Логопедический проект «Дышим правильно — говорим красиво»

Щепелина Ольга Васильевна
Логопедический проект «Дышим правильно — говорим красиво»

Логопедический проект «Дышим правильно — говорим красиво»

Логопедический проект «Дышим правильно – говорим красиво» - формирование правильного речевого дыхания по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся в логопедическом пункте.

Тип проекта: практико-ориентированный, игровой.

Проблема: У детей с речевыми нарушениями не сформировано правильное речевое дыхание, нет навыка испускания целенаправленной воздушной струи.

По числу участников: индивидуальный, подгрупповой.

По времени продолжения: средней продолжительности.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, родители.

Место реализации – логопедический пункт МАДОУ Луговской детский сад № 5 «Рябинка»

Актуальность.

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.

Авторы коррекционных методик по устранению речевых нарушений значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с речевыми патологиями нарушено, это Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, М. Е. Хватцев.

Существуют определенные методики, направленные на восстановление функции ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А. Г. Ипполитовой; снятие напряжения с мышц органов артикуляции у заикающихся детей Н. А. Рождественской, Е. Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др.

Произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе индивидуального логопедического занятия или как часть его.

Новизна, уникальность данного проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.

Цель:

Формирование у детей правильного речевого дыхания и направленной воздушной струи.

Задачи:

1. Расширять знания детей о правильном речевом дыхании, речевом выдохе.

2. Систематизировать практический материал по развитию правильного дыхания у детей.

3. Повысить компетентность родителей о вопросах развития речевого дыхания.

Ожидаемый результат:

1. Дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

2. У родителей будут сформированы представления о значимости развития речевого дыхания в коррекции речевых нарушений у детей; они получат практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания.

Содержание и этапы реализации проекта

I. Организационно- подготовительный этап.

Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации проекта «Дышим правильно – говорим красиво»; подбор теоретического и практического материалов по развитию у детей речевого дыхания.

Задачи:

1. Изучить литературу по вопросу развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

2. Составить перспективный план работы с детьми и родителями по формированию правильного дыхания у детей.

3. Провести обследование детей с выявлением нарушений звукопроизношения и речевого дыхания.

4. Составить картотеку дыхательных игр и упражнений.

5. Изготовить игровые пособия для дыхательных игр и упражнений.

II. Основной этап.

Цель: включение дыхательных упражнений и игр в индивидуальные занятия

с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Обучить детей грудобрюшному типу дыхания, развить ощущение движения диафрагмы и передней стенки живота.

2. Развивать у детей озвученный выдох.

3. Развивать у детей речевое дыхание на фоне слога, слова, фразы.

4. Провести работу с педагогами и родителями по формированию знаний о значении и важности развития правильного речевого дыхания у дошкольников.

Конечным продуктом проекта будет являться:

Оформление и презентация выставки игровых пособий «Послушный ветерок».

Работа с родителями:

1. Индивидуальные консультации с родителями с рекомендациями по выполнению дыхательных упражнений с ребенком «Правильное дыхание – правильная речь».

2. Папка-передвижка «Упражнения на развитие речевого дыхания детей».

3. Буклет «Будем правильно дышать».

Виды работы по формированию правильного речевого дыхания

• Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.

• Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия, занятия по физкультуре и на прогулке.

• Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.

Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах.

III. Итоговый этап.

Цель: подведение итогов реализации проекта путем диагностирования детей,

презентация продукта проекта.

1. Диагностика сформированности знаний детей по теме проекта.

2. Продукт проекта - презентация выставки «Послушный ветерок».

3. Анализ работы и выработка рекомендаций по формированию правильного речевого дыхания у дошкольников. Аналитический отчёт учителя-логопеда.

Вывод:

Проект позволил реализовать поставленные цель и задачи. У детей было сформировано правильное речевое дыхание. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик на знакомство с новыми видами дыхательной гимнастики. Речь детей стала более чёткой, разборчивой.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Литература:

1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. Под ред. Л. И. Беляковой. - М. Книголюб, 2005. – 56 с.

2. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. — М. : ТЦ Сфера, 2011.- 145 с.

3. Земляченко М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель». Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 421-424.

4. Лебедева Н. В. Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. М. : 2000.- 97 с.

5. Леонова М. А., Крапивина Л. М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Спасибо поварам мы говорим. Подарки воспитанников подготовительной группы»Фотоотчет «Спасибо поварам мы говорим. Подарки воспитанников подготовительной группы» Фото отчет "Спасибо поварам мы говорим" Людмила Руденко. Сегодня с воспитателем на кухню мы идем Поздравим воспитателей с международным.

Фотоотчет «Говорим о войне»Фотоотчет «Говорим о войне» Война давно закончилась и наши дети имеют недостаточный багаж знаний о событиях Великой Отечественной Войны, земляках - героях. Мы должны.

Конспект занятия в младшей группе «Говорим руками и телом»Конспект занятия в младшей группе «Говорим руками и телом» Задачи: -формировать умение пользоваться жестами, мимикой; -упражнять умение воспроизводить движения, позы, жесты; -развивать творческое.

Логопедический проект «Дерево родственных слов»Логопедический проект «Дерево родственных слов» .

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Логопедический проект «Дышим правильно — говорим красиво»
Опубликовано: 14 декабря 2019 в 13:45
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
29 января. День А.П.Чехова на МААМ

29 января — день рождения А.П.Чехова. Писателя, которого Лев Толстой называл несравненным художником, чье творчество понятно каждому человеку. Популярность Чехова в мире такая, что его пьесы ставят на...

28 января. День рождения конструктора Лего

Основа у многочисленных и многообразных наборов конструкторов Лего одинаковая – это кирпичик, представляющий собой полый пластмассовый блок, который можно соединять с другими такими же кирпичиками при...

Фотоотчет беседы об Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб» с детьми...
Задачи: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда; развивать у детей способность сопереживать; воспитывать...
Фотоотчет о занятии кружка во второй младшей группе с использованием кинетического...
Цель: продолжать знакомить детей с кинетическим песком. Задачи: Воспитательные: -обогащать тактильный опыт детей; -развивать мелкую моторику рук;...
Фотоотчет о выставке детского творчества в МДОУ «Детский сад «Улыбка»
Зима в этом году не удалась. На дворе январь , а изредко выпадающий снег тут же тает. Мечта детей слепить снеговика пока так и не осуществилась. Поэтому свои...