Консультации для родителей по развитию мелкой моторики

Елена Угорец
Консультации для родителей по развитию мелкой моторики

Логопедическая газета для родителей

«Речецветик»

Выпуск 2

Рубрика «Развиваемся вместе»

«Развитие мелкой моторики у детей»

Зачем и когда нужно развитие мелкой моторики?

Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики дает толчок развитию речи у ребенка.

Те дети, с которыми мамы регулярно играют в пальчиковые игры, которым дается большое количество разнообразных по текстуре предметов для изучения, начинают говорить раньше своих сверстников, которым отказано в упомянутых развлечениях. Кроме того, такие дети быстрее усваивают информацию (тактильные ощущения связаны с деятельностью мозга, легче обучаются, быстрее начинают писать. Довольно часто развитие тактильных ощущений используется в качестве подготовки к школе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развивать мелкую моторику у ребенка следует как можно раньше. Существуют пальчиковые игры, в которые можно играть чуть ли не с рождения.

Как развивать мелкую моторику у детей разных лет?

Каждому возрасту – свои игры. С этим утверждением не поспоришь, поэтому важно не торопить события и последовательно предлагать ребенку те игрушки, которые соответствуют его возрасту.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ПОЛУГОДА. В это время кроха активно развивает тактильные навыки самостоятельно. Начиная с 3-4 месяцев ребенок осознано тянет ручки к игрушкам, ощупывает погремушки, руки мамы, изучает свои пальчики. Можно предложить малышу разные игры. Массаж ручек – аккуратно разминайте детские пальчики, поглаживайте их, осторожно крутите. Можно сопровождать процесс стишками и прибаутками. Дайте ребенку свои большие пальцы и попробуйте приподнять малыша. Чем чаще вы будете делать такое упражнение, тем крепче кроха будет хвататься за ваши руки. Предложите малышу бумажные книжки или простые листы бумаги. Покажите, что их можно рвать, мять, скручивать. Погремушки, мячики и игрушки с ребристой поверхностью являются отличными помощниками в раннем развитии малыша.

С 7 МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА. В это время можно использовать те же материалы и игры, что и до полугода. Можно добавить и несколько других. Пирамидки – они познакомят ребенка с понятием величины и разовьют способность быстро нанизывать кольца на стержень. Крупы, бобы, макароны – все, что найдете на кухне. Важно все время присматривать за ребенком, чтобы он не проглотил посторонние предметы. Ткань и сшитые из нее мешочки с различными наполнителями. Конструктор. Кубики.

С ГОДА ДО ДВУХ ЛЕТ. Количество игрушек для развития мелкой моторики следует постепенно увеличивать. Все так же интересными и полезными для игры остаются крупы и мешочки с зерном, но малыш становится все старше и умнее, поэтому с имеющимися игрушками можно придумывать новые игры, требующие логического и обдуманного подхода. Также в игровую копилку можно добавить необычные атрибуты

• Вода. Попросите ребенка переливать воду из одной плошки в другую, разлив при этом как можно меньше жидкости.

• Шнурки и шнуровка.

• Бусины, пуговицы, прищепки и другие бытовые предметы.

• Китайские палочки.

• Пазлы и мозаика.

• Рисование.

С 2 ДО 3 ЛЕТ Трехлетний ребенок – уже целостная личность. Это не грудничок, который тянет все в рот, таким способом познавая мир. В 2-3 года с ребенком можно играть в достаточно серьезные игры, требующие внимательности, ответственности, четкой последовательности действий.

• Лепка из пластилина.

• Работа с тестом.

• Пальчиковая гимнастика.

• Оригами.

• Работа с ножницами и цветной бумагой.

• Далее рассмотрим некоторые способы и игры, помогающие развить мелкую моторику рук у детей разных возрастов.

Конструктор для развития мелкой моторики у ребенка

Конструктор для детей – это не только модная игрушка, но и замечательный материал для изучения простых бытовых истин, а также способ во время игры развивать интеллект и мышление. Выбирая конструктор, руководствуйтесь правилом: чем меньше ребенок, тем больше детали. Для самых маленьких лучше приобрести конструктор, состоящий их крупных элементов, которые точно не пролезут крохе в горло, если тот захочет попробовать их на вкус.

Игры с конструктором могут быть разные. Можно «строить» с ребенком здания и предметы только определенных цветов (учим цвета, можно предложить малышу посчитать детали (учим счет). Так или иначе, конструктор будет развивать у вашего ребенка мелкую моторику рук и улучшать его интеллект.

