Ирина Гурова
Логопедическая игра «Звуковой звездопад» для дифференциации звуков [л]-[р]
▼ Скачать + Заказать документы
Игра предназначена для воспитанников старшего дошкольного возраста. Играть в неё можно как индивидуально, так и коллективно. Для изготовления игры понадобился цветной картон, распечатанные и вырезанные звёзды и картинки, имеющие в названии звуки [л] и [р], буквы «Л» и «Р», два астронавта.
Материал для игры: 24 звезды, отличающиеся четырьмя признаками – цветом (розовые, оранжевые, жёлтые, размером (большие и маленькие, количеством лучиков (пяти- и шестиконечные) и наличием в названии наклеенной картинки звуков [л] и [р]; два круга синего и голубого цвета (это планеты «Р» и «Л», на которых наклеены «планетные камни» (24, имеющие признаки звёзд. Таким образом, каждой звезде соответствует своя планета и своё место на ней. Также понадобятся два листа чёрного картона (космическое пространство, два астронавта – наблюдателя.
Публикация «Логопедическая игра „Звуковой звездопад“ для дифференциации звуков [л]-[р]» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Игры, дидактические пособия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2022
Цель игры: дифференциация звуков [л] и [р].
Задачи:
- Закреплять произношение звуков [л] и [р] в словах и предложениях.
- Упражнять в дифференциации звуков на слух и в произношении в словах и предложениях.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.
- Расширять, уточнять словарный запас.
- Развивать восприятие цвета и величины предметов, внимание, зрительно-моторную координацию, мыслительные способности: формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
1 вариант игры «Звуковой звездопад»
Игра проводится индивидуально. Логопед знакомит ребёнка с материалом игры, обращает внимание на две планеты – синюю – «Р» и голубую – «Л», на то, что все звёзды разные и у каждой есть своё место на своей планете. Задача ребёнка – помочь каждой звезде найти своё место. В ходе игры ребёнок чётко проговаривает названия всех картинок. По ходу игры логопед интересуется, какая звезда на какой камень полетит (прилетела). Ответы в данном случае предполагают названия признаков звёзд: «маленькая, оранжевая, пятиконечная» или «большая, жёлтая, шестиконечная» и т. п.
После того, как игровое задание выполнено, можно задать ребёнку вопросы, например, от имени астронавтов типа: «Что на розовой маленькой пятиконечной звезде?» или «На какой звездочке робот?» В ответе – простое распространённое предложение.
2 вариант игры «Звуковой звездопад» проводится с двумя детьми в два этапа. У каждого ребёнка своя планета – «Л» или «Р». Дети по очереди выбирают звёзды и размещают их по местам. При этом каждому из детей нужно безошибочно найти звезду, имеющую в названии соответствующий планете звук. Если допускается ошибка, то звезда «не долетает» до планеты и помещается снова на чёрный фон. Выигрывает тот, чьи звёзды быстрее долетели до планеты.
На втором этапе игры дети меняются планетами.
3 вариант игры «Звуковой звездопад» проводится по типу «Лото». Логопед сам выбирает звезду и показывает её детям. Тот ребёнок, у которого соответствующая планета, называет картинку и описывает звезду –«маленькая, розовая, пятиконечная», кладёт её на место. Выигрывает тот, кто быстрее разместил все звёзды. После игры дети могут поменяться планетами, как во 2 варианте.
4 вариант игры «Звуковой звездопад» имеет характер упражнения и проводится коллективно.
Логопед даёт возможность каждому ребёнку группы (подгруппы) выбрать любую звёздочку (может быть, две или даже три в зависимости от количества участвующих детей) и найти для них место на планетах. После игры дети сами проверяют правильность размещения звёзд.