Папки-передвижки

Литературный час в старшей группе «Байкал, воспетый в стихах»

Лариса Мурашова
Литературный час в старшей группе «Байкал, воспетый в стихах»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование образного представления об уникальной природной «жемчужине» России и всей планеты – озера Байкал через поэтические образы в коммуникативной деятельности.

Задачи: понять и объяснить значимость Байкала в жизни жителей Сибири и страны, прочитать выразительно стихотворения о Байкале; проявлять эмоциональную отзывчивость и эстетическое отношение к объектам Всемирного природного наследия.

Оборудование: презентация «Уникальное озеро-Байкал», музыкальное оформление.

Ход мероприятия:

Публикация «Литературный час в старшей группе „Байкал, воспетый в стихах“» размещена в разделах

Воспитатель: «Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал», - говорят сибиряки. Байкал – это уникальное озеро, одно из неповторимых чудес планеты, поистине природная святыня не только россиян, но и всего человечества. Это самое древнее, самое глубокое и самое большое пресноводное озеро в мире. Не зря Байкал называют колодцем планеты с чистой питьевой водой.

Ребёнок 1:

«Живой Байкал» Н. Дробот

Как ты красив, наш батюшка Байкал!

Среди лесов, песчаных дюн и скал

Стоишь, не зная горестей и бед

Уж четверть сотни миллионов лет.

Ребёнок 2:

«Байкал» (Сергей Вагин)

Среди скалистых снежных гор,

Тайгою дикой окружён,

Лежит он в чаше голубой

Седым Байкалом назван он.

Вода в Байкале глубока

Чиста вода в Байкале

Она прозрачна, холодна,

Вкусней найдёшь едва ли!

Воспитатель: Что же означает слово Байкал? Народы, когда-то населявшие берега Байкала по- своему называли озеро. Эвенки говорили Ламу, т. е. море, буряты называли его Байгал-нуур – озеро, а китайцы называли Байкал северным морем Бай-хай. Ученые предполагают, что название Байкал произошло от слова бай-кюль, что означает богатое озеро.

Ребёнок 3:

Байкал (Цыден-жап Жимбиев в переводе Г. Граубина)

Байкал зовут Байкюлем, Байгюлем и Бэйхаем:

Ему дано немало таинственных имен.

Но мы на карте мира всегда его узнаем,

На силуэт посмотрим и скажем: «Это он!»

Ребёнок 4:

В преданьях и легендах Байкал- старик суровый.

А он на самом деле задорный, молодой!

Он неспроста шумливый, порывистый, веселый-

Ведь он живой наполнен, а не простой водой!

Воспитатель: Байкал – озеро - рекордсмен. Животный и растительный мир озера необычайно богат. В Байкале обитает самое большое число видов растений и животных. В настоящее время известно 1550 видов и разновидностей животных и 1085 растительных организмов. Известные эндемики Байкала – это байкальская нерпа, живородящая рыба голомянка, рачок эпишура, байкальский омуль, желтокрылка, байкальский осетр.

Ребёнок 5:

«Не убивайте нерп, не убивайте!» (Ирина Прищепова)

Не убивайте нерп! Не убивайте!

Дитя Байкала в нём живёт веками.

Вы приглядитесь к ним, понаблюдайте:

Они, как дети, только с плавниками.

Ребёнок 6:

Вы крохотных бельков не убивайте

В байкальских снежных чистеньких пелёнках!

Их кровью вы Байкал не заливайте.

Убить нерпёнка, что убить ребёнка!

Воспитатель: В озеро впадает более 300 рек и речек. Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Снежная, Сарма, Бугульдейка – эти реки ежегодно пополняют запасы вод Байкала. Ангара- единственная река, которая вытекает из Байкала.

Ребёнок 7:

«Ангара», (Михаил Трофимов)

Ангара-река, воды чистые,

Острова на ней все лесиситые,

Острова по ней все в смородине,

Нет прекраснее моей Родины.

Над тобой горят зори алые,

Ангара-река-дочь Байкалова.

Воспитатель: А ещё Байкал славится своими ветрами. Байкальские ветры уже с давних пор хорошо известны местному населению и имеют названия, обозначающие их направление и район распространения. Их насчитывается более трех десятков, часто один имеет несколько названий. У каждого – свой характер. Ветры могут сменять друг друга по сезонам, в течение суток, сталкиваться между собой. Самые известные ветры Байкала - Култук, Баргузин, Сарма. Култук – один из главенствующих ветров на Байкале, Баргузин – ветер смелых, воспет в легендах и песнях, Сарма – самый сильный и страшный из ветров на озере.

Ребёнок 8:

«Ветры Байкала» (Петонов. В)

Живешь один в своей усадьбе,

Красавец изо всех морей.

Твои три ветра, как на свадьбе,

Пируют на груди твоей,

Вот баргузин бежит, не глядя,

Сбивает ветки с тополей-

Но вдруг, приплясывая жарко,

Закат, разбрызгав по скале,

Сарма, как пьяная дикарка,

Танцует на твоем столе.

Воспитатель: На Байкале встречаются особенные места – природные объекты, которые ученые причислили к памятникам природы. Памятниками природы могут быть красивая местность, живописные скалы, редкие необычной красоты растения, небольшие участки обитания птиц и редких животных. Самые знаменитые памятники природы Байкала – это Шаманский мыс, мыс Бурхан, бухта Песчаная, пещера Мечта и Шаман - камень.

Ребёнок 9:

«Байкальская сказка» (Т. Семичева)

Я люблю байкальскую сказку

И возьму только яркую краску,

Расскажу и про зимы, и весны,

И про дивно растущие сосны.

Ангара, Енисей и Шаман-камень,

И костров обжигающих пламень,

Разнотравье, цветные закаты

И чистейшей воды перекаты.

Это место, где стоит родиться,

Чтобы в сказке опять очутиться…

Воспитатель: Люди издавна пользовались природными богатствами Байкала и прибайкальской тайги – вылавливал рыбу, добывал пушных зверей, вырубал лес, заготавливал ягоды, лекарственные растения. Со временем они стали понимать, что щедрая байкальская природа не успевает восстанавливаться, поэтому вокруг озера Байкал, были созданы заповедники и национальные парки, а также Байкал был включен в Список объектов всемирного природного наследия. Это означает, что теперь о его сохранности и чистоте вод заботятся не только граждане России, но и всей Земли.

Ребёнок 10:

Сама природа нам велела,

Чтоб жил Байкал родной в веках!

Давайте будем его беречь,

Не будем силы свои жалеть.

Пусть будет вечно он голубой,

Наш Байкал дорогой.

Воспитатель: Озеро Байкал всегда привлекало людей живописной природой, чистотой и прозрачностью воды, богатством рыбы, разнообразием животного и растительного мира. Именно поэтому с каждым годом отдыхающих на Байкале становится все больше. Люди приезжают на машинах, ставят палатки, строятся гостиницы, туристические базы. Но природа Байкала от посещения людей страдает: рубка деревьев, уничтожение цветов, загрязнение берегов и воды озера.

Ребёнок 11:

«Беречь Байкал – святое дело!» (М. Митюков)

О чем грустишь, Байкал любимый,

О чем вздыхает твой прибой?

Иль кто-то злой, неумолимый

Порой глумится над тобой?

И мне Байкал вздыхал в ответ:

«Я жил на свете тыщи лет…

Ребёнок 12:

Никто меня не обижал,

Напротив, всякий уважал…

Но за последние полвека…

Не узнаю я человека!

Как будто чистая водица

Ему вовек не пригодится…»

Ребёнок 13:

Не обижайте, люди, море!

Байкал ведь тоже хочет жить:

Играть волной, с ветрами споря

И людям преданно служить!

Беречь Байкал-святое дело:

Его судьба- у нас в руках!

Ведущий: Наше мероприятие я хочу закончить словами А. Яблокова: «Байкал- это всероссийская гордость и всероссийская экологическая боль и тревога. Ни души предков, ни грядущие поколения не простят нас, если мы не сохраним чистоту Байкала».

Публикации по теме:

Фотоотчет «Целевая прогулка на Байкал»Фотоотчет «Целевая прогулка на Байкал» Целевая прогулка на Байкал Цель: Расширять представления детей об озере Байкал, о его растительном и животном мире. Совершенствовать двигательные.

Книжка-малышка своими рукам «Азбука в стихах» в старшей группе (5–6 лет)Книжка-малышка своими рукам «Азбука в стихах» в старшей группе (5–6 лет) Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 56 «Надежда» г. Орска Фотоотчёт.

Фотозарисовка «Красивейший Байкал»Фотозарисовка «Красивейший Байкал» У меня возникло огромное желание опубликовать цикл фотозарисовок на тему: "Природа России". И первая работа будет на тему: "Красивейшей.

Литературный вечер в старшей группе «Маленькие путешественники в родном городе Калининграде»Литературный вечер в старшей группе «Маленькие путешественники в родном городе Калининграде» Литературный вечер «Маленькие путешественники в родном городе» Старшая группа Цель: Формировать знания детей о родном городе, его уникальности,.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Бурятия. Озеро Байкал»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Бурятия. Озеро Байкал» Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Конспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группе Цель: создание условий для развития познавательного интереса к уникальному озеру Байкал; формирование экологической культуры дошкольников.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп» Цель: закрепление у детей знание сказок. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по нетрадиционной аппликации в подготовительной группе «Сохраним родной Байкал»Конспект занятия по нетрадиционной аппликации в подготовительной группе «Сохраним родной Байкал» Новинки в аппликацииКонспект совместная деятельность детей со взрослы, художественно- эстетическое развитие на тему: «Сохраним родной Байкал».

НОД по музыке с применением ИКТ в старшей группе «Вся жизнь моя — в стихах моих» по творчеству Р. Гамзатова НОД по музыке с применением ИКТ в старшей группе «Вся жизнь моя — в стихах моих», посвященного творчеству Расула Гамзатова Задачи: Предварительная.

Сценарий спектакля для детей старшей группы по мотивам сказки Х. К. Андерсена «Дюймовочка» в стихахСценарий спектакля для детей старшей группы по мотивам сказки Х. К. Андерсена «Дюймовочка» в стихах Известная сказка Г. Х. Андерсена "Дюймовочка" в данной интерпретации адаптирована для детей-дошкольников, немного сокращена, написана в стихотворной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературный час в старшей группе «Байкал, воспетый в стихах»
Опубликовано: 26 сентября 2022 в 10:32
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Литературный час в старшей группе «Байкал, воспетый в стихах»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Мурашова (УИ 432071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД