входят мальчики.) Мальчик: Скоро праздник! Всё готово? Эй, никто.

Литературно-музыкальная композиция «Когда приходит День Победы», посвящённая Дню ПобедыЛитературно-музыкальная композиция «Когда приходит День Победы», посвящённая Дню Победы (для проведения встречи с ветеранами войны и труда в районном краеведческом музее.) Цель: Расширение представления о истории родной страны,.

Литературно-музыкальная гостиная «Певец страны берёзового ситца», посвященная 125-летию со дня рождения С. А. ЕсенинаЛитературно-музыкальная гостиная «Певец страны берёзового ситца», посвященная 125-летию со дня рождения С. А. Есенина Литературно-музыкальная гостиная "Певец страны берёзового ситца", посвященная 125-летию со дня рождения С. А. Есенина (подготовительная группа).

Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов «Когда поют солдаты» Литературно-музыкальная композиция «Когда поют солдаты» Учитель: Кудрявцева Лидия Ивановна Цель: ознакомление с песнями самодеятельных.

Литературно-музыкальная композиция «От героев былых времен!» по мотивам художественного фильма «В бой идут одни «старики» Основная часть литературно-музыкальной композиции была найдена в интернете около трех лет назад. После корректировки спектакль был продемонстрирован.

Литературно-музыкальная композиция «Песни, опалённые войной» в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее» Актуальность: тема патриотического воспитания важна и актуальна в наше время. Форма мероприятия: литературно-музыкальная композиция Цель:.

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню защитника ОтечестваЛитературно-музыкальная композиция, посвященная Дню защитника Отечества 1. С детьми подготовили тематический стенд. 2. Закрепили знания детей о родах войск. 3. Приготовили поделки "Военная техника" У нас.

Литературно-музыкальная композиция «Пожарные» с применением ИКТ Подготовительный этап: Подготовка танца огня, презентации, разучивание стихотворений наизусть. Оформление зала: На центральной стене пожарная.

Литературно — музыкальная композиция «Ты цвети, мой край Донской!»Литературно — музыкальная композиция «Ты цвети, мой край Донской!» Цель: приобщение детей к культуре донского края. Воспитание гордости за свой народ и развитие духовности. Задачи: Образовательные: Формировать.

Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы «Это нужно живым» СЦЕНАРИЙ литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы «Это нужно живым…» Цель: формирование гражданско-патриотического сознания, развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературно-музыкальная композиция «Певец «Страны берёзового ситца»
Опубликовано: 24 января 2021 в 19:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД