МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия «Обозначение мягкости согласных по средствам гласных второго ряда»

Полякова Елена Николаевна
Конспект логопедического занятия «Обозначение мягкости согласных по средствам гласных второго ряда»

Логопедическое занятие на тему :

«Обозначение мягкости согласных по средствам

гласных второго ряда».

Цель:

1. Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных звуков (в произношении и на слух).

2. Упражнять в обозначении мягкости согласных на письме гласными буквами второго ряда.

Публикация «Конспект логопедического занятия „Обозначение мягкости согласных по средствам гласных второго ряда“» размещена в разделах

3. Формировать навык звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза слов, анализа структуры предложения.

4. Активизировать словарный запас детей путем подбора слов-признаков и слов-действий.

5. Развивать мыслительные процессы сравнения и выделения.

6. Развивать зрительно-пространственную, временную ориентировку.

7. Воспитывать чувство уважения и тактичного отношения друг к другу.

Оборудование: индивидуальные зеркала, смайлики-настроения, сухой бассейн, разрезная картинка «Улитка» в конвертике у ребенка, предметные картинки для различения твердых и мягких звуков в словах, слоговая таблица, таблица со словами, в которых пропущены гласные буквы 2-го ряда, мешочек с крупой.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Какое у вас настроение? (показать смайлик)

Какое время года? Число? День недели? Какой день недели был вчера, будет послезавтра? (те, кто затрудняются, ориентируются по пальцам рук: большой – понедельник (первый, указательный – вторник (второй, среда – средний (по середине, безымянный – четверг (четвертый, пятница – мизинец (пятый, субботу и воскресенье дети запоминают легко.

2. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика с применением сухого бассейна, оформление тетрадей.

Сжимать и разжимать кулачки в сухом бассейне, наполненном фасолью:

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слега пошевелить пальцами:

Только уставать начнем,

Сразу пальцы разожмем,

Мы по шире их раздвинем,

Посильнее напряжем.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентировки, звуковой анализ.

Кто сегодня приполз к нам на занятие – узнаете, если правильно соберете разрезную картинку.

Какой вопрос зададим к слову «улитка»?

Игра.

Давайте подберем к слову «улитка» слова-признаки: улитка какая?

А теперь подберем слова-действия: улитка что делает?

Сколько слогов в слове «улитка»? Сколько гласных?

Назовите ударный гласный. Какой согласный в слове звучит мягко?

Зарисуйте слоговую схему, запишите слово буквами. Какую букву написали после буквы Л? В каком ряду она живет?

4. Сообщение темы.

Какие еще гласные буквы живут во 2-м ряду? (вспомнить, загибая пальцы на руке: 5 пальцев – 5 гласных). Что вы про них знаете? (обозначают 2 звука).

Сегодня на занятии узнаем еще об одной «работе» гласных 2-го ряда в слове.

Работаем с заданиями, которые принесла нам улитка.

5. Работа со слоговой таблицей.

Согласные очень любят ходить в гости к гласным буквам. Когда они собираются вместе, то получаются слоги. Прочитать слоги с гласными 1-го ряда, а затем с гласными 2-го ряда. Как звучат согласные рядом с гласными?

Вторая «работа» гласных заключается в том, что они обозначают мягкость согласных на письме.

Я кидаю вам мешочек и называю слоги с твердыми согласными звуками, а вы, возвращая мне мешочек, должны изменить слоги с твердыми согласными на слоги с мягкими согласными.

6. Работа со словами.

Рассмотрите предметные картинки. Какими звуками отличаются слова ЛУК – ЛЮК, зарисуйте звуковую схему этих слов. Запишите данные слова буквами. Какие гласные напишите после мягких согласных?

Аналогичная работа со словами РАД – РЯД, ОСЫ – ОСИ.

Продолжите мои предложения подходящими по смыслу словами:

Мама посадила (). На дороге кто-то открыл (). В дупле живут злые (). Дядя Петя чинил у телеги (). Дима купил билет в первый () и был этому очень ().

7. Развитие фонематического восприятия.

Улитка предлагает нам поработать волшебниками. Я называю слово, а вы превращаете его в другое слово, заменив первый твердый согласный звук на мягкий.

Слова: ВОЛ, МАЛ, ТОМА, ТУК, МЫШКА.

Запишите в тетрадь гласную 2-го ряда, которой обозначим мягкость согласного в слове.

8. Физминутка.

Кто так медленно ползет,

На себе свой дом везет?

Проползет еще немножко,

Высунет и спрячет рожки.

По листу, по ветке гибкой

Медленно ползет улитка. Одна ладошка накрывает другую – «улитка» медленно ползет по ковру.

Указательный и средние пальцы высовываются из-под ладошки.

Улитка ползет с высунутыми ножками.

9. Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда.

Следующая игра «Буквы сбежали».

Догадайтесь, какие слова написаны. Запишите их в тетрадь через запятую, вставляя пропущенные буквы:

Б*ЕЛКА, П*ЛА, ШЛ*ПА, КОТ*НОК, УТ*Г.

10. Работа над предложением.

Рассмотрите картинки. Какой вопрос зададим к картинке, которая находится слева от вас? (Что это? Катушка). Какой вопрос зададим к картинке, которая находится справа от вас? (Кто это? Девочка). Измените в слове катушка твердый звук [т] на мягкий и вы узнаете имя девочки (Катюшка).

Придумайте предложение с этими словами. Проводится анализ структуры предложения с составлением его схемы. При наличии времени предложение записывается в тетрадь.

11. Итог.

Какую работу в слове выполняют гласные 2-го ряда?

Улитка благодарит вас за работу. Посмотрите, как она весело улыбается. А какое настроение у вас? (Дети показывают смайлик).

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития фонематического слуха, дифференциации гласных и согласных звуков «Три весёлых сундучка»Дидактическое пособие для развития фонематического слуха, дифференциации гласных и согласных звуков «Три весёлых сундучка» Дидактическое пособия способствующее развитию фонематического слуха, дифференциации гласных и согласных звуков. Для детей старшего, дошкольного.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация гласных У–Ю» Цель: формирование умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю. Задачи: Коррекционно-образовательный аспект:.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Поможем Буратино. Числа натурального ряда в пределах 10» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе Поможем Буратино Подготовила: Петрова О. М. ОО «Познавательное развитие».

Конспект комплексного верботонального занятия с группой детей второго года жизниКонспект комплексного верботонального занятия с группой детей второго года жизни Конспект комплексного верботонального занятия с группой детей 2 года жизни. Цель занятия: формировать первичные речевые и слуховые навыки.

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письма и чтения с учащимися 1 классов «Дифференциация согласных» Тема: Дифференциация согласных [С] - [Ш] в слогах, словах. предложениях, тексте. Цель: Закрепление правильных артикуляционных укладов.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных «Т-Д» в слогах, словах, словосочетаниях» .

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в сказку «Теремок». Закрепление гласных звуков» Задачи: 1. Закреплять понятия «гласные звуки». 2. Упражнять в звуковом анализе: анализ и синтез ряда из двух, трёх гласных, выделение ударного.

Конспект подгруппового занятия по развитию речи детей с ОНР второго года обучения по лексической теме «Посуда» Цель: обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме. Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к предметам посуды.

Конспект занятия для детей второго года обучения с нарушением слуха «В гости к петушку» Конспект занятия для детей 2-го года обучения с нарушением слуха Тема: В гости к петушку» Цель: повторить знакомые потешки, учить обыгрывать.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по дифференциации гласных О и У «В гостях у Олега и Ульяны» Цель: Учить детей дифференцировать гласные звуки О и У. Развивать фонематический слух, умение определять положение звука в слове, чувство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Обозначение мягкости согласных по средствам гласных второго ряда»
Опубликовано: 9 апреля 2018 в 08:59
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД