Лучший педагог года

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]»

Татьяна Ганноченко
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]»

Конспект

открытого логопедического занятия с группой детей,

имеющих фонетико – фонематическое нарушением речи.

1класс

Данный урок был проведен с группой учащихся первых классов, имеющих фонетико – фонематическое нарушение речи. Для данной категории детей характерно дефектное произношение 2 – 5 звуков, распространяющихся на одну – две группы оппозиционных звуков. У детей недостаточно сформированы фонематические процессы, звуковой анализ и синтез.

Публикация «Логопедическое занятие „Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]“» размещена в разделах

Основным направлением данного урока является развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия с опорой на слуховой и речедвигательный анализаторы. Ведется сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане, соотнесение звуков с соответствующими буквами. Занятие проводилось с опорой на наглядный материал, что придало занятию более качественное усвоение материала.

К занятию прилагается презентация урока. Ее можно использовать учителям – логопедам для демонстрации наглядного материала при проведении занятия, а так же родителям при закреплении логопедических занятий дома.

Тема: Дифференциация звуков и букв Ш – Ж в словах, предложениях, тексте. Живые и неживые предметы.

Цель: - закрепить правильное произношение звуков Ш и Ж в словах, предложениях и тексте;

- развивать фонематический слух, учить различать звуки и буквы Ш и Ж;

- учить использовать правильные грамматические формы слов;

- развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, темп речи, графомоторику;

- обогащать словарный запас детей.

Оборудование: зеркала, предметные и сюжетные картинки, таблица слогов, раздаточный материал, компьютерная игра «Домашний логопед», текст сказки «Жёлудь и мышка».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Дети! У нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости. Они пришли посмотреть как мы научились чисто и красиво разговаривать, читать и писать. И сами научиться красиво произносить звуки. (дети знакомятся с гостями).

- Давайте вспомним, какие органы артикуляционного аппарата помогают нам разговаривать;

- А теперь разомнем наш язычок, расскажем сказку о «Веселом Язычке».

II. Дифференциация звуков и букв Ш и Ж.

На прошлых занятиях мы научились с вами правильно и красиво произносить звуки Ш и Ж. Выставляются изображения букв. Давайте вспомним правильную артикуляцию звука Ш и правильную артикуляцию звука Ж. Что сходное в их артикуляции и чем они разнятся.

А) Игра «Поймай звук». Дети должны отхлопать сначала слова, в названии которых есть звук Ш, затем – звук Ж.

Б) Повторить чистоговорки - добавить подходящие по смыслу слова (выставляются картинки) :

Жу – жу – жу – я за партою сижу. Шим – шим – шим – в школу мы спешим.

Жу – жу – жу – я под зонтиком хожу. Шу – шу – шу – красну шапочку ношу.

Жа – жа – жа – есть иголки у ежа. Ша – ша – ша – я катаю малыша.

Жу – жу – жу – я с ребятами дружу. Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Ушка – ушка – ушка – зеленая лягушка.

Ашка – ашка – ашка – чайная чашка.

Ошка – ошка – ошка – деревянная матрешка.

Ишка – ишка – ишка – плюшевый мишка.

III.Обозначение звуков буквами на письме.

1. Посмотрите, кто к нам пришел в гости. (выставляются картинки букв). Это Жужжалочка и Шипелочка.

.

- Скажите, какие звуки они обозначают? Произнести. Запишем их в тетрадь. Что вы сейчас записали? (Буквы).

- Посмотрите на буквы и скажите, похожи ли они? (Нет).

- На что похожа буква "ша"? (На шарф).

- Как мы её пишем? (Три крючка соединили букву "ша" мы получили).

- На что похожа буква "же" (На жука).

- Верно. Эта буква широка и похожа на жука.

- Как мы её пишем? (Два полуовала и соединительный элемент).

2. Прочитать слоги, которые принесли нам Жужжалочка и Шипелочка. Вывешивается таблица со слогами.

3. Составить слово из слогов. .

Записать слова в тетрадь и придумать с ними предложения.

4. Игра «Прочитай по первым буквам». Жужжалочка и Шипелочка не могут никак понять, что же это за зашифрованные слова: назвать слова по первым буквам картинок. Найти слова со звуками Ш и Ж. Определить место звуков Ш и Ж в словах.

5. Игра «Ошибка художника».

Вот такую странную картину получили наши подружки. Посмотрите, что неверно нарисовал художник. Найдите картинки со зв. Ж и Ш. Определите место звуков в словах. Составьте с ними предложения.

III. Работа с тетрадями. Жужжалочка и Шипелочка принесли интересные задания для вас.

1. Детям раздаются картинки с рисунками. Рассмотреть их. Назвать. Значения каких слов непонятны. Записать слова в тетрадь в два столбика, в зависимости от наличия зв. Ш или Ж. Найти слова, в названии которых нет звуков Ш и Ж

- Придумать предложение с одним словом на звук Ш и на звук Ж. - Раскрасить эти картинки.

2. Физминутка. Дети поют песню про «Цапля» сопровождая пение движениями под видио. (Компьютерная программа «Домашний логопед»)

3. Наши девочки живут в большом доме. Жужжалочка на первом этаже, а Шипелочка на втором. Вместе с ними живут и слова со звуками Ш и Ж.

- Назвать эти картинки:

-Какие картинки ошиблись этажами? Почему?

3. Живые и неживые предметы.

- Представьте себе: вы сами дома и вдруг кто то стучит в ваши двери. Что необходимо спросить перед тем как открыть двери? (спросить «Кто там?») мы спрашиваем «Кто?» потому что уверены, что стучит в двери живой человек. Именно на такой вопрос отвечают слова, которые обозначают живые предметы. К неживым предметам мы ставим вопрос «Что это?» Посмотрите на предыдущие картинки, назовите те, которые отвечают на вопросы «Кто это?» и «Что это?».

V. Дифференциация звуков Ш и Ж в тексте. Жужжалочка и Шипелочка принесли нам интересную сказку. Выставляются картинки к сказке (последовательность картинок перепутана) Прослушайте ее.

Мышка и желудь.

На дубу жил маленький желудь. Он очень любил кататься на ветру. Один раз подул сильный ветер, жолудь сорвался со своей ветки и полетел. Летел, летел и упал возле дерева.

- Что же мне теперь делать? – заплакал желудь.

Вдруг он увидел, что какое то маленькое животное смотрит на него.

- Ты кто? Ты хочешь меня съесть? – спросил он.

- Я мышка, тут недалеко норка где я живу. Тебя есть я не буду, у меня не такие острые зубки, а вот белочка или кабанчик тебя с удовольствием съедят.

- Что же мне делать? – спросил желудь.

- А ты спрячься в листьях, - говорит мышка.

Желудь спрятался в листьях и заснул. Прошла осень и зима. Начал таять снег. Мышка прибежала посмотреть, что же стало желудем? А на том месте, где спрятался желудь, выросло маленькое деревцо, которое с годами превратится в большой, величественный дуб.

Наши буквы рассыпали картинки к тексту и перепутали их. Давайте поможем им и поставим рисунки последовательно.

- Про кого сказка?

- Где жил Желудь?

- Куда он упал?

- Что сказала Желудю мышка?

- Пересказать текст.

VI. Итог урока. Жужжалочка и Шипелочка очень рады, что пришли к вам, ребята. Они многому у вас научились. Они узнали как произносить звуки Ш и Ж. Чем они похожи и различны. Как обозначаются на письме.

VII. Домашнее задание. Детям раздаются карточки с домашним заданием.

- Обвести контуры мышек по точкам.

- Раскрасить.

- Повторить чистоговорки с добавлением слов:

Наша Мурка спит и слышит,

Как в углу скребутся.

Тише, …, не шумите.

Нашу кошку не будите.

Публикации по теме:

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [ж]-[ш] и букв Ж-Ш в слогах, словах, предложениях» Цели обучающие: закрепить у детей знания о звуках и буквах «Ж – Ш»; дифференцировать буквы «Ж – Ш» в словах, предложениях. Цели коррекционно.

Фронтальное занятие с элементами театрализованной деятельности «Дифференциация звуков «Ш», «Щ» в словах и предложениях» Цель: 1. Дифференциация звуков «Ш», «Щ» в словах и предложениях. 2. Активизация словаря по теме «Рыбы». 3. Подбор признаков к словам названиям.

Индивидуальное коррекционное занятие со старшим дошкольником с ОНР III уровня «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Индивидуальное коррекционное занятие со старшим дошкольником с ОНР III уровня «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Цель. Закреплять навыки различения и правильного артикуляторного произношения звуков [с]-[ш] в речи. Задачи. 1. Коррекционно-образовательные.

Логопедическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий «Федорино горе. Дифференциация звуков [Б]-[П]»Логопедическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий «Федорино горе. Дифференциация звуков [Б]-[П]» Конспект логопедического занятия для старшей группы с использованием здоровье сберегающих технологий. Тема: «Федорино горе, Дифференциация.

Логопедическое мультимедийное занятие «Дифференциация звуков [л] — [р]» .

Логопедическое занятие на различение звуков [П] и [Б]. Закрепление понятий «звонкий-глухой согласный» Тема: Различение звуков Б – П Цель: дифференциация звуков Б – П. Задачи: закрепление понятий звонкий-глухой согласный. Учить дифференцировать.

Логопедическое занятие в 4 классе «Дифференциация букв П-Т по оптическому сходству» ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: • Научить соотносить буквы со звуками и символами. • Учить различать п, т в слогах, словах, предложениях, тексте. • Отрабатывать.

Открытое логопедическое занятие «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слогах, словах» Тема: «В деревню к бабушке» Цель: Дифференциация звуков [С] - [Ш] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательная:.

«Отправляемся в страну Знаний». Фронтальное логопедическое занятие по дифференциации звуков [ш] и [ж] Отправляемся в страну Знаний. Цель: дифференцируем звуки [ш] и [ж]. Ход занятия 1. Сообщение темы и цели занятия. Ребята, сегодня мы отправимся.

Занятие по обучению чтения с элементами сказкотерапии. Дифференциация звуков [И]-[Ы] и букв И-Ы Тема: «Дифференциация звуков и букв «И-Ы». Цель: Учить детей читать слоги и слова с буквами «И» и «Ы». Задачи: 1. Учить детей различать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]»
Опубликовано: 9 февраля 2016 в 21:43
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД