Ольга Черникова
Логопедические минутки для родителей в домашних условиях с детьми, имеющими нарушение зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема речевого развития детей с нарушением зрения чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их психолого-педагогической реабилитации.
Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития ребенка с нарушением зрения. Под влиянием речи развивается его восприятие, мышление, память. Развитие речи тесно связано с расширением круга представлений ребенка с нарушением зрения об окружающих предметах и явлениях.
Публикация «Логопедические минутки для родителей в домашних условиях с детьми, имеющими нарушение зрения» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения : близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому особое значение специалисты придают ранней диагностике нарушений зрения.
Постоянные занятия с ребенком помогают ему своевременно усвоить звуки, увеличить словарный запас, научиться правильно строить фразы, говорить ясно и понятно для окружающих.
Необходимо помнить, что в детском возрасте речевая деятельность обслуживает разные виды детской деятельности, и организовывать педагогическую работу по развитию речи детей с нарушениями зрения важно с учетом этого положения. Это происходит во время различных режимных моментов, на занятиях и в свободное от занятий время. Практическая деятельность помогает осознать реальные неязыковые отношения между предметами, понять их функции и свойства.
Взрослый должен стремиться с самого начала говорить как можно больше, употребляя в повторяющихся или сходных ситуациях одни и те же слова, выражения, включая ребенка в совместные действия, наблюдения.
Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего, они не видят вообще, или очень плохо высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких детей также ограниченна, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы. Подобная ситуация порождает серьезные психологические проблемы как у детей, так и у их родителей.
Поэтому очень часто родители стремятся максимально облегчить ребенку жизнь, ограничивая детскую самостоятельность и предлагая свою помощь.
Другая крайность – родители, как- бы не обращают внимания на заболевание ребенка, требуя от него слишком многого. И в том и в другом случае у детей развиваются психологические комплексы, которые усугубляются длительностью лечения. Поэтому очень важно помочь ребенку эффективно использовать осязание, слух, двигательно-тактильную чувствительность, что в какой-то мере компенсирует недостаток зрения.
Формирование словесной речи у детей с нарушением зрения в процессе всей воспитательной работы является одной из основных коррекционно-педагогических задач.
В МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята» функционируют 10 специализированных групп для детей с нарушением зрения и речи, которые посещают 120 детей с ОВЗ (функциональные нарушения зрения, из них – 13 детей-инвалидов и 22 ребёнка имеют тяжёлые нарушения речи. Все дети имеют трудности зрительного восприятия, недостаточную координацию между зрением и двигательными реакциями, плохую способность к управлению движениями тела, что приводит к сложностям ориентировки в пространстве, трудностям в восприятии формы, размера, оценке положения, точности и полноте восприятия окружающего мира. Все выше перечисленное отрицательно воздействует на развитие речи детей с нарушением зрения.
В дошкольном учреждении активно проходит работа с родителями по развитию и коррекции речи детей с нарушениями зрения.
При правильном и последовательном руководстве взрослых деятельность становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей с нарушением зрения. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на такие стороны развития ребенка с нарушением зрения, которые страдают из-за снижения зрения.
По работе с родителями в данном дошкольном учреждении используются как традиционные и не традиционные методы и формы работы:
• беседы,
• консультации,
• игровые минутки,
• информирование через папки-передвижки,
• буклеты,
• стенды
Одной из эффективных форм работы с родителями является обратная связь: электронная почта с педагогами и сайт ДОУ – форма обратной связи, где родители получают информацию сопровождении своих детей.
Развитие речи дошкольников дома, совсем необязательно превращать в учебное занятие. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые можно легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Использовать можно для этих занятий то, что ваш ребё нок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это игровая деятельность. Для того чтобы развить у родителей практические навыки по развитию речи детей, мы используем логопедические минутки. Эти минутки могут быть использованы по дороге в детский сад или домой, на прогулке, перед сном, а в летний период после трудового дня на даче или летнем отдыхе. Все это не занимает много времени. Учитывая большую загруженность домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталость, рекомендуем родителям играть с детьми, например, на кухне. Для этого могут использоваться простые пальчиковые упражнения (перебрать крупу, сложить из спичек домик, игры на обогащение словаря (какие слова «вытащим» из супа, компота, плиты, «Вкусные слова» (кислые, сладкие, «Чудесный мешочек» (угадывание фруктов и овощей на ощупь с называнием качеств). С целью развития грамматического строя речи предлагаем, например игру: «Сварим варенье» (из яблок – яблочное и т. д., «Приготовим сок» (из вишни - вишневый и т. д.). Ремонтируя одежду, можно предложить ребёнку выложить из пуговиц узор, сделать из них панно на пластилиновой основе. Можно играть на прогулке, а также по дороге в детский сад в игры: «Что я видел?», «Какой он?», «Доскажи словечко».
Проводя со своими детьми мини-экскурсии или прогулки, наблюдая за окружающее действительностью, следует учитывать, что детям с низким зрением трудно воспринимать сравнительно далеко стоящие предметы. В таких случаях необходимо привлекать и другие виды чувствительности. Это особенно важно при проведении экскурсий в природу.
Во время экскурсии дети опираются на зрительное, слуховое и осязательное восприятие.
Сочетание зрительных образов со слухо-речевыми образами создает условия для успешного формирования прочных и легко воспроизводимых синтетических, сложных представлений.
В результате систематического проведения экскурсий обогащается речь детей, словарный запас, личный опыт.
По дороге в детский сад нам встречается много интересного: растения, животные, птицы, транспорт, прохожие. Прежде всего, этот момент можно использовать для пополнения и расширения словаря ребенка: игра «Что ты видишь по дороге?». Взрослый спрашивает ребенка: «Расскажи, что ты видишь по дороге?». Ребенок: «Я вижу деревья». Взрослый: «Назови, какие деревья ты видишь?» Ребенок называет, перечисляет названия деревьев. Если ребенок затрудняется, то взрослый ему помогает.
Взрослый: «Давай соберем букет из листьев. Листья должны быть разные не похожие друг на друга». Ребенок и взрослый ищут и собирают листья от разных деревьев. Во время сбора можно определить какой лист от какого дерева. Эта игра закрепляет в словаре ребенка относительные прилагательные. Взрослый спрашивает: «Интересно, этот лист какой?». Ребенок: «Рябиновый (березовый, кленовый, каштановый и т. д.)». Вот и готов осенний букет, который можно подарить родителям и сверстникам.
Родителям предлагается постоянно играть с детьми, разговаривать с ними, читать потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки, стихи, обыгрывать их. Использовать тексты с четкими иллюстрированными рисунками. Игры со стихами активно развивают у детей память, внимание, речь, образное мышление, свободу движения и чувство пространства, что особенно важно для детей с нарушениями зрения. К тому же, в ходе таких игр дети незаметно для себя быстро запоминают стихи, учатся выразительно рассказывать и показывать их. Например, можно прочитать стихи и обыграть их с детьми, показывая движения. Дети очень любят считалки, поговорки.
Для старших дошкольников можно использовать следующие упражнения. Например, “Покажи стихи руками, с одновременным проговариванием текста”.
Зимние забавы
“Любит рисовать мороз, (рисуют в воздухе узор)
Детвору щипать за нос, (берут себя за нос)
И ликует детвора (прыжки на месте)
Прямо с самого утра, (качают головой)
Всюду слышен звонкий смех, (изображают смех)
Выпал первый белый снег.
(показывают, как падает снег – плавно, волной опускают ладони)
Лыжи и коньки, салазки –
(изображают движения лыжника,
Катание на коньках и на санках)
Кутерьма всей зимней сказки.
(круговые движения руками)”
Е. Эрато
Рекомендуется также рассказывать вслух содержание прочитанных книг, прослушанных по радио детских передач.
Очень важно при этом научить детей кратко формулировать свои мысли, правильно использовать словарный запас и грамматический строй.
Развитие устной речи оказывает положительное влияние на формирование правильной лаконической письменной речи, овладение которой имеет для слабовидящих особенно большое значение.
При формировании представлений о предметах и явлениях у слабовидящих, рекомендуется применять разные формы демонстрации наглядного материала. Дети с нарушением зрения затрудняются при восприятии многих иллюстративных средств наглядности. Поэтому, при демонстрации книжных иллюстраций, следует предварительно давать словесные объяснения содержания картины, кинофильма, рисунка и т. п. При этом большое внимание уделяется правильному сочетанию показа отдельных предметов или их частей с их словесной обрисовкой. Чтобы облегчить зрительно-пространственный анализ и синтез при восприятии изображений, наглядному узнаванию должно предшествовать словесное объяснение или чтение литературных текстов, позволяющих уяснить смысловое содержание картины, рисунка, схемы и т. п.
Можно вводить в словарь ребёнка названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор.»; - «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья.».
В возрасте 4-5 лет дети обычно хорошо усваивают названия основных цветов, значит их можно познакомить и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
Когда родители вместе с ребенком рассматривают какой-то предмет, нужно задавать ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?». Таким образом, побуждаем ребёнка называть самые разные признаки предметов, помогаем развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Можно спросить у ребенка: «Что бывает высоким?» - «Дом, дерево, человек.» - «А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?». Или: «Что бывает широким?» - «Река, улица, лента.» - «А что шире - ручеек или река?». Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: «Что бывает белым (пушистым, холодным, твердым, гладким, круглым?». Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?». Гуляя по лесу, задавать ему такие вопросы: «На что похож лист, облако, тень от дерева?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное мышление и восприятие.
Целесообразно видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов:
- «Чем лист похож на бумагу? (толщиной, легкостью.) А на траву? (цветом.) А на каплю? (формой.)»
Следующий вид упражнений – чистоговорки, скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках: «Из-под топота копыт пыль по полю летит», «На горе трава, на траве дрова».
Очень нравится детям такое упражнение. Попросите произнести одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо) : «Милая моя, ты не спишь!»; «Вы ели на завтрак мороженое?»; «Мама купила (купи) виноград»; «Скорее домой!»; «У нас кончился хлеб». Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. 2-3-летний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.
Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед.», а ребенок ее заканчивает: «. да баба»; взрослый: «И была у них.», ребенок: «. курочка Ряба» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» - «Зайчика» - «Какую песенку Колобок ему спел?» и т. д.
Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложить ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей. Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.
Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте. Для этого помогут логопедические минутки с творческими заданиями.
Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. А ещё развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между родителями и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.