Папки-передвижки

Логопедическое занятие с применением метода куклотерапии «Волшебная полянка. Звуки [с], [ш]»

Татьяна Родомская
Логопедическое занятие с применением метода куклотерапии «Волшебная полянка. Звуки [с], [ш]»

Методическая разработка на тему : «Куклотерапия как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья».

Нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста - это один из основных или ведущих дефектов в структуре речевых нарушений.

У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья нарушения звукопроизношения носят стойкий полиморфный характер. В речи присутствуют замены, искажения или полное отсутствие звуков.

Публикация «Логопедическое занятие с применением метода куклотерапии „Волшебная полянка, Звуки [с], [ш]“» размещена в разделах

Наиболее сложными задачами обучения произношению детей с системным недоразвитием речи является формирование у них внятного и членораздельного произношения. От решения данной задачи во многом зависит не только социальная адаптация детей с проблемами в развитии, но и повышение эффективности процесса школьного обучения. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребенка в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Работа по коррекции и развитию речи дошкольников с системным недоразвитием речи характеризуется особой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями умственно отсталых детей, характером симптоматики, механизмов, структуры речи дефекта. Как правило, это дети с неустойчивым вниманием, повышенной отвлекаемостью, дети агрессивные, неуверенные в себе. Зачастую такие дети даже в 6 - 7 лет оказываются психологически неготовыми к активному участию в логопедических занятиях. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

Большую помощь логопедам в преодолении трудностей в коррекционно-развивающей работе с такими детьми может оказать использование метода куклотерапии и разнообразных приемов, насыщенных положительными эмоциями. Учитывая склонность умственно отсталых дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, игре на занятиях используются логопедические куклы.

Дидактические куклы являются занимательными персонажами в сюжетах занятий. Вместе с тем применение кукол способствует развитию артикуляционной и мелкой моторики. Логопед, манипулируя язычком (сделанным в виде мешочка, демонстрирует артикуляционные движения, уклады, изменения тонуса мышц. При этом он дает возможность детям ощупывать язык лягушки, обезьянки или другой куклы, подключая к работе тактильный анализатор. Цвет язычка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. Вместо лапок у лягушки перчатки, которые можно надеть на руки и манипулировать.

Выбор вида занятия зависит от следующих факторов: от этапа работы над звуком; от уровня речевого развития и индивидуальных особенностей детей.

- Работа ведется по следующим направлениям:

- коррекция неправильного звукопроизношения;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие лексико-грамматического строя речи;

- развитие мелкой моторики;

- формирование навыков речевого общения.

Использование куклотерапии как основного приёма психокоррекционного воздействия, помогает ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию.

Логопедическое занятие с применением метода куклотерапии.

«Волшебная полянка»

Тема: «»

Этап. Дифференциация звуков [с, ш] в слогах, в словах.

Цели:

- учить различать и произносить звуки [с, ш] изолированно, в слогах, в словах;

- развивать фонематическое восприятие;

- уточнять и закреплять знания детей по теме: «Овощи-фрукты»;

- развивать грамматический строй речи (учить высказываться предложениями в правильной грамматической форме);

- формировать коммуникативные навыки.

Оборудование: логопедическая кукла лягушонок Квака (с вшитым язычком и перчатками на лапах, полянка, цветы, бабочки, предметные картинки (груша, слива, свекла, картошка, мячик, запись с тихой музыкой, профили звуков [с, ш], оценочный вектор, воздушные шарики по количеству детей.

Содержание занятия.

1. Организационный момент. Сюрпризный момент.

- У нас в гостях сегодня лягушонок Квака. Ребята, вы рады видеть его? Посмотрите в окно, какой сегодня чудесный день. Давайте вместе с лягушонком отправимся на полянку. (Дети идут под музыку вместе с лягушонком по тропинке).

Вот тропинка средь высоких трав,

По ней шагаем, голову подняв,

Вот мы кочки увидали,

Через них мы прыгать стали.

На полянке пруд, растут цветочки.

2. Дыхательное упражнение: «Понюхаем цветочки». (Дети делают глубокий вдох носом, медленный выдох через рот).

- А вот и бабочки прилетели. Подули на бабочек.

- Ребята, что нам лягушонок приготовил. Что это в корзинке? (сливы, груши). Называем, одним словом. Выделяем звуки [с, ш] в названии фруктов.

3. Сообщение темы.

- Сегодня на занятии мы с вами будем играть с двумя звуками [с] и [ш].

4. Артикуляционная гимнастика.

- Квака очень любит сказки. Давайте расскажем и покажем ему сказку о веселом языке. Жил-был веселый язычок. Жил он в своем домике - ротике. Ночью спал крепко сладко (упражнение «лопаточка»). Просыпался, улыбался (упражнение «улыбка») и играл на дудочке (упражнение «рупор»). Умывался и чистил зубки (упражнение «почистим верхние и нижние зубки»). Пил чай из

чашки (упражнение «чашечка») со вкусным вареньем (упражнение «вкусное варенье»). Потом пошел язычок гулять и играть.

5. Сравнение артикуляционных укладов.

- Ребята, какие мы слышим звуки, а на что похожи ([с] бежит водичка из крана, [ш] мышка шуршит). Квака хочет знать, а чем они похожи и чем отличаются. (Дети рассказывают с опорой на профили звуков)

6. Дифференциация в слогах. Игра: «Скажи, наоборот» (с мячом, на полянке)

са-ша, со-шо, сы-ши, су-шу

7. Динамическая пауза.

Зазвучала тихая музыка. Дети садятся в кружок на ковре (на полянку) и выполняют движения в соответствии с текстом.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем

Их повыше поднимаем

Подтянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

8. Дифференциация в словах. Дети находят на полянке чудесную коробочку. - Ребята, кто-то все картинки перепутал. Нужно разложить их в два конверта,

1-й конверт – овощи, 2-й конверт – фрукты. (Слива, груша, редиска, свёкла, картошка)

9. Итог.

- Над какими звуками мы сегодня работали? Какие слова запомнили со звуком [с], со звуком [ш]?

Самооценка деятельности детей на занятии. Работа с оценочным вектором. В конце занятия детям раздаются воздушные шарики. Дети называют цвета воздушных шариков, выделяя звуки [с], [ш].

Список литературы.

1. Волкова Л. С. Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми // Логопедия : учеб. для студентов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - С. 506-516.

2.. Красикова А. Р., Чебанян Г. Г. «Куклотерапия в коррекционной педагогике» // Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов / под ред. М. А. Поваляевой. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - С. 131-138.

3. Смирнова И. А, Артемова Т. А. «Использование дидактической куклы в логопедической

работе» //Дефектология. 1994 № 3.

4. Смирнова Л. Н. Играем со звуками. Речевой дидактический материал // Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М. : «Мозаика-Синтез», 2005.

5. Татаринцева А. Ю. «Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда». - Санкт-Петербург: «Речь», 2006. - С. 7-11.

Публикации по теме:

Фронтальное логопедическое занятие «Профессии» Организационный момент. Сообщение темы занятия. Логопед: «Здравствуйте, дети. Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие, в Город.

Фронтальное логопедическое занятие «Звуки [В]-[Ф], [В’]-[Ф’]» Задачи: o формирование мотивации учебной мотивации; o развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления; o формирование.

Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [р]» МБДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида» Непосредственная образовательная деятельность Индивидуальное логопедическое занятие «Звук.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» Конспект открытого логопедического занятия с группой детей, имеющих фонетико – фонематическое нарушением речи. 1класс Данный урок был.

Логопедическое занятие «Мир профессии» ЦЕЛИ: Коррекционно-образовательные: • расширять и закреплять представления о профессиях людей, их своеобразие, атрибуты, результаты деятельности,.

Логопедическое занятие «Репка» МБДОУ комбинированного вида детский сад №2 города Лебедянь Липецкой области Конспект логопедического занятия-презентации на.

Логопедическое занятие (НОД) «Морские обитатели» Логопедическое занятие (НОД) учитель-логопед Зибукова Светлана Витальевна МБДОУ ДС "Ручеёк", г. Черногорск, республика Хакасия Тема: Закрепление.

Логопедическое занятие «Осень» Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках.

Логопедическое занятие «Перелетные птицы»Логопедическое занятие «Перелетные птицы» Занятие на тему: «Перелетные птицы» Программные задачи: 1. Уточнить и закрепить знания детей о жизни зимующих и перелетных птиц 2. Продолжать.

Логопедическое обобщающее занятие по дисграфии в 3 классе «Состав слова» Цели: Образовательные: формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова. Коррекционные: совершенствование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие с применением метода куклотерапии «Волшебная полянка. Звуки [с], [ш]»
Опубликовано: 17 апреля 2016 в 15:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД