ПЕДАГОГ
Логические игры и диагностика психолого-педагогического развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Логические игры на развитие восприятия, внимания, памяти.
Использую на занятиях кружка «Клуб интеллектуалов»
Цель:
• формирование восприятия (форма, цвет, размер, количество);
• развитие объёма внимания и его распределения; увеличение качества умственной
• работоспособности;
• установление логических связей, закономерностей и отношений между объектами, умения классифицировать; понимание причинно-следственных связей.
Публикация «Логические игры и диагностика психолого-педагогического развития детей» размещена в разделах
1. «3аполни аквариумы». Материал - три аквариума, 24 рыбок (двух размеров, трех цветов, чешуя четырех форм, хвост двух длин). Задание - рассадить рыбок в аквариумы, например, так: в один - рыбок с длинными хвостами, в другой - с чешуей прямоугольной формы, в третий - всех красных рыбок. Определить, какие рыбки будут располагаться в местах сообщения аквариумов (т. е. одна рыбка будет иметь два или больше заданных свойств).
2. «Садовники». Материал - три клумбы, 24 цветков (трех цветов, двух размеров, с сердцевинкой и без нее, лепестки четырех форм). Задание - посадить на одну клумбу все цветы с сердцевинкой, на вторую - с круглыми лепестками, а на третью - только большие цветы. Определить, какие цветы окажутся на пересечении двух клумб, какие - на пересечении трех клумб.
3. «Бабочки». Материал - три полянки, 24 бабочки (трех цветов, двух размеров, крылья имею две формы, четыре варианта узоров). Задание - на одной полянке рассадить всех бабочек с треугольным узором, на другой - всех немаленьких, на третьей - всех не желтых. Определить, какие бабочки окажутся на пересечении двух полянок, трех полянок.
4. «Цифры». Материал - три гаража, 24 машинки (двух размеров, трех цветов, четырех видов: легковые, самосвалы, грузовики, цистерны). В одном гараже все большие машины, во втором - все легковые, в третьем - все зеленые.
Какие машины не попали в гаражи, какие могут разместиться в двух, трех гаражах?
6. «Люди». Материал - три комнаты, 24 человечка (мужчины и женщины трех возрастов - дети, взрослые, старики; светловолосые, темноволосые, веселые, печальные). В первой комнате все мужчины, во второй - все дети, в третьей - все веселые. Кто вне комнат, кто может ходить из комнаты в комнату?
7. «Книга». Материал - три полки, 24 книги (толстые, тонкие, трех размеров, в глянцевой, матовой обложках, четыре варианта букв, с которых начинается название книги или фамилия автора: А, И, Н, С). Например, на верхней полке - все толстые книги, на средней ~ все книги в глянцевых обложках, на нижней -книги с названием, начинающимся на букву <Н> (материал для этой игры можно подобрать из имеющихся разных книг).
8. «Игрушки». Материал - три домика, 16 игрушек (двух размеров, целые и из частей, из четырех видов материала - меховые, деревянные, металлические, пластмассовые). Первый домик заселен меховыми игрушками, второй - маленькими, третий - игрушками, состоящими из частей. Какие игрушки остались без домика? Какие игрушки могут жить в трех домах, в двух домах?
9. «Посуда». Материал - три стола, 24 предмета (посуда столовая, чайная, двух размеров, из трёх видов материала: глиняная, металлическая, стеклянная или (деревянная, пластмассовая, фарфоровая; с рисунком и без него и т. п.).
Задание - расставить на столы посуду: чайную, с рисунком, фарфоровую. Какая посуда осталась на полке? Какая может стоять на всех столах?
10. «Животные». Материал - три обруча, количество животных неограниченно. Классификация - по свойствам: виды животных, размер, покров, количество ног, дикие, домашние др.
Библиография:
1. Васильева Н. Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.
2. Н. ОГНЕВА, декан факультета дошкольного воспитания Красноярского высшегопедучилища № 2 Варианты игр с "жизненным" дидактическим материалом.
Диагностика психолого-педагогического развития детей
Протокол исследования особенностей развития психолого – педагогических процессов
детей подготовительной логопедической группы, посещающих кружок,
на начало и конец года (по методике Забрамной С. Д., Венгер Л. А)
Фамилия, имя ребенка
Восприятие Абстрактно-логическое мышление
Установление логических связей, закономерностей и отношений между объектами
Понимание причинно-следственных связей Внимание Память Динамика * Итог
«Какие предметы спрятаны в рисунках»
«Непохожая геометрическая фигура».
«Исключение неподходящей картинки»
Методика «Времена года»
«Установи последовательность»
Выкладывание фигур из палочек
«Найди отличия»
Запомни картинки
Не выполняет –
* полож.
Саша А. В в в в в в в в * с
Настя С. В в в в в в в в * в/с
Алиса О. В в в в в в в в * в/с
Саша С. В с в с с в в в * с
Таня Г. В с с с с в в с * в/с
Катя Щ. В в в в в в в в * с
В - высокий уровень развития
С – средний уровень развития
Н – низкий уровень развития
Литература
• Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. Москва. Владос 2002г.
• Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. М., 1985.