Логопедический совместный проект на развитие речевого дыхания в старшей группе «Послушный ветер — ветерок»

Елена Поплевина
Логопедический совместный проект на развитие речевого дыхания в старшей группе «Послушный ветер — ветерок»

Логопедический совместный проект на развитие речевого дыхания в старшей группе №12.

«Послушный ветер – ветерок»

Подготовила: учитель-логопед Поплевина Е. А.

2017г.

Автор: Поплевина Елена Александровна учитель - логопед

Место работы: МБДОУ д/с №70 "Солнышко",

Логопедический проект "Послушный ветер - ветерок" в старшей группе.

Цель: ознакомление детей с дыхательными упражнениями и играми, направленными на постановку правильного диафрагмального дыхания и выработку умения управлять органами дыхания

Название проекта: Логопедический проект «Послушный ветер – ветерок»

Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, игровой

Срок осуществления проекта 2 недели ноября

Образовательная область – «Речевое развитие».

Участники проекта -

1. Дети.

2. Педагоги.

3. Родители.

Цель: обучение детей правильному нижне-диафрагмальному дыханию, обогащение знаний о роли правильного дыхания для сохранения здоровья и развития правильного звукопроизношения, формирование у детей умения управлять органами дыхания,

Задачи:

Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании.

Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания.

Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание.

Формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи.

Повысить компетенцию воспитателей в данной области.

Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Ожидаемый результат: дети научатся правильному дыханию «животиком», глубокому вдоху и удлиненному выдоху.

Будет разработан план – схема на 2 недели, собрана картотека игр и упражнений по формированию речевого дыхания, оборудован «уголок дыхания» в логопедической зоне предметно- развивающей пространственной среды группы, систематизированы комплексы дыхательной гимнастики утром, после дневного сна и во время непосредственно – образовательных и коррекционно- развивающих мероприятий с детьми, изготовлена раздаточная продукция в виде буклетов для родителей, оборудованы папки с консультациями для родителей, изготовлены специальные пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми с помощью детского творчества.

Конечным продуктом проекта будет являться:

- Сформированная устойчивая мотивация детей к речевому развитию.

- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.

- Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

Практический результат проекта:

Практическое применение пособий в течение учебного года в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности в группе.

Актуальность

Дети, посещающие группу компенсирующей направленности, плохо говорят, дефекты их речи носят разноообразный характер, может быть нарушено произношение всех групп звуков. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Цель дыхательных упражнений увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата)звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

Этапы реализации проекта

1. Консультация в родительский уголок «Научите ребёнка правильно дышать» 1 неделя проекта

2. Распространение буклетов для родителей «Будем правильно дышать» 2 неделя проекта

3. Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания, комплексов дыхательной гимнастики

Тематический план реализации проекта:

7. 11. 2017 Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха и выдоха. УПРАЖНЕНИЕ 1.

В положении лежа на спине левую руку положить на грудь правую на живот (в области пупка, расслабиться. Сделать произвольный выдох, правая рука и живот при этом опускаются вниз, грудная клетка и левая рука остаются без движения. Затем пауза и непроизвольный вдох через нос (живот поднимается вместе с правой рукой, опять непроизвольный выдох животом и т. д. Упражнение повторяют 15-20 раз и отдыхают 2-3 мин.

«Подуем на листочки»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце с листочками».

Мы листочки, мы листочки,

Мы веселые листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

Повторить 4-5 раз.

«Надуем пузырь»

Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Дети приседают.

Надувайся, пузырь,

Расти большой,

Да не лопайся!

Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь, затем глубокий выдох.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.

Повторить 4-5 раз.

«Вот какие мы большие!»

Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха

С каждым новым днем –

Мы растем, мы растем.

Выше, выше тянемся!

Подрастем, подрастем,

Малышами не останемся!

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться.

Повторить 3-4 раза.

Игра на задувание на дыхательном тренажере «Осенние листочки»

9.11.2017 Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота»

«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его,заставляя вибрировать губы: пррррррр.

«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.

Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.

«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2, продолжительный выдох ртом.

«Ныряльщики»

Цель: выработка дифференцированного дыхания.

Краткое описание: Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду», делают выдох носом. Каждый ребенок повторяет упражнение не более 2-3 раз.

Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох, произнесение звука «т» (короткий выдох).

Игра «Капелька» - активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребёнку подуть на неё через соломинку, капелька «бежит» и оставляет след на бумаге

10.11.2017 Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.

«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе с утрированной артикуляцией.

Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.

«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

«Звуки вокруг нас»

Цель: развивать правильное речевое дыхание пропеванием на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [ы].

Взрослый. В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки.Малыш плачет: «А-а-а!» Медвежонок вздыхает,когда у него зуб болит: «О-о-о!»Самолет в небе гудит: «У-у-у!»А пароход на реке гудит: «Ы-ы-ы!» Произнесите за мной эти звуки, причем каждый звук долго, на одном выдохе

13.11.2017 Беседа на тему «Хочешь быть здоров? Дыши правильно»

14.11.2017 Гимнастика оздоровления

Задувание на «султанчики», в «пузырьки», в дудочки.

15.11.2017 Игры с водой.

«Капитаны». Цель. Чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование. Таз с водой и бумажные кораблики.

Описание игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п.» — губы складываются, как для звука п. Или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек.

Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту (городу).

соревнование: чей кораблик дальше уплыл, для этих целей используем пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

Буль-бульки. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налито много воды, почти до краев, а в другой чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду.

16.11.2017 Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

«Произнеси чистоговорки»

Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки».Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка».

17.11.2017 Памятки и буклеты для родителей.

Игры с детьми: Рисование на песке и крупе через соломинку.

18.11.2017 Использование изготовленного оборудования и дыхательных тренажеров самостоятельно детьми (по выбору)

Вывод:

Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.

Литература:

1. Леонова М. А., Крапивина Л. М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.

2. Лукьянов Л. А., Ермолаев О. Ю., Сергиенко В. П. Тренируем дыхание. М. ,Знание 1987.

3. Симкина Л. П. ,.Титаровский Л. В. Азбука здоровья М. ,Амрита – Русь, 2006

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010

5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М. 2005

Приложение

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития речевого дыхания «Ветерок»Дидактическая игра для развития речевого дыхания «Ветерок» Одной из задач воспитания звуковой культуры речи в дошкольном возрасте является развитие речевого дыхания детей. Это поможет правильно.

Дидактическое пособие для развития речевого дыхания «Веселый ветерок»Дидактическое пособие для развития речевого дыхания «Веселый ветерок» Дидактическое пособие для развития речевого дыхания «Веселый ветерок» Развивая правильную речь, нужно учить детей правильному дыханию. Оно.

Игры и упражнения на развитие речевого дыханияИгры и упражнения на развитие речевого дыхания С детьми моей группы я часто провожу игры и упражнения на развитие речевого дыхания. Это во время гимнастики, физкультуры такие упражнения.

Игры на развитие речевого дыханияИгры на развитие речевого дыхания Упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает.

Картотека игр на развитие речевого дыхания Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов 1.1. «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛПАЧКИ» Материал:.

Логопедический проект «Послушный ветерок» Подготовили: учитель-логопед Гурылёва Ж. В. учитель-логопед Крыгина О. Ю. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное.

Прогулка «Ветер-ветер, ветерок» старшая группа Прогулка «Ветер-ветер, ветерок» Задачи: Уточнить знания детей о ветре (обратить внимание, что в ветреную погоду деревья качаются, ленточки.

Развитие речевого дыханияРазвитие речевого дыхания Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает.

Развитие речевого дыхания.Развитие речевого дыхания. Правильное дыхание - основа жизни,здоровья. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно.

Развлечение. Развитие речевого дыхания Тема. Ты лети, лети, лепесток Образовательные: - развивать пространственные представления; - развивать ловкость, переключаемость движений.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Научная лаборатория
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Логопедический совместный проект на развитие речевого дыхания в старшей группе «Послушный ветер — ветерок»
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 09:54
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Конспект НОД по лепке в первой младшей группе «Ёлочка»
Цель. Формировать у детей интерес к занятиям лепкой. Задачи. Продолжать учить отщипывать от целого куска пластилина небольшие кусочки и раскатывать...
Фотоотчет «Мы любим зиму снежную»
Зима - одно из любимых времен года детворы. Прогулка для детей всегда праздник, а зимняя прогулка - праздник вдвойне. Прогулка зимой не только...
Игра-инсценировка по сказке «Колобок» в младшей группе
Цель: Развитие связной речи детей с помощью театрализации русской народной сказки «Колобок». Задачи: Образовательные: Учить детей участвовать в...