Планирование недели «Логопедическая тема «Зима»

Елена Лучшева
Планирование недели «Логопедическая тема «Зима»

Тема недели: «Зима»

Цель: развитие лексико - грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Развивать умение внимательно слушать воспитателя, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы.

- Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.

- Устанавливать причинно-следственные связи, логически завершать предложения, поясняя причину события.

- Развивать логические умения: доказательство, анализ, синтез.

- Систематизировать знания детей о зимних явлениях, о диких зверях, птицах, как они готовятся к зиме.

- Отвечать на вопросы в процессе беседы.

- Развивать умение отгадывать по отрывку из рассказа, о зимовке какого животного, птицы идет речь, находить картинку с изображением дикого животного и его зимнего жилища и корма. Уметь рассказывать об этом.

- Уметь заканчивать предложения педагога, подбирать по смыслу соответствующий глагол.

- Формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение.

Воспитательные цели урока:

- Учиться внимательно слушать воспитателя и ответы других детей, не перебивать товарища, оказывать помощь товарищу (дополняя его ответы).

- Вызвать интерес к теме и настроить на предстоящее занятие.

Существительные: Лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, лопата, хоккей, ворота, снег, снежинка, мороз, холод, ветер, лед, снегопад, льдинка.

Глаголы: Ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться, катать (снежный ком, кого-либо на санках, сгребать, рубить (лед, приземляться, разгоняться, хрустеть (о снеге, идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, виться, кружиться, обметать, стыть, леденеть.

Прилагательные: быстрый, зимний, скользкий, липкий, ледовый, белый, легкий, пушистый, холодный, морозный, искристый, жесткий, прозрачный.

Понедельник

Старшая группа

групповые занятия

Активизация словаря

Общие речевые навыки Развитие дикции, интонации, мимики (см. прил. А)

Речь с движением Массаж рук и ног (см. прил. Б)

Мелкая моторика Пальчиковая игра “Лепим зайчика” (см. прил. В)

Лексика и грамматика Артикуляционная Единственное и множественное число (см. прил. Г)

гимнастика «часики», «лопаточка» (см. прил. 1)

Продуктивная деятельность Работа в тетрадях

Вторник

Старшая группа

групповые занятия

Общие речевые навыки Расскажи по опорным картинкам, (см. прил. А)

Речь с движением «Снежная баба» (см. прил. Б)

Мелкая моторика Поделка из природного и бросового материала

Артикуляционная

гимнастика «часики», «лопаточка» (см. прил. 1)

Лексика и грамматика Составление рассказа по серии картинок «Мы лепили снеговика» (см. прил. Г)

Продуктивная деятельность Работа в тетради.

Среда

Старшая группа

групповые занятия

Общие речевые навыки Работа с текстом. Пересказ. Ответы на вопросы (см. прил. А)

Речь с движением «Снежная баба» (см. прил. Б)

Мелкая моторика Пальчиковая игра “Лепим зайчика” (см. прил. В)

Слуховое внимание доскажи словечко

Артикуляционная

гимнастика «часики», «лопаточка» (см. прил. 1)

Лексика и грамматика Расширение предложения

Продуктивная деятельность Работа в тетради

Четверг

Старшая группа

групповые занятия

Активизация словаря

Речь с движением «Снежная баба» (см. прил. Б)

Мелкая моторика Рисование на пластилине

Артикуляционная гимнастика «часики», «лопаточка» (см. прил. 1)

Лексика и грамматика Составление предложений

Продуктивная деятельность Работа в тетради

Пятница

Старшая группа

групповые занятия

Речь с движением «Снежная баба» (см. прил. Б)

Мелкая моторика «Зимяяя прогулка» пальчиковая игра

Артикуляционная гимнастика «часики», «лопаточка» (см. прил. 1)

Лексика и грамматика Согласование числительного существительного прилагательного

Продуктивная деятельность Работа в тетради

Приложение А

Общие речевые навыки: Развитие дикции, интонации, мимики

1) чтение буквосочетаний по таблице;

2)произнесение скороговорки: Через горы и леса едут сани - чудеса, девочки - тихо, мальчики - громко;

девочки - низко, мальчики - высоко;

1 ребенок - с вопросительной интонацией;

2 -с утверждением;

3 -с сомнением;

4 -с возмущением;

5 -с восхищением.

5. Развитие фонематического слуха.

- Из первых звуков слов составьте слово: Мука, окунь, рыба, обувь, зубы. (Мороз).

- Придумайте к слову «мороз» глаголы.

- Придумайте предложения с этим словом.

Работа с текстом. Пересказ. Ответы на вопросы.

Текст: В морозный зимний день подобрал я во дворе замерзшего воробья. Воробушек долго лежал на моей ладони.Потом он отогрелся и тихо пискнул: «Чилим». Так я и звал его Чилим. Стал он жить у меня дома.

Чтение текста вслух по предложению.

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Почему?

- Кто герои?

- Как вы оцениваете поступок мальчика?

- Как начинается рассказ?

- Как сначала вел себя воробушек?

- Как изменилось его поведение?

- Как мальчик назвал его? Почему?

- Чем закончился рассказ?

Зимой идут снегопады.

Ночи стали длиннее, а дни короче.

Мороз рисуетузоры на окнах.

Вода замерзает.

Люди надевают теплую, зимнюю одежду.

Дидактическая игра “Кто как зимует”: (по прочитанному отрывку угадать животное, птицу, найти его картинку, подобрать жилище и корм (для зверей).

Птицы

* С наступлением зимы эти птицы улетают из родных лесов в сады и парки, поближе к человеку.Здесь они находят себе корм: ягоды рябины, калины, семена трав, деревьев. (Снегирь).

* Эту птицу называют мудрой. У неё отличное зрение, замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползет жук или как под снегом бегают мыши. Днем она спит, ночью охотится (Сова).

* Зимой эти птицы прилетают к нашим домам. Покормите их, если увидите их возле дома. Они будут клевать все,что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки сала и мяса (Синицы).

Животные

* У нее острый слух. Чуть пискнет мышь под снегом, она ее тут же схватит. Зимуют в одиночестве, бродя по лесу.Зимой у нее под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостом нос и спит (Лисица).

* Осенью, нагуляв жир, она подыскивает себе жилище на зиму. Всю зиму спит, сосет лапу. В конце зимы у нее появляются детишки, совсем крошечные, величиной с рукавичку (Медведица).

* Любит хорошо поесть, надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки.На зиму устраивается в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны (Ёж).

* Гнездо ее круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником, шерстью (гайно, иногда устраивает свое жилище в дуплах деревьев. Бывает, что в сильные морозы несколько их спят в одном гнезде, согревая друг друга (Белка).

* Ближе к осени он начинает готовиться к зиме и приносит в свою кладовую запасы семена, желуди, коренья. Зиму он проводит в спячке.Это удивительные чистюли: подстилку из норы - сухие листья, мох, траву - они несколько раз за лето выносят проветрить и посушить. Днем спит в своей глубокой норе, а ночью выходит покормиться личинками насекомых, лягушками, ящерицами, мышами, корешками растений (Барсук).

* Кто в теплых хлевах сено жуют, теплое пойло пьют? (домашние животные).

Приложение Б

(согласование речи с движениями).

Самомассаж

Мы купили Вареньке (поглаживать правую, затем левую руку)

Варежки (от пальцев к запястью)

И валенки (одновременное поглаживание ног снизу вверх).

Шубку теплую наденем (имитация движений)

И пойдем гулять скорее.

“Снежная баба”

Дети стоят в кругу. Снежная баба стоит в центре круга.

Сегодня из мокрого кома (идут по кругу, катят воображаемый снежок)

Мы снежную бабу слепили у дома.

Морковкою нос и метелка в руке (имитация движений, согласно тексту) Большое ведро на ее голове.

Снежная баба сейчас поиграй (хлопают в ладоши)

И наших ребяток быстрей догоняй (дети убегают, снежная баба их догоняет).

Приложение В

Мы лепили снежный ком (имитация движений)

Ушки сделали потом {показ “ушек”)

И как раз вместо глаз Угольки нашлись у нас. (указательными пальцами касаться уголков глаз)

зайчик вышел, как живой! (Поджать руки к груди, кисти опущены)

Он с хвостом и головой! (Показать хвост, потом обе руки положить на голову)

За усы не тяни - (погрозить пальцем)

Из соломинки они!

Длинные, блестящие (развести руки от носа в стороны)

Точно настоящие! (Покачать головой)

«Зимняя прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. ("Идём " по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

«

Приложение Д Загадки

Какой это мастер На стекла нанес И листья, и травы,

И заросли роз?

(Мороз)

Всю ночь рисует на окне Белилами и мелом.

Но, как он ходит по стене И остается целым?

(Мороз)

Ни ведра, ни кисти, ни рук,

А побелит все вокруг.

(Зима)

Скатерть бела Весь свет одела.

(Снег)

Одеяло белое Не руками сделано.

Не шилось, и не ткалось,

А с неба на землю свалилось. (Снег).

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

(Мороз).

Что за звездочки сквозные На пальто и на платке?

Все пушистые такие,

А возьмешь - вода в руке? (Снежинки).

Выгляну в оконце,

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит и лежит.

А весной, по теплу, убежит. (Снег)

Кто идет на снежных ножках? По тропинкам и дорожкам? Кто способен на уловки, Носик у него - морковка?

По весне растает вмиг.

Это белый.

(снеговик).

Думал что мел,

Потому что был бел.

А в руки взял - А он водою стал.

(Снег).

И не снег он, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Зацепилась за карниз И растет головкой вниз. (Сосулька)

Выгляну в оконце,

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

(Снег)

Какой это мастер На стекла нанес И листья, и травы,

И заросли роз?

(Мороз).

Мы живем под самой крышей, Даже страшно глянуть вниз.

А могли бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (Сосулька).

С неба - звездой,

В ладошке - водой.

(Снежинка).

Как вошел - никто не видел, Что сказал - никто не слышал. Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес.

(Мороз).

После брата Января Идет очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель да вьюга.

(Февраль).

Рассыпала Лукерья Серебряные перья,

Закружила, замела,

Стала улица бела.

(Метель).

Белый дед - белее нет.

Старый, горбатый, лежит возле хаты. Лежит он всю зиму — никто не поднимет.

Когда весна придет - он тут же сам уйдет.

(Сугроб).

Бел как мел,

С неба прилетел.

Всю зиму пролежал,

А весною в землю убежал.

(Снег).

Зима на крыши серые Бросает семена.

Растит морковки белые Под крышами она.

(Сосульки).

Жил я посреди двора,

Где играла детвора,

Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. (Снеговик).

Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебро на крышу вашу. Теплые придут весной ветра И меня прогонят со двора. (Зима).

На дворе лежит горой,

А в избе становиться водой. (Сугроб).

Летит - молчит,

Лежит - молчит.

Когда умрет,

То заревет.

(Ответ).

Он прозрачный, как стекло, Однако не вставишь его в окно. (Лёд).

Ну-ка,угадай-ка:

Белая хозяйка Тряхнула высоко перинкой - Полетели над миром пушинки. (Зима).

Он рисует на стекле Пальмы, звезды, смайлики.

Говорят, ему сто лет,

А шалит, как маленький.

(Мороз)

Кто в холод не боится остаться без перинки

И вытряхнет на землю летящие пушинки. (Зима)

Кто поляны белит в белый И на стенах рисует мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(Зима)

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу. Вдоль улиц пробегаю, сугробы наметаю. (Метель)

Дел у меня немало — я белым одеялом Всю землю укрываю, в лёд реки убираю, Белю кусты, поля, дома, а зовут меня. (зима)

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Но подуют теплые ветра И прогонят меня со двора.

(Зима)

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

И трусишка зайка серый Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто же скажет, кто же знает,

Когда это все бывает?

(Зимой)

Не хилела, не болела, а саван надела. (Земля со снегом)

Невидимкой, очень тихо Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на стекле.

(Мороз)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады.

(Мороз)

Снег катали и месили,

Человека мы слепили.

Вместо глаз - два уголька,

Там, где нос, - морковка,

А в руках - метелка.

Кто он, наш Егорка?

(Снеговик).

Валяется камень на мерзлой земле, Вился, вился белый рой,

Его подберешь - исчезает в тепле. Сел на землю - стал горой.

(Снег). (Снег).

Странная вещь лежит во дворе: Волшебной сказкой делая

Ее ты поднимешь - исчезнет в тепле. Деревья и дома,

(Снег). Пришла к ребятам белая,

Холодная.

Старик у ворот тепло уволок.

И сам не бежит, и другим стоять не (зима).

велит. Он - пушистый, серебристый,

(Мороз). Но рукой его не тронь.

Станет капелькой он чистой,

Бел, а не сахар. Если тронешь вдруг рукой.

Ног нет, но идет.

(Снег).

Без досок, без топоров Через речку мост готов.

(Мороз).

У избы побывал, все окно разрисовал, У реки погостил, на всю реку мост мостил.

(Мороз). (Снег).

На всех садится, Никого не боится.

Но солнышко взглянет, Он и растает.

(Снег).

Рисует художник пейзаж на стекле.

Как жаль, что картина погибнет в тепле. (Мороз)

Дедушка мост мостил без топора и без ножа.

(Мороз)

Там, где лес из сосен рыжих,

Там, где снега кутерьма,

Побежим на быстрых лыжах. Здравствуй, матушка. (зима!

Г ость гостил, мост мостил.

Без пилы и топора мост вымостил. (Мороз)

Кто знает верную примету:

Высоко солнце, значит лето.

А если холод, вьюга, тьма И солнце низко, то.

(зима)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка - крохотулька,

Зимний леденец.

(сосулька).

Он холодный, светло-синий По кустам развешан. (иней)

У нас под самой крышей Белый гвоздь растет,

Но как солнышко взойдет, Гвоздь растает, упадет. (Сосулька)

.Кружит она вдоль улиц, Словно перья белых куриц. Зимушки - зимы подруга, Северная гостья -. (вьюга).

.Он из снега одного,

Из моркови нос его.

При тепле - заплачет вмиг И растает.

(снеговик).

Зимой он звезда,

А весною - вода.

(Снег).

Бел, а не сахар.

Нет ног, а идет.

(Снег).

Публикации по теме:

Планирование на декабрь. Тема месяца: «Я и природа — зима» 1 неделя с 3 по 7 декабрь. Тема недели: «Зима» Планирование на декабрь. Тема месяца:» Я и природа – зима» 1 неделя с 3 по 7 декабрь. Тема недели: «Зима» Цкль: Расширение представлений.

Планирование на декабрь. Тема недели: «Зима. Зимние забавы». 3 неделя с 17 по 21 декабря Планирование на декабрь. Тема недели: «Зима. Зимние забавы.» 3 неделя с 17 по 21 декабря Вторая младшая Цель: Расширение представлений.

Планирование на февраль. 2 неделя. Вторая младшая группа. Тема месяца «Я и мой дом». Тема недели «Домашние птицы» Планирование на февраль. 2 неделя с 11 по 15. Вторая младшая Тема месяца: «Я и мой дом». Тема недели: «Домашние птицы». Цель: дать детям.

Планирование на Январь 4 неделя с 21 по 25. Тема месяца: «Я и мой дом». Тема недели: «Мебель». Вторая младшая Планирование на Январь 4 неделя с 21 по 25. Тема месяца: «Я и мой дом». Тема недели: «Мебель». Вторая младшая Цель: познакомить с понятием.

Планирование на октябрь. Тема месяца «Я и природа — осенью». Тема недели «Овощи» Планирование Октябрь Тема месяца Я и природа – осенью с 1 по 5 Тема недели Овощи Цель: обогащать представления детей об овощах, закрепить.

Планирование на октябрь. Тема месяца «Я и природа — осенью». Тема недели «Фрукты» Планирование Октябрь Тема месяца Я и природа – осенью с 8 по 12. Тема недели Фрукты Понедельник:___Утро Приём и осмотр детей. Утренняя.

Планирование на октябрь. Тема месяца «Я и природа осенью». Тема недели «Осенние изменения в природе и мире» Планирование Октябрь Тема месяца Я и природа – осенью Тема недели Осенние изменения в природе и мире. 3 неделя с 15 по 19 Понедельник:___Утро.

Планирование на сентябрь. Тема месяца «Я и детский сад». Тема недели «Игрушки» Сентябрь. С 24 по 27. Тема месяца: Я и детский сад. Тема недели Игрушки Основные задачи недели: Развивать познавательный опыт, способность.

Планирование во вторая младшей на май. Тема месяца «Я и природа — весна». Тема недели «Скоро лето. Времена года» Планирование во вторая младшей на Май Тема месяца: «Я и природа – весна». Тема недели: «Скоро лето. Времена года.» С 3 неделя 13 по 17.

Планирование на май во второй младшей группе. Тема месяца «Я и природа — весна». Тема недели «Насекомые» Вторая младшая Планирование на Май Тема месяца: «Я и природа – весна». Тема недели: «Насекомые». Цель: Формировать у детей первоначальное.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Планирование недели «Логопедическая тема «Зима»
Опубликовано: 10 октября 2019 в 15:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...

18 мая. Всероссийский день посадки леса

Очередной тематический день посвящен озеленению — благородному делу, которым можно выразить свою любовь к природе и оставить свой след на Земле. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий,...


Горячие темочки