Лепка для развития тактильных ощущений

Пластилин известен всем. Это универсальное средство, которое применяется и в детских садах, и в домашних условиях и позволяет занять малыша на некоторое время. Лепить из пластилина любят почти все дети, но далее речь пойдет не о нем. Существует более безопасный, нетрадиционный, но очень интересный способ развить мелкую моторику у крохи с помощью лепки. Это соленое тесто. Готовится оно очень просто и быстро из продуктов, которые есть в любом доме, и при этом соленое тесто полностью безопасно (хотя оно съедобно, ребенок вряд ли станет его кушать). Кроме того, поделки из теста можно сохранить на память, так как они застывают естественным путем (или их запекают в духовке, в отличие от пластилиновых шедевров.

РЕЦЕПТ СОЛЕНОГО ТЕСТА: Вам потребуется: мука – 250 грамм; соль – 250 грамм; вода – 125 мл. Все ингредиенты смешайте и замесите тесто. Чтобы оно было более эластичным и не липло к рукам, в него можно добавить ложку растительного масла. Также существуют рецепты с добавлением клея, крахмала и даже сливок. Впрочем, лишние изыски ни к чему. Самое простое тесто из муки и соли отлично подходит для детских поделок. Покажите ребенку несколько техник лепки: катание, расплющивание, разминание и т. д. Пусть кроха работает всей ручкой, вылепливает мелкие детали. Это отлично разовьет гибкость его пальчиков и мелкую моторику рук.

Рисование для развития мелкой моторики

Рисование учит малыша правильно держать кисть, что впоследствии поможет ему быстро и без проблем овладеть правописанием. Для рисования можно использовать краски и кисточки, карандаши и фломастеры, мелки и пастель. А можно предложить малышу порисовать руками! Такое упражнение тоже будет очень полезно для развития мелкой моторики. Но учтите, что рисовать пальчиками лучше, используя съедобные краски или, в крайнем случае, краски без содержания вредных веществ. Можно создать съедобные краски самостоятельно. За основу возьмите детское пюре или манную кашу, а в качестве красящего пигмента используйте либо пищевые красители, либо соки овощей и фруктов.

Пальчиковые игры

Играть в пальчиковые игры можно начинать с рождения. Сначала движения ручками ребенка будет совершать мама. Но вскоре кроха сам поймет, что к чему, и станет шевелить пальчиками в такт песенке или стишку. Пальчиковые игры – отличное упражнение, путем которого можно ускорить развитие мелкой моторики рук, стимулировать работу мозга, а также заложить основу для приучения ребенка к письму.

Деткам до 6-7 месяцев можно делать пальчиковый массаж. Мама растирает каждый пальчик, произнося его имя.

Например, можно использоваться потешку: Вставай, Большак!Вставай, Указка! Вставай, Середка! Вставай, Сиротка, И крошка-Ерошка! Привет, ладошка!

К году ребенок уже может понимать, что от него требуется. В этом возрасте мама выступает лишь как инструктор. Она показывает чаду основные движения, которые ребенок должен повторять. Как правило, пальчики малыша изображают животных или людей. Также можно читать малышу стишок и совершать под него основные движения. Хлопайте в ладоши, соединяйте пальчики в щепотку, сжимайте ладонь в кулачок.

С ребенком 3 лет и старше можно устроить представление теней. Лучше подберите зрителей из родственников, чтобы ребенку было интересно «репетировать» представление. Также для пальчиковых упражнений можно использовать различные предметы: орехи, бусины, пуговицы, ткань.

Игрушки для развития мелкой моторики

Для наглядности ниже приведен общий список игрушек, которые помогают развить тактильное осязание и «научить» пальчики малыша двигаться в соответствии с нервными импульсами мозга. Пирамидка. Кубики. Ребристые погремушки. Мячики разных размеров. Сортер. Книжки с выпуклыми картинками. Конструктор. Счеты. Пазлы. Лабиринты. Рамка со шнуровкой. Бусы. Кнопочные игрушки.

Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!

Учитель – логопед: Угорец Елена Львовна

Рекомендации родителям. «Что рассказать дошкольникам о весне»

Задание 1. Родителям рекомендуется:

• поговорить с ребенком о том, какое время года наступило;

• во время прогулки обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе весной; понаблюдать за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче; вспомнить о том, как ведут себя лесные звери и птицы весной, какие изменения происходят с деревьями и кустарниками, растениями, в одежде людей; рассказать ребенку о весенних полевых работах;

• назвать весенние месяцы.

Задание 2. Грамматическая игра «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): солнце – солнышко, ручей – ручеек, лужа – лужица, проталина – проталинка (и т. д. по словарю существительных в карточке)

Ход игры: «Я назову весеннее слово, а ты назови его ласково».

Задание 3. Грамматическая игра «Назови, какой?» (образование относительных прилагательных):

День весной (какой)– весенний.

День с солнцем (какой)– ….

День в марте (какой)– ….

Погода в апреле (какая)– ….

Праздник в мае (какой)– ….

Задание 4. Дидактическая игра «Подбери предмет, подбери действие».

Ход игры: «Придумай, о чем говорят: весенний — (день, цветок, месяц и т. д.)

весенняя — …., весеннее — …., весенние —. ,

тает., бегут., распускаются -., появляются -,

зеленеет -., прилетают -., цветут -…

Задание 5. Прослушать рассказ и пересказать по вопросам.

Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.

1. Прочитать рассказ.

2. Предложить ребенку ответить на вопросы полным предложением:

Какое время года наступает? Как светит солнышко? Что набухает на деревьях? Кто скоро прилетит из теплых стран? Что будут делать птицы?

3. Объяснить ребенку значение словосочетаний: набухают почки, теплые страны, вить гнезда.

4. Предложить ребенку выразительно рассказать этот рассказ.

Пришла весна

Автор: Толстой Лев Николаевич

Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

В садах пухнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.

Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут — зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку — горьковато-вкусный запах напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный и легкий.

Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать знакомые слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.

Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.

Стихи о весне

Весна-красна

Татьяна Гусарова

На проталинке жучок

Грел на солнышке бочок,

Вскоре вылез червячок,

А за ним и паучок.

Солнце скрылось за горой,

И отправились домой

И жучок, и червячок,

И, конечно, паучок.

На проталинке опять

Завтра будут загорать

Жук, червяк и паучок.

Будут греть ДРУГОЙ бочок.

***

Весенний пир

Татьяна Гусарова

Ива золотая

В роще расцвела.

Бабочек и пчелок

В гости позвала.

«Я столы накрою:

Есть чем угостить.

Свежею пыльцою

Буду вас кормить».

Голодно, тоскливо

Раннею весной.

А на ветках ивы

Пир идет горой.

***

Про сосульки

Татьяна Гусарова

Весна пришла. Бегут ручьи.

Журчат, смеются вЕселы.

И острые носы свои

Сосульки с крыши свесили.

На солнышке бедняги очень

Мучаются, маются.

У них лишь вечером и ночью

Насморк прекращается.

А днём опять носам беда.

Сливаясь с шумом уличным,

Не просто капает вода –

Уходит жизнь сосулечья.

***

Пришла весна

Галина Рукосуева

Кто тревожит спозаранку?

Кто резвиться за окном?

Это солнце, как приманку,

Луч забросило в мой дом.

Разбудили меня трели.

Что за хор звучит с утра?

Это птицы звонко пели,

Это птичья детвора.

Кто развесил на деревьях

Изумрудные глазки?

Из набухших зрелых почек

Пробиваются ростки.

Что с природою творится?

Я уснул – была Зима.

Может всё это мне сниться?

Говорят: «Пришла весна!»

Задание 6. Нарисовать рисунок «Весна».

Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!

Учитель – логопед: Угорец Елена Львовна

Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №436 г. Челябинска Открытое мероприятие для родителей в рамках.

Консультации по развитию мелкой моторики Приложение 5 Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольников» Важную роль в успешности интеллектуального.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей». Ученые, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития.

Консультация для родителей «Эффективные методы работы с детьми по развитию мелкой моторики» Как известно, значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие.

Мастер-класс (круглый стол для родителей) «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук» Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью.

Памятка для родителей «Способы развития мелкой моторики»Памятка для родителей «Способы развития мелкой моторики» Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать: 1. Упражнения с массажным шариком, грецкими орехами, карандашами,.

Презентация «Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики» Уважаемые коллеги и гости моей странички, мне хочется с Вами поделиться своими наработками. И вот одна из них: Это консультация для родителей.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики» Развитие мелкой моторики ребенка Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение.

Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников «Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму».

Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук через упражнения по подготовке руки к письму «Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму».

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Консультации для родителей по развитию мелкой моторики
Опубликовано: 9 марта 2018 в 20:12
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. День «Сказки о рыбаке и рыбке» на МААМ

Пушкинская «Сказки о рыбаке и рыбке», напечатанная 184 года назад в журнале «Библиотека для чтения», – бесспорный шедевр. Недаром эту незатейливую поучительную историю хорошо знают все – и стар, и млад. А...

24 июля. День флориста в России

Когда-то владение искусством цветосложения и знание языка цветов считалось для дамы признаком хорошего воспитания. Сегодня создание цветочных композиций перешло в разряд профессиональных умений. В 2009...

Фотоотчет «Летняя школа — это маленькая жизнь!»
В 2019 г. прошел 3-й Всероссийский конкурс им. Л. С. Выготского, который Рыбаков Фонд проводит для поддержки педагогов дошкольного образования и студентов,...
Лэпбук «Летние забавы»
Лепбук «Лето» Сколько солнца! Сколько света! Сколько зелени кругом! Что же это? Это ЛЕТО Наконец спешит к нам в дом. Певчих птиц разноголосье! Свежий...
Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок ОБЖ «Островок безопасности»
На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря процессу, изменившему мир, выросло...