Лучший педагог года

Конспект логопедического занятия «Звуки [л], [л’]. Буква Л»

Ирина Свиридова
Конспект логопедического занятия «Звуки [л], [л’]. Буква Л»

Логопедическое занятие

Учитель-логопед : Свиридова Ирина Владимировна

Тема: Звуки [л], [л']. Буква Л.

Класс: 1

Цель: формирование умения детей находить в словах звуки [л], [л'] и уметь их различать; формирование умения обозначать звуки [л], [л'] буквой Лл.

Задачи:

- познакомить с буквами Лл и формировать умение обозначать звуки [л], [л'] буквой Л.

Публикация «Конспект логопедического занятия „Звуки [л], [л’], Буква Л“» размещена в разделах

- формировать умение читать слова с изученными буквами;

- развивать речь, внимание, память; обогащать словарный запас;

- содействовать формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля, воспитывать навыки коммуникативного общения.

Ожидаемый результат

Обучающиеся научатся: различать согласные звуки [л], [л'],буквы Лл; правильно произносить их в речи; читать слоги, слова с данными буквами.

Обучающиеся получат возможность научиться: дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки; искать графическую и текстовую информацию; наблюдать за образованием гласных и согласных звуков и правильно их произносить; составлять небольшие по объёму рассказы по картинкам.

Содержание урока

Этапы занятия Содержание Коррекционно-развивающие задачи

Эмоцион. настр. – Прозвенел звонок весёлый,

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

- Повернитесь друг к другу лицом. Возьмитесь за руки. Передайте тепло, доброжелательность и хорошее настроение.

Садитесь. Молодцы! - активизировать эмоциональный настрой детей на совместную работу

- развитие произвольного внимания

Актуализация опорных знаний

Этап вызова

Этап осмысления

Повторение о гласных и согласных звуках.

-Как отличить гласные звуки от согласных? (Гласные поются, а согласные встречают преграду и их нельзя петъ)

-Какие бывают согласные? (Мягкие, твёрдые; звонкие и глухие)

-Как произносятся звонкие согласные? (С шумом и голосом)

-Как произносятся глухие согласные? (Только с шумом)

-Когда согласные произносятся мягко? (Перед гласной и)

-Когда согласные произносятся твёрдо? (Перед гласными а о у ы)

Игра «Найди свой домик».

-Была хорошая погода, гласные вышли погулять (а, о, у, ы, и). Вдруг небо потемнело. Начался дождь. Буквы увидели домики и побежали к ним. Но хозяин мог пустить только своих.

- Кто в какой домик попадает? Почему?

а о у ы - в синий, т. к, согласные звуки перед ними твёрдые

и – в зелёный, т. к, согласные звуки перед ними мягкие

Работа с загадками. Выделение звуков [л], [л’] из слов – отгадок.

Учитель читает загадки.

1. Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге. (лось).

Картинка – лось.

2. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто ж это?. (лиса)

Картинка – лиса.

Звукобуквенный анализ слов лось и лиса

Выделение новых звуков [Л], [Л'].

-Произнесите хором слово лось и лиса.

-Какой звук слышите в начале этих слов? (Звук [л] и звук [л'])

- Подберите соответствующую схему

А кто знает, какой буквой мы обозначаем звуки [л], [л’], когда мы их пишем или читаем? Как называется эта буква?

Я вам открою секрет. Она называется - буква эль.

- А сейчас скажите мне, кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

- Сформулируйте цель нашего урока.

Сообщение темы и цели урока

Тема урока: Звуки [л], [л’], буквы Л, л.

Сегодня на уроке:

Нам нужно будет дать характеристику этим звукам, то есть рассказать, какие они.

Нужно научиться находить эти звуки в словах и различать эти звуки.

Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки.

Научиться читать слоги и слова с этими буквами.

Что мы для этого будем делать?

Составляем план работы на уроке.

1. Составим характеристику звуков.

2. Будем работать со схемами слов.

3. Будем составлять схемы слов и писать эти слова буквами.

4. Будем читать слоги.

5. Будем читать слова и предложения.

Каждый пункт плана обозначаем знаком – символом и вывешиваем на доску.

-Ребята. А для чего мы всё это будем делать?

1. Характеристика звука

2. Игра «Кто внимательный».

- Поиграем в игру «Кто внимательный». Вам нужно запомнить слова со звуками ([л], [л’], которые встретятся вам в сказке (см. в конце карты)

Садитесь поудобнее, спины прямые, ноги на полу.

– Слушайте внимательно. Запоминайте слова со звуками [л], [л’].

– Что вам понравилось в сказке?

– Какое самое ласковое, тёплое, сияющее слово? (любовь)

– Ребята, а в каком слове немало волшебного спрятано? (лес)

– Какие звуки чаще всего встречаются в сказке? (Звуки [л], [л’])

– В каких словах?

3. Распознавание нового звука в словах.

- 1) Я буду называть слова, а вы, если услышите звуки [л], [л’] в слове, то хлопайте в ладоши, а если этих звуков нет, то просто сидите.

Лес, радуга, поле, дорога, ласточка, дождь, полоса, лукошко, весло, грибы, половинка.

2) А сейчас, если услышите звуки вначале слова, то встанут из-за парт девочки, а если в середине или конце слова, то встанут мальчики.

Лето, пол, лесенка, велосипед, полка, лимон, лук, потолок, лак, стол.

Знакомство с буквой

Итак, мы уже сказали, что звуки [л], [л’] можно обозначить буквой – эль. Посмотрите, как она выглядят печатные буквы : заглавная и маленькая. На что они похожи?

Алфавит продолжит наш

Буква Л- лесной шалаш.

-Что такое шалаш?

Шалаш-это постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой.

(Словарь С. И. Ожегова).

- На что похожа эта буква? (На лесной шалаш.)

- Как называется новая буква? (Эль).

Дрессировщик буквой машет.

Перед ним лошадка скачет.

Показ письменных букв.

Письмо строчной буквы л

Пропись стр. 20

Напишите в воздухе

Напишите носиком

На ладошке

На спине у соседа

Работа по карточке

- Найдите в этом отрывке изучаемую букву «л» и подчеркните её карандашом.

Летний лес. Шелестят ласковые листья клёна. Лучи солнца ласкают лицо. На полянке летают бабочки. Желтеют в зелёной траве одуванчики. Лягушка ловит легкокрылых мошек.

- Сколько букв нашли? (18)

- Подчеркни буквы Л (зелёный и синий карандаш)

-В каких словах буква л обозначает твёрдый звук [л]? Назовите эти слова. Почему?

-В каких словах буква л обозначает мягкий звук [л ]? Назовите эти слова. Почему?

Письмо слогов с буквой л

1. чтение слога.

2. написание слога

- Дополните слог до целого слова

Физминутка

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать себе лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – Лиса!

До чего же хороша!

Составление слов по схемам.

Развитие связной речи.

Работа по картинке «Букваря».

(Сказка «Лисичка со скалочкой»)

Рассматривание картинки.

- Что изображено на картинке?

- К кому стучится лиса?

- Что она говорит хозяевам?

- Почему хозяин отдает лисе уточку?

2. Чтение предложений:

Тут лиса. Она мила. А тут утка. Она мала.

Работа «над словесным рисованием» : нарисуй по воображению, как все происходило, дополни букварный текст.

-Сравните ваш рассказ с мультфильмом.

Просмотр мультфильма «Лисичка со скалочкой» - развитие слухового восприятия;

- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие образного и логического мышления;

- учить формулировать тему урока, ставить учебную проблему;

- развитие умения работать по плану;

- развитие тактильного восприятия;

- учить анализировать текст;

- вызывать эмоциональный отклик на прослушивание литературного произведения;

- развитие слухового внимания и скорости реакции;

- закрепление графомоторных навыков;

- выработка аккуратного почерка;

- развитие зрительного восприятия, произвольного внимания;

- закрепление навыка послогового чтения;

- формирование навыков саморегуляции.

Итог урока - Что нового узнали на уроке?

- Ребята, давайте сделаем вывод. Звуки [л] и [л’] одинаковые или разные? А какой буквой их можно обозначить?

- Что понравилось на уроке?

- Какое задание было трудным?

- Чем хотели бы завтра заниматься на уроке?

- формирование умения обобщать и анализировать полученную информацию

Оценивание (рефлексия).

Критерии оценивания:

Я могу различать согласные звуки [л], [л'], правильно их произносить.

Могу писать строчную букву л

Могу читать слоги, слова с буквами Лл

-Если у вас все плюсы – прикрепите красный листочек, если плюсы и минусы - жёлтый цветочек. А если все минусы –зелёный цветочек

- формирование навыков рефлексии;

- формирование умения адекватно оценивать свою работу.

М. Скребцова «Сказка о букве Л».

– Да, дуб – красивое дерево, – сказала буква Л, – настоящее украшение леса. Но ты, буква Д, не гордись, что с тебя такое красивое дерево начинается, зато тебя запомнить трудно, а меня очень легко: убери с буквы А перекладинку, вот тебе и буква Л.

Л – буква лёгкая, ласковая, и с неё много ласковых лё гких слов начинается: лес, луна, лето, лебедь. И самое ласковое, тёплое и сияющее слово – «Любовь». С Любви начинается всё прекрасное на земле. Любовь способна самое ледяное сердце согреть.

Но и в других словах немало волшебного спрятано. Например, «лес» – совсем коротенькое слово, а сколько в нё м чудес: не только дуб в лесу живёт, – в лесу целое царство деревьев, кустов, трав и цветов. В этом царстве ещё много других царств прячется: царство зверей и птиц, царство насекомых и царство грибов и ягод. Сколько сказок прячется в каждом дереве, в каждом цветке. Стоит присмотреться хорошенько, увидишь столько чудес, что голова закружится!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Прогулка с таксой. Звуки [т]-[т’]. Буква Т» Цель: Дифференциация звуков Т и Ть в слогах, словах, во фразе Коррекционно-образовательная: Уточнить правильное произношение звуков Т-Ть,.

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР «Звуки [Х], [Х’] и буква Х» Цель: познакомить детей со звуком «Х -Хь», его правильной артикуляцией. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закрепление знаний о звуках.

Конспект логопедического группового занятия в средней группе «Звуки [с], [с’]. Буква с» Цель: закреплять умение детей правильно произносить звуки [с], [с’]. выделять, различать эти звуки в звучащей речи; закрепить знания зрительного.

Конспект логопедического занятия для детей 6–7 лет с ЗПР на тему «Звуки [С]— [С’], буква С»Конспект логопедического занятия для детей 6–7 лет с ЗПР на тему «Звуки [С]— [С’], буква С» Тема: «Звуки «С»-«Сь», буква С». Цель: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Развитие фонематического слуха.

Конспект логопедического занятия на тему «Звуки [Р], [Р’] и буква Р» Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки [Р], [Р’] и буква Р» (подготовительная группа, дети с ОНР III уровня) Подготовила учитель-логопед.

Конспект логопедического занятия «Согласные звуки [Т] — [Т’], Буква «Т» в подготовительной группе Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет) Форма проведения: Непосредственная образовательная деятельность. Цель: совершенствование.

Конспект открытого занятия по звукопроизношению «Звуки [Л]-[Л’], буква Л» Конспект открытого занятия по звукопроизношению. Звуки [л]-[л’], буква Л. Закрепление умения дифференцировать звуки [л]-[л’] Закрепление.

Конспект занятия в подготовительной группе «Звуки [В], [В’] Буква «В» Цель: - познакомить детей с согласными звуками [в], [в'] и буквой В. Задачи: - познакомить со звуками [в], [в' ] как согласным звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми с ТНР в 1 классе «Звуки [Г], [Г’]. Буква «Г» Цель: закрепить правильное произношение звуков [Г], [Г’]. Познакомить с буквой «Г». Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепить артикуляторные.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоты «Звуки [П]-[П’], буква «П» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Звуки [л], [л’]. Буква Л»
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 10:12
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД