Елена Шершенко
Литературное творчество детей, как основа формирования изобразительного замысла
▼ Скачать + Заказать документы
Литературное творчество детей как основа формирования изобразительного замысла.
Воспитатель МБДОУ№6 г. Донецка, Ростовской области: Шершенко Е. В.
Известно, что многим детям свойственно спонтанное рисование на самостоятельную или данную педагогом тему. Композиция вырастает у них «словно дерево из земли», изобразительные элементы пристраиваются по мере необходимости. Поэтому сочинение литературных текстов к таким рисункам становится выражением осознанного отношения к результату изобразительного творчества. Сочинение литературных текстов может стать основой формирования изобразительного замысла. Важной формой описания замысла является рассказ или сказка. Такая форма выражения содержания изобразительного образа может возникать у дошкольников, как до выполнения работы, так и после ее завершения. В рассказе фиксируется не только сюжетный замысел, но и эстетическое отношение к изображению. Вот несколько детских сочинений, придуманных после выполнения рисунка:
Публикация «Литературное творчество детей, как основа формирования изобразительного замысла» размещена в разделах
«Динозавр и солнце» (девочка, 6 лет) Однажды гулял динозавр, и вдруг выглянуло солнце. Динозавр очень обрадовался и они подружились. «Великолепная лошадь» (девочка, 6 лет) Великолепная лошадь очень любит цветы. Она веселая, потому что светит солнце. Этой лошади очень повезло, что она встретила солнце. Иногда в рассказе ребенок описывает действие, которого нет на рисунке, но которое было представлено им в замысле. «Одинокий котенок» (мальчик, 6 лет). Сидел котенок на поле, увидел птичку и спросил: «Птичка, как тебя зовут?». Птичка сказала: «Синичка». «Подлети ко мне», - сказал котенок. Птичка знала, что котята хитрые и сказала: «Не полечу», махнула хвостиком и улетела. (На рисунке птица не изображена). Сочинение рассказа к своему рисунку способствует раскрытию эмоциональных переживаний героя во времени, вскрывает мотивы зарождения изобразительного замысла, личные переживания. Придумывание литературных сочинений к своему рисунку является ярким подтверждением развитости творческого воображения ребенка, его способности осуществить синтез слова и изображения. Рассказ к своему рисунку – это средство выражения своего эстетического отношения к изображению. Создание рисунков к своим литературным произведениям, или сочинений к рисункам является эффективной формой работы на творчески ориентированном занятии лепкой, рисованием, аппликацией или конструированием, оно способствует формированию осознанного отношения детей к процессу своего творчества. Планируя занятия, обдумывая его структуру, педагог должен помнить, что по ходу занятия произведения литературы, детские сочинения или их фрагменты могут взять на себя следующие функции: - стать образной темой, девизом предстоящего занятия, его идеей; - быть средством, обогащающим речь педагога, придающим ей «живописный» или «поэтический» характер; при этом нужны артистические способности воспитателя, умение владеть словом и художественной речью; - во время показа зрительного ряда способствовать усилению эмоциональности его восприятия; - в процессе показа произведений изобразительного искусства или их репродукций способствовать раскрытию содержания этих произведений; - формировать установку на практическую изобразительную деятельность, стимулировать зарождение у детей замысла; - выступать в качестве диагностических заданий; - развивать в детях способность к литературному творчеству; - органично войти в канву занятия, стать частью игровой или проблемной ситуации; - способствовать появлению импровизационной деятельности детей в различных жанрах и видах искусства (драматизация, музыкально творчество и т. д, способствовать интеграции различных видов художественно-творческой деятельности на образной основе; - подводить итог занятия по изобразительному искусству, быть выражением его образного смысла. Итак, воспитатель детского сада может обогатить художественно-образную форму своего занятия, его содержание за счет привлечения произведений литературы и изобразительного творчества. Выразительное творчество, будучи основным профессиональным средством педагога способно делать чудеса: «погружать» детей в мир сказочный и мир реальный, руководить вниманием ребят, организовывать установку на восприятие произведений различных видов искусства, создать ситуацию «мнимого присутствия», нацелить деятельность юных художников на продуктивное творчество в многогранных формах и способствовать созданию выразительных «хороших» детских рисунков.