МААМ-картинки

Логопедический игротренинг как активная форма работы с родителями и детьми

Дарья Бурля
Логопедический игротренинг как активная форма работы с родителями и детьми

Развитие диалогических отношений дошкольной организации образования и семьи-одна из важнейших задач модернизации социально-педагогической практики взаимодействия общественного и семейного воспитания. Любая инициатива дошкольной организации, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми (матерью, отцом, бабушками и др.)

Публикация «Логопедический игротренинг как активная форма работы с родителями и детьми» размещена в разделах

При условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций, возможно решение вопросов качества семейного воспитания, расширения воспитательных возможностей семьи. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм взаимодействия с детским садом.

Новой формой взаимодействия с родителями в нашем дошкольном образовательном учреждении стал логопедический игротренинг для развития мелкой моторики рук.

На учебный год был разработан план мероприятий «Развиваем пальчики вместе», совместных тренингов для родителей и детей, с целью повышения компетентности родителей по вопросу развития мелкой моторики и побуждения заниматься с ребёнком в домашних условиях.

При планировании данного вида взаимодействия были поставлены задачи:

• стремиться установить доверительные отношения с родителями;

формировать у родителей активное и позитивное отношение к взаимодействию с ребенком;

активизировать творческий потенциал родителей и детей.

Первоначально был подобран комплекс пальчиковых игр, с учетом возрастных и речевых особенностей, по принципу распределения материала, как пальчикового, так и речевого, от простого к сложному.

Все выбранные нами игры и упражнения были разделены на 3 блока:

1. Первый пальчиковый блок представлял собой простейшие тактильные движения и самомассажи в комплексе с несложным речевым материалом.

2. Второй блок, более усложненный, состоял из комплекса упражнений с бытовыми предметами и текстом.

3. Третий блок – это систематизированные упражнения и игры со специальными предметами, в сопровождении с емким речевым материалом.

Пальчиковые игротренинги для родителей и детей средней логопедической группы были запланированы 3 раза в год, в начале каждого квартала. Данная периодичность была оптимальной, т. к. для выполнения задания им было предоставлено достаточное количество времени-3 месяца.

Предварительно было проведено анкетирование. В анкетах родители отвечали на вопросы из области речевого и моторного развития детей. Анализ анкетных данных позволил в ходе работы реализовать индивидуальный подход к каждому родителю и ребенку.

Для поддержания активного взаимодействия, родителям было предложено оформить индивидуальные домашние блокноты, представленные в виде Блокнота «Послушные пальчики». Формат и вид блокнота являлся произвольными. Главный критерий к выбору блокнота был интерес и желание ребенка работать с ним. Блокнот включал в себя домашние задания по итогу каждого проведенного игротренинга, т. е. различные пальчиковые игры и упражнения с бытовыми и специализированными предметами.

Кроме этого, родителям было предложено самостоятельно найти в книгах, интернете или сочинить стихотворение (размер произведения не был нормирован, соответствующее пальчиковым движениям, представленным в каком-либо из упражнений, заданных на дом, или даже создать свою пальчиковую игру с новыми движениями и новым текстом. Уже после первого проделанного домашнего задания стало ясно, что такая творческая работа оказалась очень интересной и занимательной как для родителей, так и для детей. Составленные ими стихи чаще всего являлись авторскими, а движения имитирующими текст. Приведу один пример составленной пальчиковой игры своей воспитанницы и ее мамы:

Вот дорожки руки лежат, ладони вверх

Вот ворота имитируют закрытые ворота

Вот окошки руки прикрывают лицо, ладони к себе

А вот дом. Имитируют крышу дома

Приходите, колечки: поочередно соединяют большой

Поспешите, палец с другими пальцами.

Мы вас дома

Очень ждем.

В начале каждого квартального игротренинга участникам было предложено представиться достаточно необычным способом- сначала родитель называл имя своего ребенка, затем ребенок называл имя родителя и одну их общую характеристику. Приведу пример одного из таких приветствий:

-Моего сыночка зовут Сережка.

-Мою маму зовут Елена.

- Мы добрые.

Последняя характеристика становилась названием команды, которое потом использовали все участники в процессе работы при обращении к данной паре. Такое приветствие позволяло участникам узнать имена друг друга, поднять настроение себе и окружающими, а также, сформировать командные отношения между родителем и ребенком.

Для поддержания интереса родителей и детей к информации игротренингов мы подобрали материал, который был разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники и их родители выполняли двигательные упражнения с использованием бытового и нетрадиционного материала.

Первый квартальный игротренинг был проведен в сентябре месяце. Сначала была освещена важность вопроса развития речи и мелкой моторики рук детей, затем продемонстрированы и проведены совместно с участниками простые пальчиковые игры и упражнения, самомассажи ладоней и пальцев рук, упражнений для координации движений пальцев, а также для заучивания названий каждого пальчика.

Обязательным было объяснение родителям того, что все проводимые игры и упражнения должны сопровождаться сюжетным стихотворным речевым материалом, который необходим для развития темпа, ритма и выразительности речи ребенка. В завершении игротренинга участникам был представлен блокнот «Послушные пальчики» с простыми пальчиковыми играми и упражнениями для выполнения заданий дома.

Второй игротренинг, проведен в декабре месяце. Первоначально родители и дети представили свою совместную творческую домашнюю работу, затем с ними была проведена более сложная, чем на предыдущем этапе, пальчиковая работа, в виде игр и упражнений с бытовыми предметами: прищепками, платочками, спичками и др. По окончанию игротренинга, участники получили задание на дом, связанное с использованием бытовых предметов.

В начале третьего квартала, в марте, был проведен последний игротренинг, включивший в себя демонстрацию домашнего задания и знакомство с новыми играми. Участники были ознакомлены со специальными предметами, предназначенными для развития мелкой моторики пальцев рук, таких как четки, мячи-ежи, мячи Су-Джоки, шнуровки и т. д. Затем были проведены игры и упражнения с перечисленными предметами. В работе была отмечена эффективность и простота использования специализированных материалов, а также они были рекомендованы для работы по закреплению навыка, полученного на игротренинге.

Насколько сформированы навыки работы по итогу третьего этапа можно будет проследить уже в мае на логопедическом занятии по развитию речи, когда домашняя работа в блокнотах будет завершена, и ребенок сможет самостоятельно (без родителя) представит свою творческую работу, выбрав необходимый предмет.

По итогам проделанной работы было отмечено, что родители с достаточным доверием взаимодействовали, активно участвовали в процессе формирования пальчиковых навыков и умений у детей, положительно оценивали обстановку и все происходящее на игротренинге, проявляли свою готовность к участию в иных формах взаимодействия, предлагаемых детским садом, а также активно демонстрировали свой творческий потенциал, составляя интересные пальчиковые игры и упражнения.

Таким образом, использование игротренинга в работе с семьями воспитанников логопедических групп детского сада даёт положительные результаты. По средствам проделанной работой родителям было показано, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет детский сад, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Список литературы

1. Беккер К. - П., Совак М. Логопедия. - М. ,1981.

2. Гуров В. Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. - М., 2003.

3. Игры в логопедической работе с детьми. Ред. -сост. В. И. Селиверстов. - М., 1987.

4. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М., 1979.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб., 2009.

6. Лопухина И. С. Стихи и упражнения для развития ребенка. - СПб., 2000.

7. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М. ,1987.

Публикации по теме:

Буклет как форма работы с родителями в ДОУБуклет как форма работы с родителями в ДОУ Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю опыт работы по оформлению консультации для родителей в форме буклета. В работе с родителями,.

Инновационная форма работы с родителями в ДОУ «Семейная гостиная» Цели и задачи: Создание условий для тесного контакта родителей и воспитателя. Познакомить с содержанием работы ДОУ. Забота о здоровье,о.

Конкурс чтецов-форма работы учителя-логопеда с детьми и родителями. Опыт работы Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает нас: - на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия.

Лэпбук как форма работы с родителями и детьми по изучению материалаЛэпбук как форма работы с родителями и детьми по изучению материала Знакомьтесь! Лепбук. Давайте познакомимся с интересным способом представления продукта совместной деятельности детей и взрослых по реализации.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями Привлечение родителей к жизни группы всегда было приоритетным направлением в моей работе. Поэтому я, все чаще ищу и использую новые формы.

Мастер-класс «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста» МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО».

Нетрадиционная форма работы с родителями. Вечер колыбельной песни.Нетрадиционная форма работы с родителями. Вечер колыбельной песни. Колыбельная песенка Спи, моя крошка любимая! Глазки скорей закрывай. Ангел-хранитель невидимо Вечно стоит пред тобой. Спи, я спою тебе песенку,.

Нетрадиционная форма работы с родителями в ДОУ-фотоотчетНетрадиционная форма работы с родителями в ДОУ-фотоотчет В нашем дошкольном учреждении активно ведется работа с родителями. Всегда возникает вопрос. Как привлечь родителе к совместной деятельности.

Опыт работы «Детско-родительский клуб как активная форма сотрудничества с семьями воспитанников»Опыт работы «Детско-родительский клуб как активная форма сотрудничества с семьями воспитанников» Слайд 2. Актуальность сотрудничества детского сада с семьей прописана в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской.

Видеоотчёт как форма работы с родителямиВидеоотчёт как форма работы с родителями Ах, какое хорошее время - лето! Многих родителей интересует вопрос, как работают детские сады в летний период, ведь не у всех есть возможность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический игротренинг как активная форма работы с родителями и детьми
Опубликовано: 26 ноября 2016 в 19:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД