Логопедический кабинет. Каким он должен быть

Татьяна Романова
Логопедический кабинет. Каким он должен быть

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»

Василий Александрович Сухомлинский

Одним из важных факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. В огромном количестве специальной литературы, в журнальных статьях, можно найти, казалось бы, всю информацию о том, каким должен быть современный логопедический кабинет. Читаешь и думаешь — как здорово! Все, что надо есть. Есть чему поучиться. На фотографиях логопедических кабинетов в Интернете много интересного, нетрадиционного. Красиво, всего много, глаза разбегаются. Но, как правило, пользователи наиболее удачными считают кабинеты, где много игрушек, различных ярких картинных пособий на стенах. Заходишь, и глаза разбегаются. А теперь представьте, что к вам пришел ребенок с синдромом дефицита внимания и гипреактивности, а их сейчас стало намного больше. И как удержать его внимание? Как помочь сосредоточиться, сконцентрироваться? Пока он не разглядит все, что стоит, лежит или висит в вашем кабинете, он не успокоится. Самое главное правило для кабинета — «золотая середина». Всего должно быть в меру. Избыток не всегда есть хорошо. В логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должен быть минимум иллюстраций и игрушек. Только для создания уюта, настроения. Когда ребенок приходит к вам на занятие, его не должны отвлекать посторонние вещи. Это не значит, что кабинет логопеда — пустая комната. Безусловно, логопедический кабинет не должен быть офисным и академичным. Нет! Все в меру, «золотая середина» — вот как можно охарактеризовать обстановку вокруг ребенка. Весь материал, который используется в определенный промежуток времени: игры, игрушки — должен быть доступен для пользования детям и по мере прохождения лексических тем постоянно меняется. Следует стараться избегать перегруженности кабинета методическими и дидактическими материалами. В логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должно быть минимум иллюстраций и игрушек. Только по текущей теме и для создания уюта, настроения.

Все мы знаем о пользе, о необходимости, развития моторики как мелкой, так и общей, для любого ребенка, а ребенка с речевыми нарушениями — особенно. Обычно логопедические кабинеты очень маленькие, нередко расположены в спальных помещениях детского сада. Размер помещения позволяет только сесть перед зеркалом логопеду с ребенком и поставить два-три стола для подгрупповых занятий. А как же движение? Логопеды не могут перестроить здание, не могут расширить помещение, значит, нужно предусмотреть все возможные варианты с использованием других помещений, площадок в разное время года, где можно провести полноценное логопедическое занятие с использованием двигательных упражнений.

Время неумолимо летит вперед. Меняемся не только мы и дети. Весь дидактический, иллюстративный материал в кабинете должен соответствовать не только возрасту детей, но и времени.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи. Американский философ и педагог

В Инструктивно-методическом письме по ведению документации учителя - логопеда Министерства просвещения ПМР от 25.08.2017 года отражены задачи и функции логопедического кабинета, блоки требований к кабинету и материалам.

Задачи логопедического кабинета:

Обеспечение специализированной помощи детям дошкольного возраста с

особенностями психофизического развития:

- консультативно-диагностическая;

-коррекционно-воспитательная;

-психологическая;

-социальная.

Функции кабинета:

-создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного

психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.

-проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной

программы развития.

-проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных

занятий.

-оказание консультативной помощи педагогам, родителям.

Пространство логопедического кабинета должно рассматриваться как система взаимосвязанных коррекционно - воспитательных ситуаций, субъектами которых являются ребенок и логопед.

Кабинет оборудуется и оформляется в соответствии с рекомендациями, изложенными в нормативных документах.

1. Блок требований

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и техники безопасности:

- освещенность;

- соответствие мебели ГОСТу;

-условия для соблюдения воздушного режима;

-состояние рабочего места учителя-логопеда и детей с особенностями

психофизического развития;

-состояние доски;

-покрытие пола;

-эстетика оформления кабинета;

-рациональное оформление зон в кабинете;

-инструктивно-нормативные материалы по технике безопасности.

2. Блок требований

Дидактические средства коррекционно-образовательного процесса и их

систематизация:

-учебные программы;

-материалы, расширяющие и дополняющие программу;

-календарные, перспективные, тематические, индивидуальные планы,

индивидуальные программы развития, речевые карты;

-раздаточные и тематические материалы по всем разделам программы с

учетом возрастных требований на полисенсорной основе;

-игрушки, настольные развивающие игры для детей разных возрастных

групп, способствующих коррекционно-образовательному процессу на полисенсорной основе.

3. Блок требований

Консультативно-диагностические и методические средства

коррекционно-образовательного процесса:

-перспективное планирование консультаций;

-материалы для проведения диагностики речевой функции с учетом возрастных требований;

-материалы для проведения консультационно-диагностических мероприятий по развитию высших психических функций;

-материалы для организации творческой работы

4. Блок требований

Визуальные средства обучения и оборудование для успешного

прохождения учебных программ и их систематизации:

-хранение и систематизация карт;

-хранение и систематизация таблиц, схем, планшетов, коллекций, макетов, моделей, муляжей (по темам);

-ТСО, инструментарий, измерительные приборы — хранение и

систематизация.

Правила пользования кабинетом

1. Ключи в двух экземплярах (один у учителя-логопеда, другой в д/с)

2. Влажная уборка проводится два раза в неделю.

3. Ежедневное проветривание кабинета.

4. Перед каждым применением и после проводится обработка

логопедических зондов и шпателей медицинским спиртом.

5. По окончании рабочего дня проверяется закрытость окон и отключение электрических приборов.

Развивающая среда в кабинете должна способствовать развитию всех сторон речи и неречевых психических функций.

Предметно-развивающая среда должна обладать мобильностью,

быстро реагировать на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционном воспитательном процессе потребности и возможности ребенка. Т. е. должна быть:

• содержательно насыщенной

• трансформируемой

• полифункциональной

• безопасной

Организуя коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. системность (систематизация материала, составление паспорта кабинета с перечислением всего материала и оборудования)

2. доступность (наглядно-дидактический материал подбирается с учетом возрастных особенностей дошкольников)

3. вариативность (наглядно-дидактический материал и пособия многовариативны и могут использоваться на разных занятиях в разных вариантах)

4. здоровьесбережение (хорошее освещение, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается)

5. учет возрастных особенностей детей

6. эстетичность

Условно пространство логопедического кабинета можно поделить на зоны:

Для детей (для индивидуальной и подгрупповой работы):

• Коррекции звукопроизношения

• Развития общей и мелкой моторики

• Развития речевого дыхания

• Развития фонематических процессов, формирования звуко-слогового анализа и синтеза, обучения грамоте.

• Развития лексико-грамматических категорий и связной речи

• Развития психических процессов

Для взрослых:

Зона размещения дидактического и методического материала

Рабочая зона учителя-логопеда

В целях систематизации и учета учебно-методических пособий, литературы учитель-логопед оформляет паспорт логопедического кабинета.

Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует:

целенаправленному формированию эмоционально-положительного

психологического климата в процессе коррекционной работы;

реализации предметно-практической направленности специального

педагогического пространства;

обеспечению чувства психологической защищенности;

сочетанию привычных и инновационных методов в организации и

проведении коррекционных занятий, что, в свою очередь, является одним из главных условий эффективности коррекционного процесса!

Для успешной работы логопед должен быть в курсе новых исследований, методов и технологий в области дефектологии (подписка на профильный журнал, курсы повышения квалификации, уметь использовать знания смежных наук.

«Педагог живет до тех пор, пока учится сам.»

К. Д. Ушинский

Полученные знания необходимо использовать в работе.

У ребенка должны появиться стремление и желание идти в кабинет логопеда: там интересно, необычно и скучать не придется!

А уж как создать необычность интерьера, в чем может быть его «изюминка» — это зависит уже от креативности каждого специалиста.

Публикации по теме:

Каким должен быть современный урок? «Каким должен быть современный урок?» Цели педсовета: 1. Собрать фактический материал, который поможет проанализировать достоинства и.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе» Конспект интегрированного занятия в средней группе Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе (Гендерное воспитание.

Консультация для родителей «Каким вырастет малыш» Консультация для родителей "Каким вырастет малыш. " Родителям о малышах Первые годы жизни чрезвычайно важны для дальнейшего развития личности.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Логопедический кабинет. Каким он должен быть
Опубликовано: 27 марта 2019 в 02:16
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День весенних декораций на МААМ

Солнечный, согретый солнцем — именно так переводится с латыни название четвертого месяца года. Древнерусское имя апреля еще красивее — цветень. Ведь он знаменует собой начало цветения растений. Апрель...

24 апреля. День российского стоматолога

Стоматология является одной из самых древних отраслей медицины в мире. При археологических раскопках находили черепа людей, живших 5,5 и даже 7 тысяч лет до нашей эры, в зубах которых для лечения кариеса...

Конспект прогулки «Наблюдение за сиренью» в старшей группе
Цель: формирование экологической культуры у детей. Задачи: расширять знания детей о сирени; развивать речь, внимание, наблюдательность, память;...
Конспект ООД по эстетическому воспитанию «Детские памятники Санкт-Петербурга»
Образовательная область эстетическое развитие. ООД-Эстетическое воспитание — «Детские памятники Санкт-Петербурга» Цель: Закреплять и расширять знания...
Игры с фонариком «Домашние птицы»
Игра с фонариком. Цели: развивать зрительные ощущения, формировать представление о свете и темноте. Надо помочь вернуть курице и утке, их яйца в гнездо....