Лучший педагог года

Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья с применением элементов биоэнергопластики

Наталья Шатовкина
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья с применением элементов биоэнергопластики

Шатовкина Н. В., областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова».

При постановке нарушенных звуков у детей с ОВЗ логопед сталкивается со следующими проблемами: ослабленность мимических мышц при выполнении артикуляционной гимнастики; напряжение мышц шеи и плеч; несовершенство работы понятийного и двигательного центров речи; торможение речедвигательных функций в коре головного мозга; слабое развитие кистей рук; несовершенство чувства ритма и координации движений рук и слова; низкий уровень координации общей моторики.

Публикация «Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья с применением элементов биоэнергопластики» размещена в разделах

На наш взгляд, новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. Биоэнергопластика («био» - человек как биологический объект; «энергия» - сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» - плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью) - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Исследования отечественных физиологов (Кольцова М. М., Бехтерев В. М., Леонтьев А. А.) подтверждают положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Обозначенные проблемы подчёркивают актуальность поставленной темы. Следовательно, цель данной работы: создание условий для внедрения метода биоэнергопластики в коррекционно-развивающую работу логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Реализации данной цели подразумевает решение следующих задач:

1. Создать условия реализации метода биоэнергопластики на логопедических занятиях.

2. Оптимизировать процесс речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Внедрение метода биоэнергопластики в логопедическую работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова, положительно повлияло на результативность коррекционной деятельности. Создание стимулирующего воздействия на функциональное состояние коры головного мозга достигается путём выполнения специальных упражнений по развитию силы кистей рук (это повышает тонус коры головного мозга).

Совершенствование чувства ритма и координации движений рук тренируется путём ритмических перехватов. Выполнение упражнений по снятию напряжения мышц шеи и плеч, массаж лица и шеи вызывает прилив крови к мимическим мышцам, готовит мышцы к артикуляционной гимнастике.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы: положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций!

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию. Основная цель метода биоэнергопластики должна являться неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания: речь и движение, а также для эмоционально-психического равновесия.

Работа в системе биоэнергопластики : первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка; стимулирует интеллектуальную деятельность; развивает координацию движений, мелкую и общую моторику; развивает артикуляционный аппарат.

Внедрение системы игр и упражнений по биоэнергопластики предусматривает несколько этапов:

1 этап - диагностический. Он определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

2 этап - подготовительный. Главной его задачей является установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям.

3 этап - основной. Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность; поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; индивидуальность в подаче материала; качество выполнения действий, а не их количество; ритм и комплексность (весь комплекс или его часть); запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям).

В процессе формирования правильного речевого дыхания целесообразно использовать различные атрибуты: воздушные шары, мыльные пузыри, клубочки, карандаши, соломинки, воду с плавающими игрушками. С их помощью можно тренировать физиологическое и речевое дыхание, произнося гласные или согласные звуки.

Для массажа ладоней, игр с пальчиками интересно применять массажные щётки, резиновые или пластмассовые шарики, шестигранные карандаши, экспандеры разной модификации, поршни от одноразовых шприцев. Снятие напряжения с мышц шеи, лица, плеч достигается за счёт использования массажа, самомассажа, упражнений на развитие общей моторики.

Артикуляционная гимнастика в сочетании с движениями рук и проговариванием речевого материала по определённым лексическим темам проводится по электронным презентациям.

Формирование лексико-грамматических категорий проводится с использованием экспандеров, пластиковых крышечек, шнурков, скакалок с завязанными на них узелками, разноцветных прищепок. С их помощью можно научить детей анализировать слоговой состав слова, состав предложения, закреплять словарный запас по лексическим темам, определять слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

Таким образом, применение метода биоэнергопластики в работе логопеда в работе с детьми с ОВЗ: оптимизирует психологическую базу речи; улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам; способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов; развивает коммуникативные навыки, введение детей с ОВЗ в социум.

Список литературы:

1. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология, 1999. № 4.

2. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Игры с пальчиками. - М. : Астрель, 2007.

3. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу: Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. – М. : АРКТИ, 1999.

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья с применением элементов биоэнергопластики
Опубликовано: 22 февраля 2020 в 18:03
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД