Ольга Скоробогатова
Логопедическое занятие «У Миши»
Цель: автоматизировать звук –ш- в словах
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять навыки правильного произношения звука –ш- в словах;
- упражнять в согласовании существительных с числительными;
- упражнять в умении грамматически правильно строить предложение.
Коррекционно-развивающие:
- развивать чувства ритма, слухового внимания, памяти;
- развивать фонематический слух;
- развивать внимание.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать самостоятельность;
- повышать мотивацию к участию в образовательной деятельности, желании
взаимодействовать;
Публикация «Логопедическое занятие „У Миши“» размещена в разделах
- воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать.
Оборудование: мальчик Миша, карточки, буква Ш, предметные картинки со звуком –ш-, шишки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед : Двери закрываются,
занятие начинается.
2. Упражнение «Постучи, как я».
Логопед : А сейчас, ребята, будьте очень внимательны. Если вы услышите, что звучит колокольчик, садятся девочки, если музыкальный молоточек - садятся мальчики (звучат предметы)
- Какие музыкальные инструменты вы знаете, на чем умеете играть? (ответы детей)
- Поиграйте, как я (логопед отстукивает ритм, дети по очереди воспроизводят ритмический рисунок).
3. Введение в тему занятия.
Логопед : Вы так весело играли, что к нам присоединился Миша (логопед достаёт мальчика Мишу). Он узнал, что вы учитесь правильно произносить звук –ш- и решил пригласить вас в гости, чтобы вместе поиграть со звуком (Ш, закрепить его правильное произношение в словах. У него самого это не всегда получается.
4. Анализ артикуляции звука (Ш).
Логопед : Расскажите ему, в каком положении должны находиться губы, зубы, язык, когда мы произносим звук (Ш? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху, язык похож на «Чашечку).
5. Характеристика звука (Ш).
Логопед : Расскажите о звуке -ш- (достаем букву Ш)
Звук (Ш) - согласный или гласный? (согласный);
Какая преграда у звука (Ш? (зубы, язык);
Звонкий или глухой? (глухой);
Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
- Нарисуйте такую же букву на песке (дети рисуют букву на песке)
6. Артикуляционная гимнастика
Логопед : Накажем непослушный язычок. Положите широкий язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя.
- Лопаточка. Рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать под счет до 10.
- Чашечка. Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Загнуть кверху боковые края.
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
- Лошадка. Присасывать язык к нёбу растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно.
Как лошадка пробегает,
Язычок наш тоже знает.
Цок - цок, цок да цок
Скачет, скачет язычок.
- Грибок. Улыбнуться (зубы видны, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
Поднимаем язычок,
Будет он во рту грибок.
Досчитаем до пяти,
А потом вниз опусти.
7. Произношение изолированного звука (Ш).
Логопед : Покажите, Мише, что у нас никто не ошибается в произношении этого звука (все вместе шипят).
8. Автоматизация звука (Ш) в слогах.
Логопед : Ребята, Миша хочет проверить, а не ошибетесь ли вы в произношении сложного ряда слогов со звуком –ш-. Повторите за мной (для каждого свой ряд слогов).
ша-шо-шу-ша
шу-шо-шо-ши
шо-ши-ша-шу
ши-ша-шо-шу
9. Автоматизация звука (Ш) в словах.
Логопед : Мишины друзья попросили его насобирать им шишек, но сделать это не так-то просто. Необходимо пройти по лабиринту, называя встречающиеся на пути предметы.
(Один ребенок движется по лабиринту в одну сторону, другой в обратную. У каждого индивидуальная карточка)
10. Упражнение в согласовании числительного с существительным.
Логопед : Сколько всего шишек мы насобирали, считаем: «Одна шишка, две шишки, …пять шишек».
11. Физминутка.
Шишку я в руке держу
То сожму, то разожму
Поиграю с нею –
Ладони разогрею.
Вот сжимаю правою
Вот сжимаю левою.
Буду шишки я сжимать,
Буду руки укреплять.
12. Нейродинамическое упражнение
Логопед называет предмет, дети повторяют и показывают двумя руками.
13. Работа по теме
Логопед : Ребята, а вы пробовали когда-нибудь составлять рифмы? Давайте вместе составим, используя картинки.
14. Работа с предложением
Логопед : У нашего Миши много друзей. О каждом из них мы можем многое узнать, если составим о них предложения. Составить предложения, выбрав из каждой коробки по 1 картинке со звуком –ш- (раздельные карточки в 4-х коробках, в коробках есть картинки и без звука -ш-).
Дети выбирают и составляют предложения.
15. Итог занятия.
Логопед : Какой звук мы сегодня упражнялись произносить?
- Что было трудным для вас?
16. Рефлексия
Логопед : Повторите за мной начало предложения и закончите его самостоятельно.
«Сегодня на занятии было интересно….»
«Я похвалил бы себя…»
Положительная оценка каждого из детей.
Используемая литература:
1. https://vk.com/wall-219745401_2533
2. https://vk.com/photo-219745401_457240199
3. https://vk.com/photo-97500839_457239446
4. https://vk.com/photo-193239576_457242800
6. Комарова Л. А. : Автоматизация звука –ш- в игровых упражнениях. Гном, 2016