Лучший педагог года

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ТНР по теме: «Родственные слова» (13 фото)

Татьяна Голубева
Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ТНР по теме: «Родственные слова»

Интеграция образовательных областей:

•Речевое развитие

•Познавательное развитие

•Физическое развитие

•Художественно-эстетическое развитие

Технологии:

•игровые технологии, направленные на развитие слухового внимания, памяти, вербального мышления, языкового чутья;

•технологии сохранения и стимулирования здоровья: артикуляционная, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза

Возраст и контингент обучающихся: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Публикация «Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ТНР по теме: „Родственные слова“» размещена в разделах

Тип и вид занятия: закрепление ранее изученного материала на занятии по формированию лексико - грамматических средств языка, 2 период обучения, 2-е занятие по теме

Задачи:

- коррекционно—образовательная: продолжать знакомить детей с понятием «родственные слова»;

- коррекционно—развивающая: учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста; учить выбирать в цепочке слов родственные и неродственные; развивать языковое чутье, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;

- коррекционно—воспитательная: воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: авторское пособие «Посади зернышко» http://www.maam.ru/detskijsad/avtorskoe-didakticheskoe-posobie-dlja-oznakomlenija-detei-s-rodstvenymi-slovami-posadi-z-rnyshko.html, тексты стихов, сказки и рассказа с родственными словами, магнитное полотно с магнитными изображениями гуся, гусыни, гусёнка и гусеницы.

Ход занятия

1. Организационный момент

• Артикуляционная и пальчиковая гимнастика по лексической теме недели

• «Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад» (Т. Голубева)

Логопед просит детей внимательно слушать сказку и найти в тексте родственные слова:

У рыбака весь улов невелик:

Добыл одну рыбку сегодня старик.

Но непростая та рыба была:

Желанье любое исполнить могла!

Рыболовное судно старик пожелал.

На нем, выйдя в море, много рыбы поймал.

Довольный с рыбалки вернулся домой.

Рыбного супа поели с женой,

Рыбьим хвостом кота накормили…

Долго и счастливо жили и были!

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ТНР по теме: «Родственные слова»
Фото «Родственные слова»

После того как дети называют родственные слова, картинки выставляются логопедом на доску.

2. Основная часть

Детям сообщается, что сегодня они продолжат знакомиться с родственными словами.

Дидактическая игра «Запомни – назови, главное слово отыщи» - закрепление понятия «родственные слова»

Детям читается стихотворение, из которого предлагается выделить и назвать родственные слова. Необходимо будет не только назвать все родственные слова, но и выбрать главное слово. Группа названных детьми слов помещается на наборное полотно:

Вот из сада всем рассада,

Вот еще посадки рядом.

Вот садовник идет,

Цветы садовые несет.

Для детишек – детский садик,

Для зверюшек – зоосад

Очень интересно гулять в саду словесном!

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ТНР по теме: - фото

Ряд родственных слов повторяется детьми; с помощью логопеда анализируется их звуковая, а также смысловая общность.

Дидактическое упражнение «Сочиняем рассказ»

Логопед выставляет на доску наборное полотно для крепления картинок и рядом - карточки с родственными словами, названия предметов на которых уточняет логопед. Затем предупреждает, что рассказ будут придумывать все вместе. Логопед рассказывает и одновременно выставляет соответствующее сюжету рассказа слово на наборное полотно. Дети его называют, тем самым дополняя повествование логопеда.

Коля и Таня с папой пошли в лес. Таня увидела первый гриб. Это был мухомор. А потом стали попадаться и съедобные грибы. «Осторожнее выкручивайте грибок из земли, не повредите грибницу!» - учил папа. Грибники набрали много грибов. Мама сварила из них вкусный грибной суп, а мелкие грибочки замариновала.

Фото №1 Занятия рекомендации родителям и педагогам Конспекты занятий

Предлагается озаглавить рассказ и пересказать по цепочке.

Дидактическая игра «Какое слово лишнее?» - выбор неродственного слова

Логопед читает детям сказку «Хитрая гусеница» (Т. Голубева):

«Вылупился из яйца гусенок. Всё ему интересно! Повстречался гусёнок с гусеницей. «Ну всё, сейчас склюёт!» - подумала гусеница. Но гусёнок был маленький и не знал, что гусениц положено клевать.

- Ты кто такая? – спросил гусёнок.

- А ты кто такой?

- Я – гусёнок, а там мои родители: папа – гусь и мама – гусыня.

- А я ваша родственница – гусеница! Ты беги к родителям, обрадуй, что к вам тётушка приехала, а я пока за своим чемоданом сползаю!

Побежал гусёнок родителей радовать, а гусеница поскорей убралась восвояси».

Фото №2 Оборудование авторское пособие Посади зернышко Фото №3 тексты стихов сказки и рассказа с родственными словами магнитное полотно с магнитными изображениями гуся гусыни гусёнка и гусеницы

Верно ли, что слова гусь, гусыня, гусенок и гусеница являются родственными? (Выслушиваются ответы детей)

Слова тщательно анализируются с точки зрения звукового и смыслового состава.

Далее идет выбор на слух неродственного слова из цепочки слов (слова могут быть схожи по звуковому составу, но разные по смыслу и, наоборот, имеющие смысловую общность, но разные по звуковому составу). Логопед напоминает, что родственные слова имеют похожее звучание и общее значение. Дети с помощью большого пальца руки показывают, является слово родственным или нет (палец вверх – да, палец вниз – нет).

Солнце, подсолнух, солонка, солнечный, жара, подсолнечное, солнышко, загар, солярий.

Море, морской, моряк, матрос, мореплаватель, морепродукты, корабль, Лукоморье, поморник, примерять.

Дорога, дорогой, дорожные, внедорожник, дорожка, тропинка, железнодорожный, велодорожка, подорожник.

Ошибки (если они есть) анализируются.

Динамическая пауза: «Лиса» (Т. Голубева)

У лисицы лисий нос (наклоняются вперед, показывают на нос,

У лисицы лисий хвост («виляем хвостиком»,

У лисы ребята - рыжие лисята (приседают)

И походка у лисы удивительной красы! (идут на носочках, изображая лисью походку)

После выполнения упражнений с детьми обговаривается, встречались ли в физминутке родственные слова и какие.

Дидактическая игра «Посмотри и назови» - индивидуальная работа с наглядным материалом

Карточки-цветы раздаются детям. Дети называют слова, изображенные на картинках и прикрепляют их на наборное полотно с соответствующим опорным словом-зернышком (опорные слова: кот, лес, лед).

Логопед предлагает детям сгруппировать свои картинки в соответствии с родственным значением слов — названий предметов и составить предложение с одним из них.

Организационный момент Артикуляционная и пальчиковая гимнастика по лексической теме недели Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад Т Голубева Логопед просит детей внимательно слушать сказку и найти в тексте родственные слова У рыбака весь улов невелик Добыл одну рыбку сегодня старик Но непростая та рыба была Желанье любое исполнить могла Рыболовное судно старик пожелал На нем выйдя в море много рыбы поймал Довольный с рыбалки вернулся домой Рыбного супа поели с женой Рыбьим хвостом кота накормили Долго и счастливо жили и были После того как дети называют родственные слова картинки выставляются логопедом на доску

3. Итог занятия, оценка деятельности детей, рефлексия

Публикации по теме:

Игра-соревнование «Раз словечко, два словечко!» в рамках проекта «Родственные слова» .

Итоговое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Итоговое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи Цели: -- Закрепление знаний по разделам.

Логопедическое занятие «Звук [С]. Овощи и фрукты. Слова, обозначающие признаки». Первый класс детей с ОНР Урок был проведен с группой учащихся первых классов, имеющих элементы общего недоразвития речи. Для данной категории детей характерно дефектное.

Логопедическое занятие «Фонема [Р] и семантическое поле слова «Берёза» Цели: Образовательные: формирование и расширение «семантического поля» слова «Берёза», развитие валентностей слов. Коррекционные: автоматизация.

Логопедическое занятие «Формирование звука [Ш] и семантическое поле слова «Ромашка» Цели: Образовательные: формирование и расширение «семантического поля» слова «Ромашка», развитие валентностей слов. Коррекционные: развитие.

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по лексико-грамматической теме «Зимние забавы» Логопедическое занятие «Зимние забавы» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (ОНР) по лексико-грамматической теме «Зима». Цель:.

Логопедическое обобщающее занятие по дисграфии в 3 классе «Состав слова» Цели: Образовательные: формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова. Коррекционные: совершенствование.

Проект «Родственные слова» Проект «Родственные слова» совершенствуя устную речь будущих школьников, способствует улучшению грамотности письменной речи. Участники.

Сценарий проведения КВН в подготовительной к школе группе «Родственные слова» КВН для подготовительной к школе группы «Родственные слова». Цель: закреплять представление о родственных словах, умение различать их среди.

Логопедическое занятие по лексической теме «Осень» в средней группе Цель: закрепление знаний по лексической теме "Осень" Задачи: развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук; формирование правильного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ТНР по теме: «Родственные слова»
Опубликовано: 31 марта 2016 в 22:19
+62Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 34.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД