МААМ-картинки

Логопедическое занятие по развитию грамматического строя речи у детей 5–6 лет «Про козлёнка, который умел считать до десяти»

Оксана Леонидовна Фиски
Логопедическое занятие по развитию грамматического строя речи у детей 5–6 лет «Про козлёнка, который умел считать до десяти»

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшей группы Путешествие по сказке «Про козлёнка, который умел считать до десяти»

Задачи:

• Расширять, уточнять, и активизировать словарь по лексической теме «Домашние животные»;

Публикация «Логопедическое занятие по развитию грамматического строя речи у детей 5–6 лет „Про козлёнка, который умел считать до десяти“» размещена в разделах

Развивать лексико-грамматический строй речи : учить употреблять притяжательные прилагательные; закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, И п. ; образовывать глаголы от звукоподражаний; закреплять навыки образования слов с помощью суффиксов -онок, -ёнок; закреплять употребление предлогов –за, -перед, между, - около; составлять предложения с предлогом «у»;

Развивать мышление, внимание, воображение, тактильное восприятие;

• Воспитывать доброжелательное, бережное отношение к животным.

Оборудование:

• Тренажёр «Пальчиковый бассейн» (с наполнением из фасоли);

• Фигурки-игрушки, изображающие домашних животных;

• Пластиковый заборчик;

• Игрушка – парусник;

• Картинки, изображающие домашних животных и их детёнышей;

• Карточки – схемы, для закрепления навыков словообразования;

• Магниты, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логопед : Мы сегодня отправляемся в гости к сказке. А о ком эта сказка вы узнаете, отгадав загадку.

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (козлята) А один - козлёнок.

(Перед детьми появляется игрушка – козлёнок).

2. Введение в тему:

Логопед : Сказка, в которой мы сегодня побываем и поиграем «Про козлёнка, который умел считать до десяти». Чтобы узнать всех героев нашей сказки давайте подойдём к бассейну из фасоли и найдём их на ощупь. (Дети подходят к бассейну, ощупывают фигурки животных, называют их и достают из бассейна).

Дети: Это телёнок, корова, бык, лошадь, свинья, овца, собака, кошка.

Логопед : Как их можно вместе назвать? Почему мы их называем – домашние животные?

(Ответы детей)

3. Основная часть:

Логопед : Сказка начинается. Жил-был маленький козлёнок, который научился считать до десяти. Однажды он подошёл к озеру, увидел своё отражение в воде… А теперь послушайте, что было дальше.

- Раз! – сказал козлёнок.

Это услышал телёнок.

- Что это ты делаешь? – спросил телёнок.

- Я сосчитал сам себя, - ответил козлёнок. – Хочешь, я и тебя сосчитаю?

- Ой, что ты! Я очень боюсь. И моя мама, наверное, не разрешит, - сказал телёнок.

Но козлёнок уже скакнул вперё д и сказал: - Я это один, ты – это – два. Один, два!

- Ма-ма! – жалобно промычал телёнок.

Логопед : Ребята, а вы знаете, кто мама у телёнка? (корова)

4. Изменение числа существительного И. п.

Все животные на поляне потеряли своих детёнышей, телёнок просит, чтобы мы помогли их отыскать.

Игра «Назови детёнышей» ( С использованием карточек-схем: карточки со схематичным изображением одной и нескольких колясок. Универсальные карточки с «колясками» позволяют называть детенышей любых животных, при отсутствии соответствующих картинок.)

У козы – козлёнок – козлята

У кошки – котёнок – котята и т. д.

Логопед : Тут к ним подошла корова.

- М-му! Ты чего ревёшь?

- Козлёнок меня считает! – пожаловался телёнок.

5. Образование глаголов настоящего времени.

Логопед : Как корова голос подаёт? (му-му) Что она делает? (мычит)

Игра «Кто как голос подает?» (использование записи голосов животных)

Му-му – корова мычит

Гав-гав – собака лает

Мяу-мяу – кошка мяукает и т. д.

Логопед : Козлёнок продолжал считать. Один – это я, два – это телёнок, три – это корова. Один, два, три!

- Ой, теперь он и тебя сосчитал! – замычал телёнок.

Корова рассердилась и вместе с телёнком бросилась на козлёнка. Он испугался и помчался вперёд. Неподалёку гулял бык.

6. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Игра «Какой, какая?»

Логопед : Давайте посмотрим на наших героев и попробуем дать им характеристику.

Бык (какой) большой, крупный, рогатый, сильный, чёрный, сердитый)

Телёнок (какой) маленький, рыжий, длинноногий, безрогий, трусливый)

Козлёнок (какой) маленький, белый, беззащитный, слабый, умный)

Корова (какая) крупная, рогатая, пятнистая)

- Почему вы гонитесь за этим малышом?- пробасил бык.

- А он нас считает! – замычал телёнок.

- Один – это я, два – это телёнок, три – это корова, четыре – это бык! – сказал козлёнок.

Бык вместе с остальными бросился в погоню за козлёнком. В это время по дороге неторопливо прохаживалась лошадь.

- Что это за спешка? Остановитесь, помогите мне разобраться.

7. Составление предложений с предлогом У.

«У кого что?»

У кого на ногах копыта? (У коровы на ногах копыта. и т. д.)

У кого длинный (короткий) хвост?

У кого пушистая шерсть?

У кого есть рога?

А тем временем козлёнок продолжал считать.

- Один – это я, два – это телёнок, три – это корова, четыре – это бык, пять – это лошадь!

- Ой, теперь он и тебя сосчитал – замычал телёнок.

- Ну, погоди же! – заржала лошадь. Погоня за козлёнком продолжалась.

Логопед : У самой дороги, за забором спала свинья. Шум разбудил её. Она выглядывала из-за забора, пытаясь рассмотреть бегущих. Давайте ей поможем.

8. Употребление притяжательных прилагательных.

Игра «Чей хвост? Чья голова?»

(Дети рассматривают на картинках одну из частей тела животного, которая показывается из-за забора, называют, кому она принадлежит).

Логопед : - Это чей хвост? (Это коровий хвост.)

- Это чья голова? (Это лошадиная голова.) и т. д.

- Куда это вы спешите? – спросила свинья, пустившись догонять остальных.

- Мы гонимся за козлёнком, он нас считает – протянул телёнок.

9. Развитие общей моторики, употребление порядковых числительных.

Дети выбирают фигурки животных и встают друг за другом в определённой последовательности, так как они появлялись в сказке. Скачут по кругу как лошадки, прыгают по кочкам, идут по кругу медленно, останавливаются. Считаются : Один – это козлёнок, два – это телёнок, три – это корова, четыре – это бык, пять – это лошадь, шесть – это свинья.

Логопед : Кто бежит первый (второй, … пятый?

Кто бежит в начале (в конце?

Они догоняли козлёнка и добежали до реки. У берега стоял небольшой парусник. На борту парусника они увидели кошку, собаку, овцу и их хозяина.

- Остановитесь! – закричал хозяин, но было поздно, все бросились на борт. Между животными возник спор, кто из них самый нужный для человека.

10. Составление распространённых предложений.

Логопед : Давайте поможем животным решить этот спор. Каждый из вас будет домашним животным и расскажет остальным, какую пользу приносит человеку. (Дети выбирают фигурки животных, кто кем хочет быть. Сначала идёт обсуждение в парах, о том какую пользу приносит каждое животное. Потом все дети озвучивают свои предложения).

Например: Логопед : Кто ты? Ребё нок: Кошка. Я ловлю мышей в доме.

Кто ты? Собака. Я охраняю двор и дом человека. и т. д.

Логопед : Хозяин всех выслушал и решил, что все животные ему очень нужны, все приносят большую пользу. Спор прекратился. И тут все заметили, что парусник оказался на самом глубоком месте реки. Хозяин перепугался.

- На помощь! Парусник тонет! – закричал он. – Кто из вас умеет считать!

- Я умею, - сказал козлёнок.

- Тогда пересчитай всех поскорее! Парусник может выдержать только десять пассажиров.

И козлёнок начал считать.

А мы ему поможем, считаем, загибая пальцы на обеих руках.

- Один – это козлёнок, два – это телёнок, три – это корова, четыре – это бык, пять – это лошадь, шесть – это свинья, семь – это овца, восемь – это собака, девять – это кошка, десять – это хозяин.

- Ура! Козлёнку! Ура! – закричали тут все в один голос.

Потом пассажиры переправились через реку, сошли на берег и отправились с хозяином домой. Животные знали, что они очень нужны человеку, и что хозяин будет заботиться о них.

11. Итог занятия. – Что вам больше всего запомнилось?

Логопед даёт дифференцированную оценку деятельности детей, привлекая их к самоанализу.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Варенье»Дидактическая игра «Варенье» Задачи: 1. Закреплять умение согласовывать числительные с существительными; 2. Формировать лексико - грамматические категории: образовывать.

Многофункциональное дидактическое пособие «Дерево»Многофункциональное дидактическое пособие «Дерево» Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие - дерево, сделанное руками воспитателей из подручных средств. Сначала сделали дерево, а.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие по развитию грамматического строя речи у детей 5–6 лет «Про козлёнка, который умел считать до десяти»
Опубликовано: 20 апреля 2015 в 21:34
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД