МААМ-картинки

Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время

султанова Разиля
Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Публикация «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время» размещена в разделах

Несмотря на то, что используемый занимательный математический материал тесно взаимосвязан друг с другом, я разделила его условно на 3 группы:

Развлечения: загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки; «Танграм», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Пентамино» и т. д.

Логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие); игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

• Дидактические игры и упражнения : с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Невероятные пересечения», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи», «Следопыт».

Остановимся на некоторых из них.

1. Игры со счетными палочками.

Хочу предложить вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждой группе, и которые по карману каждому родителю. Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. Игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее.

Практическая деятельность.

Задачи на построение сложных фигур:

(составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).

- Как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?

Задачи на преобразование фигур:

Сложить из 10 палочек 3 квадрата.

Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

Убрать 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.

Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи – головоломки. Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Задание: переложите три палочки таким образом, чтобы рыбка поплыла в противоположном направлении.

Задание: переложите три палочки таким образом, чтобы решетка превратилась в три квадрата.

Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки.

В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения:

Задачки-шутки.

Практическая деятельность.

1. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)

2. На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю.)

3. Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (положить на угол стола)

4. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут).

5. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)

6. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня)

7. Ленту разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (два)

8. За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)

9. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы).

10. Четыре братца под одной крышей живут (стол)

Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.

С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например Какая из фигур здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в пустую клетку? Игра – «Четвертый лишний». Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения.

Развивающая игра Воскобовича Геоконт это пособия знакомить детей геометрическими понятиями, учить логически мыслить, развивают мелкую моторику рук помогает изучать цвета, величины и формы. Ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходство и различия между рисунками.

На игровом поле гвоздики все цветов радуги, каждый луч отмечен буквами называющий цвет, а гвоздики имеют свою цифру от 1 до 4.

На этой координатной сетке ребенок создает геометрические фигуры по образцам из альбома.

Я опять предлагаю вам поиграть.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.

Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Это например такие игры как :

«Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра»; прямоугольника – в играх «Пентамино «Колумбово яйцо»; круга – в играх «Волшебный круг», «Вьетнамская игра» и т. д.

Но таких игр у нас нет, у нас есть Математические наборы. Мы с детьми и в свободное время и во время занятия по ФЭМП играем.

Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.

В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.

Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП для подготовительной группы «Путешествие на математические острова» Цель: Обобщить знания, полученные в течении года. Задачи: 1. Продолжать учить детей составлять арифметические задачи на сложение и вычитание.

Консультация по ФЭМП «Формируем математические представления у детей посредством игры» Формируем математические представления у детей через игру. Ознакомление ребенка с величиной предметов является частью сенсорного восприятия.

Математические дидактические игры своими руками «Почтальон», «Засели аквариум».Математические дидактические игры своими руками «Почтальон», «Засели аквариум». Петрова Т. Ю., Гнедова А. Ш. Математическая дидактическая игра своими руками «Почтальон», «Засели аквариум». Ребенку дошкольного возраста.

Математические игры для детей младшего дошкольного возрастаМатематические игры для детей младшего дошкольного возраста Игровая деятельность - это ведущая деятельность у малышей младшего дошкольного возраста. Учитывая эти особенности, мы используем игры, имеющие.

Математические игры для развития детейМатематические игры для развития детей Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего.

Математические игры по сказке «Путешествие Нильса с дикими гусями»Математические игры по сказке «Путешествие Нильса с дикими гусями» Уважаемые коллеги! Совсем недавно я обращалась за советом и помощью к Наташе Поповой. Просила ее придумать игру в стихах для развлечения.

Мастер-класс по проведению НОД с детьми старшего дошкольного возраста «ФЭМП через математические сказки» Мастер – класс по проведению непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Формирование.

Продуктивная деятельность детей в свободное время «Мы дизайнеры»Продуктивная деятельность детей в свободное время «Мы дизайнеры» Уважаемые коллеги и гости моей странички, добрый день, утро или вечер. Сегодня хочу показать вам творческую работу детей, которая возникла.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» План-конспект по ФЕМП в подготовительной группе по теме «Сказочное сравнение» цель: закреплять умение сравнивать длины предметов с помощью.

Рисование в свободное время «Осенние фантазии»Рисование в свободное время «Осенние фантазии» Цели и задачи: Формирование эстетического отношения к природе через изобразительное искусство. Обратить внимание детей на особенности признаков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время
Опубликовано: 15 октября 2017 в 16:21
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД