Лучший педагог года

Логопедическое сопровождение детей с ЗПР в компенсирующей группе ДС

Юлия Глотова
Логопедическое сопровождение детей с ЗПР в компенсирующей группе ДС

Коррекционно-развивающее сопровождение детей с ОВЗ учителем-логопедом.

Коррекционно-развивающее сопровождение направлено на решение основных проблем детей дошкольного возраста 4–7 лет с задержкой психического развития, посещающих группу компенсирующей направленности : развитие и коррекция речевого дыхания, развитие артикуляционного аппарата, формирование мелкой моторики рук и межполушарных связей, совершенствование звуковой стороны речи.

Публикация «Логопедическое сопровождение детей с ЗПР в компенсирующей группе ДС» размещена в разделах

Цели: создание условий для коррекции звуковой стороны речи дошкольников с ЗПР через психомоторную гимнастику, использование игровых упражнений и дидактических игр.

Задачи : создать психолого-педагогические и дидактические условия для формирования звуковой стороны речи, развития и коррекции речевого дыхания, артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, межполушарных связей у дошкольника с ЗПР с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;

повысить уровень компетенции педагогов с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ;

Кроме этого, в коррекционной работе представлено взаимодействие всех участников образовательного процесса (ребенка, учителя – дефектолога, педагога-психолога, учителя - логопеда, воспитателей, учитывающих индивидуальные особенности воспитанников, возможности предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающую своевременную профилактику и коррекцию речевых нарушений, способствующую более высоким темпам общего и

речевого развития детей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По данным психолого-педагогического обследования, проведенного в сентябре 2018 года, выявлено, что у всех детей имеются нарушения звукопроизношения:

•нарушение двух групп звуков (свистящих и шипящих) отмечалось у 26 % детей;

•трех групп (свистящих, шипящих, [Р] или [Л] –у 43 %;

•свыше трех групп (свистящих, шипящих, соноров и простых по артикуляции переднеязычных)

–у 31 % обследованных детей.

Причем нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с другими проблемами различного характера.

Для правильного произнесения звука необходимо: подвижность органов артикуляции, развитое речевое дыхание, развитие мелкой моторики также оказывает свое благотворное воздействие на становление речи малыша.

У большого количества детей с ЗПР нарушения звукопроизношения связаны с дефектами строения артикуляторного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.

Речевое дыхание у дошкольников с ЗПР имеет ряд особенностей: очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи; неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы); неумелое распределение дыхания по словам ( ребенок вдыхает в середине слова: мы с мамой пой – вдох –дем гулять); торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием»; неравномерный толчкообразный выдох (речь звучит то громко, то тихо, едва слышно); слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

Наибольшие трудности детей с ЗПР испытывают при выполнении заданий, связанных с развитием

мелкой моторики: неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации.

У детей с ЗПР при работе не задействованы обе руки, они затрудняются работать одновременно синхронно двумя руками, в работе не участвуют все пять пальцев, что очень важно в том случае, когда мы хотим, чтобы движение развивало мозг. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия. У детей с задержкой психического развития снижается активность левого полушария.

Полноценного развития таких детей можно достичь только в том случае, когда создаются адекватны: комплексные условия обучения и воспитания.

В связи с этим специалистами разработана и реализуется комплексная

коррекционно-развивающая программа по психомоторному развитию, которая направленная на решение основных проблем детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: развитие и коррекция речевого дыхания, артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, межполушарных связей, звуковой стороны речи.

При решении задач воспитания звуковой культуры речи в детском саду ведущей является смешенная (индивидуально-групповая) форма работы с детьми. Но в силу разных причин некоторые дети плохо усваивают материал, неправильно произносят звуки или вовсе их пропускают. Желаемого успеха можно достичь лишь в том случае, если усилия всех участников коррекционно-образовательного процесса будут объединены, т. е. если воздействие будет комплексным.

В современной дефектологической науке проблемам задержки психического развития, изучению особенностей детей с ЗПР посвящены исследования в клиническом, психолого-педагогическом аспектах. В то же время логопедические, лингвистические и психо-лингвистические аспекты исследования задержки психического развития не так многочисленны и широки. Первоначально проблема задержки психического развития рассматривалась в контексте трудностей в обучении, возникающих у детей школьного возраста. Истоки задержки психического развития ребенка виделись в социальных условиях его жизни и воспитания (социальная и культурная депривация). В 1964 г. в США была принята программа «опережающего обучения» (Л. Тарнопол). В России по результатам экспериментального изучения детей с ЗПР 5-6 -летнего возраста С. Г. Шевченко была предложена Типовая программа обучения детей с ЗПР в подготовительной группе детского сада (1989г.).

В отечественной дефектологии в теоретических исследованиях основное внимание уделяется проблемам этиологии, классификации и патогенетическим проявлениям задержки психического развития (Власова Т. А., Ковалев В. В., Лурия А. Р., Лебединская К. С., Марковская И. Ф., Певзнер М. С.); диагностике и коррекции нарушений познавательной деятельности детей с ЗПР (Забрамная С. Д., Екжанова Е. А., Лубовский В. И., Мастюкова Е. М., Мамайчук И. И, Стребелева Е. А., Ульенкова У. В.); практическоую направленность приобретают исследования по вопросам изучения и формирования ведущих видов деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР (Разенкова Ю. А., Слепович Е. С., Стребелева Е. А., Стрекалова Т. А., Ульенкова У. В.). Исследованиям речевой деятельности детей с ЗПР посвящены работы Никашиной Н. А., Рахмаковой Г. Н., Тригер Р. Д., Шевченко С. Г., Ульенковой У. В., Цыпиной Н. А.

Известно, что нарушения познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловливают недостаточную подготовленность детей к школьному обучению и приводят к неуспеваемости обучения. Одной из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития (20-30% учащихся). Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают необходимого уровня готовности к школьному обучению и определенного уровня речевого развития.

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы изучения особенностей речевых нарушений у дошкольников с ЗПР, являющиеся определяющим фактором ранней коррекции и успешной подготовки детей к школьному обучению. Речевая готовность к школьному обучению предполагает появление и развитие новых форм речи, необходимый словарный запас, определенный уровень сформированности грамматического строя речи, наличие фонематического слуха и представлений, сформированность основных функций фонематического анализа и синтеза.

Речь детей с ЗПР характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности в дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом (Ковшиков В. А., 1967; Мальцева Е. В., 1989; Тригер Р. Д., 1998).Данные нарушения имеют сложную структуру дефекта, разнообразны по своей симптоматике и механизмам, проявляются на фоне системного недоразвития речи. Таким образом, своевременное логопедическое воздействие по коррекции нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР позволяет не только преодолеть речевые нарушения, но и создать новые условия для развития речи детей с ЗПР, формирования их познавательной активности.

Отбор содержания и его организация осуществлялась с опорой на следующие принципы:

•Принцип гуманизации, процесс, направленный на развитие личности ребенка, как субъекта творческой деятельности.

•Принцип ценности личности и ее уникальности заключается в признании самоценности личности каждого ребенка, неповторимой индивидуальности.

Принцип диалогичности реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культур, диалог искусств, внутренний диалог ребенка со своим «Я», диалог сфер внешнего мира и т. п.

Принцип открытости к ближайшему социальному окружению: детям, взрослым, культуре, природе и др.

•Принцип ориентации на зону ближайшего развития, включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом развития ребенка, обеспечения доступного для него уровня трудности в освоении содержания образования.

•Принцип свободы и самостоятельности, позволяет ребенку самостоятельно выбрать цель, определиться в мотивах и способах действования, в дальнейшем применении результата данного действия и самооценки.

•Принцип ситуативности, позволяет создать «социальную ситуацию»для ребенка, где ядром выступает личностное взаимодействие, в основе которого лежит содержание проблемы.

•Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства –воспитание и обучение, развитие и саморазвитие природной и социальной сферы, индивидуального и совместного пространства, детской и взрослой субкультуры.

В практике мы не встречали систему работы по формированию звуковой стороны речи у детей с ЗПР. Данная разработка позволяет систематизировать деятельность всех участников образовательного процесса по коррекции звуковой стороны речи, речевого дыхания, артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, межполушарных связей у дошкольника с ЗПР с 4-7 лет.

Специалисты, реализующее психолого-педагогическое сопровождение, должны уметь вовлечь детей в разные формы деятельности, умение вызвать интерес ребнка к собственной активности, уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребнка, создать условия для совместной деятельности в форме игры.

Для успешной коррекционно-развивающей работы педагоги имеют специальное педагогическое образование, хорошо знают дошкольную педагогику и психологию, применяют специальные технологии для проведения коррекционнно-развивающей работы.

В целях эффективной реализации программы психолого-педагогического сопровождения, в детском саду созданы условия для профессионального развития педагогических кадров, в т. ч. их дополнительного профессионального образования.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по лексико-грамматической теме «Зимние забавы» Логопедическое занятие «Зимние забавы» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (ОНР) по лексико-грамматической теме «Зима». Цель:.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка»Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Педагогический проект «Заряжаем радостью» в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНРПедагогический проект «Заряжаем радостью» в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНР Педагогический проект «Заряжаем радостью» в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР. Вид проекта: • по доминирующему.

План-конспект ООД в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие со снежинкой» Программное содержание: 1. Посредством игр: игры-путешествия, применения методов и приемов методики ТРИЗ – закреплять знания детей о живой.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речиРазвлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи Развлечение к Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»Цель: Приобщение детей к здоровому образу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое сопровождение детей с ЗПР в компенсирующей группе ДС
Опубликовано: 24 февраля 2020 в 10:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД