Логопедический массаж, как средство коррекции речевых нарушений у детей

Татьяна Нам
Логопедический массаж, как средство коррекции речевых нарушений у детей

Массаж – один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека – может успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствовать умственному, речевому и физическому развитию детей.

Логопедический массаж – это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Многочисленные исследования показывают, что под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, объем, сила и сократительная функция, работоспособность мышц, поэтому пренебрегать данным методом не следует.

Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Речевые кинестезии имеют очень большое значение в формировании как импрессивной, так и экспрессивной речи. В результате массажа усиливается мозговое кровообращение и метаболизм, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (памяти, внимания и т. д., вызывает общее оздоровление, то есть гармонизирует все процессы, происходящие в целостном организме. В работе с детьми, имеющими речевую патологию, используют массажи рефлексогенных зон (кистей, стоп, волосистой части головы, сегментарно-рефлекторный, линейный, точечный.

Е. А. Дьякова выделяет следующие виды массажа, которые могут быть использованы в логопедической практик:

1. Классический массаж – это массаж, при выполнении которого используют четыре классических (по А. Ф. Вербову)приема: поглаживание, растирание, разминание и вибрацию. В классическом массаже учитывается состояние мышечного тонуса. Соответственно, он подразделяется на активизирующий и расслабляющий.

2. Точечный массаж или массаж по биологически активным точкам, который является методом рефлекторной терапии. Точечный массаж заключается в воздействии на активные точки и также делится на расслабляющий и тонизирующий.

3. Инструментальный массаж – это массаж с применением специальных приспособлений, зондозаменителей или аппаратов. Данный вид массажа проводится с использованием таких приспособлений, как логопедические зонды, шпатели с рифленой поверхностью, массажные щеточки для полости рта, зубные щетки, миниатюрные вибромассажеры и т. п. Инструментальный массаж чаше используют в целях активизации кинестетических ощущений и как дополнительное средство воздействия для активизации или расслабления мышц.

4. Смешанный массаж включает в себя несколько видов массажа. Например, дифференцированный классический массаж может быть дополнен приемами точечного массажа, что усиливает воздействие на организм в целом; либо дополнен отдельными приемами инструментального массажа, что усиливает воздействие на отдельные мышечные группы.

Общие рекомендации к проведению массажа следующие.

Обычно массаж проводят циклом по 10-15 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. Массаж может проводиться каждый день, либо через день, но не реже двух раз в неделю. При выраженных нарушениях тонуса мышц и их двигательной функции, например при детском церебральном параличе, массаж может проводиться в течение года и более.

Длительность одной процедуры логопедического массажаможет варьироваться в зависимости от следующих параметров:

1) возраста. Чем младше ребенок, тем короче длительность сеанса логопедического массажа;

2) тяжести речевого нарушения. Чем тяжелее расстройство, тем длительнее процедура массажа. Так, при незначительных нарушениях тонуса мышц речевого аппарата у ребенка дошкольного возраста массаж может занимать около 5 минут, при тяжелых нарушениях он может доходить до 25 минут;

3) этапа коррекционной работы. На первых этапах коррекционного воздействия, когда основной целью логопедической работы является нормализация мышечного тонуса и восстановление двигательной функции мышц речевого аппарата, логопедический массаж может занимать 2/3 времени логопедического занятия, а иногда и всё занятие в целом. На последующих этапах, когда логопед получил основные результаты по восстановлению движений орального праксиса, логопедический массаж может сокращаться по времени и занимать 1/3 или 1/4 часть логопедического занятия и перемещаться с начала занятия в его середину или конец;

4) длительности логопедического занятия.

Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой или занимательной историей. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только массажем нижней челюсти.

Назначению массажа должна предшествовать логопедическая диагностика, имеющая своей целью определение состояние тонуса мышц периферического речевого аппарата, а также позволяющая уточнить, какая из указанных мышц или мышечных групп не выполняет своей функции в процессе речепроизводства, что в целом обеспечит адекватное составление программы логопедического массажа.

Составляя индивидуальную программу массажа, логопед должен определить, какие комплексы массажа должны быть включены в программу, определить время работы с каждым комплексом; на какие мышцы или мышечные группы будет направлено особое внимание в процессе массажа, а также последовательность воздействия на мышцы, что также зависит от результатов диагностики и, в частности, от состояния мышечного тонуса.

Однако, несмотря на всю полезность воздействия логопедического массажа на организм ребенка, следует подчеркнуть, что польза от него будет лишь при правильном его проведении. Необходимо учитывать противопоказания, связанные со здоровьем ребенка и его состоянием, ряд требований как к санитарно-гигиеническим, так и техническим условиям проведения процедуры, хорошо знать строение артикуляционного аппарата и анатомо-физиологических механизмов речи, а также артикуляционный уклад звуков. Лишь при учете всех этих факторов, а также при системном подходе, логопедический массаж даст положительный эффект.

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая положительные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Логопедический массаж, как средство коррекции речевых нарушений у детей
Опубликовано: 29 октября 2020 в 07:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 ноября. Международный день сапожника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику мастеров по пошиву и ремонту обуви. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес и уважение к...

26 ноября. День льдин на МААМ

26 ноября исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Предлагаем посвятить очередное тематическое занятие этой героической личности, а заодно –...

«В мире сюжетно-ролевой игры» (атрибуты для сюжетно-ролевых игр)
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных...
Бизиборд. Развивающая доска
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами созданием развивающий среды для детей второй младшей группы 3-4года. С новым...
Конспект занятия по аппликации «Московский Кремль» в средней группе
Фотоотчёт занятия по аппликации «Московский Кремль» в средней группе Цель: Учить детей выполнять аппликацию московский Кремль из квадратов и...