Лучший педагог года

Литературно-музыкальная композиция «В парчу и золото одетая пора»

Татьяна Ковалева
Литературно-музыкальная композиция «В парчу и золото одетая пора»

Образовательные цели

Развитие речи:

- обобщить представления детей об осени, осенних изменениях в природе;

- закрепить знания детьми осенних месяцев, умения определять месяц по приметам;

- активизировать словарь детей, обогатить его определениями, обозначающими эмоциональное состояние, эстетичными терминами (радостное, взволнованное, восхищенное, спокойное, легкая грусть и т. д.);

- совершенствовать навык рассматривания картин, формировать целостное представление об изображенном на картине;

- закреплять умение различать разные жанры живописи: натюрморт, пейзаж.

Публикация «Литературно-музыкальная композиция „В парчу и золото одетая пора“» размещена в разделах

Музыкальное воспитание:

- продолжать учить детей слушать музыку внимательно и до конца;

- совершенствовать умение описывать настроение и характер музыкального произведения, передавать словесно и в движении свои впечатления о прослушанном.

Развивающие цели

- развивать интерес к русской поэзии, музыке и художественным произведениям;

- развивать образное мышление, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость;

- развивать музыкальный слух детей, желание слушать музыку, понимать и принимать ее.

Воспитательные цели:

- воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней;

- воспитывать самостоятельность, активность, творческое отношение и любовь к различным видам искусства.

Материалы и оборудование: запись пьес А. Вивальди «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», вальс «Осенний сон» А. Джойса; репродукции картин, в том числе: И. Хруцкий «Цветы и плоды», И. Левитан «Золотая осень», М. Башкирцева «»Осень», стенды для картин; шапочки – маски овощей для танца – хоровода; столы, оформленные в соответствии с осенними месяцами; природные материалы.

Предварительная работа:

- наблюдение за изменениями, происходящими в природе осенью: изменение цве6та листьев, отлет птиц на юг, понижение температуры воздуха;

- изготовление поделок из природного материала;

- беседы о настроении, чувствах, ощущениях, которые возникают во время прогулки осенью;

- разучивание стихотворений об осени;

- составление рассказа по картине детьми вместе с родителями, дома, с опорой на вопросы, составленные воспитателем;

- слушание и обсуждение произведений А. Вивальди «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»;

- разучивание песен об осени, танца «Овощей»;

- рисование, аппликация, лепка на осеннюю тематику.

Содержание:

Дети входят под спокойную музыку, рассматривают оформление зала и рассаживаются за три стола, оформленные в соответствии с осенними месяцами.

Ведущий:

Я рада приветствовать вас в нашей литературно – музыкальной гостиной, в которой сегодня разместилась картинная галерея, посвященная осенним пейзажам и натюрмортам.

На улице уже настоящая осень. Не ранняя, а пышно убранная и нарядная, в лоскутьях опавшей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом та, которую называют в России поздней. Величава и красива природа России в любое время года. Но осенью особо хороша – так и поет русская душа!

Осень дарит нам необыкновенную красоту. Во все времена осенью любовались поэты, художники, музыканты. Свои впечатления они описывали в произведения. Художники писали картины, поэты сочиняли стихи, а композиторы – музыку. Ребята, давайте, сегодня вспомним эти произведения и через них окунемся в красоту осенней природы.

1 ребенок

Мы собрались сегодня в зале,

Чтоб с осенью поздравить вас!

Ее поэты воспевали

В своих немеркнущих стихах.

2 ребенок

Художники и музыканты,

Всем сердцем и душой любя,

Нам рассказать всегда старались,

Как дивно осень хороша!

3 ребенок

В их музыке и на картинах,

Она – царица красоты!

Достойная стихов и песен,

Полотен, творчества души!

4 ребенок

И мы сегодня выступая,

Всех вас приятно удивим,

Стихи об осени читая,

В мир нашей сказки пригласим.

Песня об осени.

Ведущий

На протяжении всей осени природа переживает три этапа – это ранняя, золотая и поздняя осень. Эти столы накрыты скатертями разных цветов. Они символизируют три осенних месяца: скатерть зеленого цвета – это сентябрь, желтого – октябрь, а белая скатерть – это ноябрь.

Итак, сентябрь!

5 ребенок

Миновало лето,

Осень наступила

На полях и в рощах,

Пусто и уныло.

Птицы улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

(А. Плещеев)

6 ребенок

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

(Ф. Тютчев)

Ведущий

Ребята прочитали стихотворения великих русских поэтов. Они предают в своих стихотворениях спокойное, умиротворенное настроение, радость от увиденного в природе.

А сейчас, я предлагаю послушать музыкальное произведение об осени.

Звучит фрагмент муз. Произведения А. Вивальди «Сентябрь».

Ведущий

Какое настроение создал у вас композитор Антонио Вивальди своей музыкой? (Ответы детей)

- Почему первый месяц осени – сентябрь – Антонио Вивальди представил нам таким радостным? (Ответы детей)

- Музыка создает веселое, радостное, торжественное, праздничное настроение. Ведь в сентябре люди собирают урожай в своих садах и огородах, празднуют это событие.

И многим художникам нравился щедрый на дары первый месяц осени. Обратите внимание, что картины представлены двумя жанрами живописи – это пейзаж и натюрморт. Скажите, пожалуйста, какие картины относятся к пейзажу, а какие к натюрморту? (Ответы детей)

- Да, ребята, картина, на которой нарисованы деревья, трава, река, небо, лес, поля, одним словом – природа, называется пейзажем. А натюрморт - это когда художники рисуют овощи, фрукты, цветы, вазу, посуду. Я знаю, что некоторые дети, дома вместе с родителями, составили рассказ о наиболее понравившейся им картине. Давайте послушаем рассказ Вовы!

Ведущий

Молодец! Очень интересно ты рассказал нам про картину.

Ну а мы с вами закончим рассказ о сентябре веселым» танцем овощей».

Танец «Овощей»

Ведущий

Давайте теперь оговорим о втором месяце осени. Как он называется? (Октябрь)

- Октябрь - середина осени. Как еще называют эту осеннюю пору? (Золотая осень)

- Почему? (Ответы детей)

- В яркий наряд – золотой, оранжевый, бордовый, красный – оделись деревья и кусты. Их яркая листва словно горит и светится в ясном осеннем воздухе. Ребята, как вы думаете, какой самый яркий праздник осени? (Самый яркий праздник осени – это листопад)

Двигательная импровизация «Осенние листочки» под музыку «Осенний сон» А. Джойка.

Ребята, слышите, летит ветер – ветерок (звучит музыка). Он поднимает нас над землей. Ой, какими легкими стали руки. Ребята, да ведь ветерок превратил нас в осенние листочки. (Листочки осыпаются - дети садятся на пол. Ребенок изображающий ветер, пробегает между листочками – детьми касается их. Листочек, которого коснулся ветер, поднимается и начинает кружиться, придумывая свой танец. С окончанием музыки дети – листочки плавно опускаются на пол.)

.

7 ребенок

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Ведущий

В стихотворении Ивана Алексеевича Бунина многообразие красок осени создает ощущение радости, нарядности. Осень взяла самые яркие краски, и все деревья разукрасила по – своему, по – осеннему. Кого одела в золотой наряд, кого в ярко – красный, кого в лиловый. «Унылая пора! Очей очарованье! – так удивительно точно и красиво сказал об этой поре Александр Сергеевич Пушкин.

8 ребенок

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Ведущий

Поэт передает нам свое взволнованное настроение, которое вызывает у него природа. Читая стихотворение, создается ощущение легкой грусти, прощания природы и человека с теплым временем года. Ведь в октябре уже чаще идут дожди, становится холоднее. Послушаем еще одно произведение Антонио Вивальди, которое называется «Октябрь».

Звучит фрагмент музыкального произведения А. Вивальди «Октябрь».

Ведущий

Какое настроение было у композитора, когда он писал эту музыку? (Ответы детей)

- Как вы думаете – почему? (Ответы детей)

- Какое настроение у вас, когда вы слушаете «Октябрь? (Ответы детей)

- Что хочется делать под эту музыку? (Ответы детей)

Как красиво и проникновенно об этом периоде осени с помощью музыки рассказал композитор! А сейчас мы с вами узнаем, как об этом рассказали художники.

Какие красивые пейзажи! Что вы чувствуете, когда смотрите на них? (Ответы детей)

- Какое настроение у вас возникает? (Ответы детей)

Ведущий

Послушаем, что расскажет нам Рома.

Ведущий

Спасибо за замечательный рассказ!

Но вот, вслед за золотой осенью наступает поздняя осень. Как называется третий месяц осени? (Ноябрь)

- Что происходит с природой в ноябре? (Ответы детей)

9 ребенок

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Внешнюю леса красу.

С холоду щеки горят,

Любо в лесу мне бежать

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

(А. Майков)

10 ребенок

Попевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

(К. Бальмонт)

11 ребенок

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора

Стоял ноябрь уж у двора.

(А. Пушкин)

Ведущий

Так поэты: Аполлон Николаевич Майков, Константин Дмитриевич Бальмонт, Александр Сергеевич Пушкин говорят о поздней осени, предавая нам печальное настроение. Мы грустим по птичьим голосам, по теплым лучам солнца, по нарядным уборам деревьев. Но композитор, Антонио Вивальди, пишет музыку про ноябрь совсем не грустную. В те времена, когда жил композитор, в ноябре знатные люди выезжали на охоту, для всех это было праздником. Послушайте, как описал охоту в произведении композитор.

Звучит произведение А. Вивальди «Ноябрь»

Ведущий

- Какое настроение у этой музыки? (Музыка передает звук охотничьих труб, отдающийся эхом. Она громкая, радостная, торжественная.)

- На что похожи быстрые несущиеся звуки? (Это мчатся лошади и бегут гончие псы.)

- Почему музыка звучит то громко, то тихо? (Это звучат трубы охотников. Впереди всех ждет праздник)

Ведущий

Конечно, в ноябре люди тоже радовались: устраивали праздники, ходили в лес, на охоту. Но вот природа поздней осени уже не радует нас своими красками. Поэтому и описывают ее художники различными темными оттенками. Посмотрим на картины, которые представляют в нашей галерее ноябрь. Их не так много. Послушаем, что расскажет нам Андрей.

Ведущий

Спасибо большое за замечательный рассказ. Вот так интересно. Каждый по – своему рассказали поэты, художники и музыканты нам об осени. Мы с вами почувствовали, как ликует, но и немного грустит об ушедшем лете природа. Музыка, стихи и картины еще не раз подарят нам воспоминания, о таком замечательном временим года, как осень.

Публикации по теме:

Осеннее развлечение в средней группе «Осень в гости к нам пришла»Осеннее развлечение в средней группе «Осень в гости к нам пришла» Цель:Обогатить знания детей о сезонных изменениях в осеннее время года. Развивать эмоциональную отзывчивость, творческую активность, желание.

Праздник «Золотая осень» для учащихся 1–2 классовПраздник «Золотая осень» для учащихся 1–2 классов Цели и задачи: систематизировать и обобщить знания детей об осени. Формировать эстетические представления о красоте природы, поэзии; развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературно-музыкальная композиция «В парчу и золото одетая пора»
Опубликовано: 1 ноября 2014 в 21:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД