Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе «В стране родственных слов»

Коротаева Лидия Николаевна
Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе «В стране родственных слов»

Задачи:

- Закрепить умение образовывать родственные слова.

- Упражнять в выделении главного и «лишнего» слова в группе родственных.

- Закреплять умение составлять предложения с заданными словами.

- Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Зима».

-Развивать мелкую моторику рук, координацию речи и движений, память, внимание.

Материалы и оборудование. Набор букв разной высоты (М, И, З, А); карточки для упражнения «Назови лишнюю картинку» в конвертах; панно-домики «Зима», «Снег»,

«Мороз» - домики родственных слов; большой белый мяч, карточка с ребусом к слову «мороз»; предметные картинки, нарисованные в центре снежинок, вырезанных из кар-

тона; корзина.

Ход занятия.

Организационный момент. Дети входят в групповую комнату.

Логопед. Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дай соседу слева

И скорей вставайте в круг.

А теперь соседу справа

Мячик ты передавай.

Друга называй по имени,

Утра доброго желай.

Сегодня мы отправимся в волшебную страну. В ней много домов, и в каждом живут родственные слова. Обращает внимание детей на панно- домики родственных слов. Мы сегодня побываем только в некоторых домах. На каждом домике была запись, которая указывает на жильцов этого домика. Но метель перемешала все записи, и мы с вами должны будем их восстановить.

Упражнение «Построй буквы по росту».

Логопед. Вы знаете, в какое время года мы попадём в Страну родственных слов? Чтобы выяснить это, нужно построить буквы «по росту». (Дети выполняют задание).

Прочитайте, пожалуйста, слово, которое у вас получилось.

Дети. Зима.

Логопед. Зима – моё любимое время года. А вы любите зиму? А многое знаете о зиме? Я хочу с вами поиграть. Я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать одним словом.

Упражнение «Ответь на вопросы».

Логопед. Как назвать зиму ласково?

Дети. Зимушка.

Логопед. Как называется одежда, которую мы носим зимой?

Дети. Зимняя.

Логопед. Какие птицы остаются с нами зимовать? Назовите одним словом.

Дети. Зимующие.

Логопед. Если хлеб посеяли поздней осенью, под зиму, то какой он?

Дети. Озимый.

Логопед. Зверь в лесу пережил зиму. Значит, он что сделал?

Дети. Перезимовал.

Логопед. В своих ответах вы называли слова, которые образовались от одного главного слова. Как называются такие слова?

Дети. Такие слова называются родственными.

Логопед. От какого слова образовались слова «зимушка», «зимняя», «зимовать», «озимый», «зимующие»?

Дети. Эти слова образовались от слова «зима».

Логопед. Слово «зима» - главное. Оно живёт вот в этом домике вместе с другими родственными словами. Давайте посмотрим, правильно ли мы определили главное слово и восстановим запись на домике. Дети восстанавливают запись и читают полученное слово.

Упражнение «Снежки».

Логопед. А теперь мы с вами поиграем в снежки.

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальцы, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили.

(Меняют положение ладоней – лепят.)

Круглый, крепкий,

(Соединяют кончики пальцев обеих рук.)

Очень гладкий.

(Гладят ладонью одной руки кисть другой.)

И совсем-совсем не сладкий.

(Грозят пальцем.)

Раз – подбросим.

(Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх.)

Два – поймаем.

(Приседают, ловят воображаемый снежок.)

Три – уроним.

(Встают, теряют воображаемый снежок.)

И… сломаем.

(Топают.)

Упражнение «Вспомни слова»

Логопед. У меня есть волшебный снежок, в который мы сейчас поиграем. Встаньте в круг и вспомните родственные слова к слову «зима».

Произносит слово «зима» и кидает мяч одному из детей. Тот называет родственное слово и возвращает мяч логопеду. И т. д.

Логопед. Молодцы! Вы справились с заданием, и мы можем отправляться дальше. Но что-то нам мешает. Почему так трудно идти. Отгадайте загадку.

Подморозило вчера.

Налетела мошкара.

И от этой мошкары

Стали белыми дворы. (Снег.)

Логопед. Слово «снег» живёт вот в этом домике со своими родственниками. А я вам приготовила целую корзину снега. Возьмите по одной снежинке. Что нарисовано на ваших снежинках? Назовите.

Дети помещают на панно снежинки и называют слова «снег», «снежинка», «снегурочка», «снеговик», «подснежник», «мороженое», «снегирь».

Вы назвали много слов похожих по значению и звучанию. Все со мной согласны? Нет ли здесь лишнего слова? Дети называют слово «мороженое» и помещают его на другое панно.

Как мы назовём эти слова.

Дети. Это родственные слова.

Логопед. Давайте определим главное слово и восстановим запись на втором домике. Дети собирают слово «снег» из рассыпанных слов.

Как много снега!

Упражнение «Снег» (Ф. П.)

Как на горке снег, снег.

И под горкой снег, снег.

И на шапке снег, снег.

И на шубке снег, снег.

На перчатках снег, снег.

На сапожках снег, снег.

Всё бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот весёлые деньки.

Все на лыжи и коньки. (Дети выполняют движения по тексту)

Упражнение «Назови семью».

Логопед. Ой, ребята. А слово «мороженое» совсем загрустило. Наверное, надо позвать его семью. Назовите родственные слова к слову «мороженое». Дети называют родственные слова.

Молодцы, порадовали слово «мороженое», а теперь давайте определим главное слово в этой семье. В этом вам поможет ребус.

Дети разгадывают ребус, объясняют алгоритм решения и восстанавливают запись на третьем домике.

Упражнение «Назови лишнюю картинку и составь предложение».

Логопед.

Наше путешествие подошло к концу. Мы побывали в гостях у некоторых семей. Чтобы проверить, как вы запомнили жителей волшебной страны, я приготовила карточки с заданием. Но метель разбросала конверты. Помогите мне собрать их. Наташа, возьми конверт, который лежит на столе. И т. д… под столом, за столом, перед столом, справа от стола, слева от стола. Дети берут конверты, достают карточки и называют лишнее слово.

Составьте предложение с лишними словами, чтобы им не было одиноко.

Логопед. В какой стране мы сегодня побывали?

Дети. Мы побывали в стране родственных слов.

Логопед. Какие слова называются родственными?

Дети. Родственными называются слова, похожие по звучанию и значению.

Логопед. Правильно. А сейчас вы пойдёте на прогулку и попробуете найти на улице наших добрых знакомых – родственные слова.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря однокоренных и родственных слов Игра «Волшебный паровозик» Цели: • расширение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Посуда»; • развивать умение образовывать.

Физкультурно-логопедическое занятие «Поход в сосновый бор» в подготовительной к школе группеФизкультурно-логопедическое занятие «Поход в сосновый бор» в подготовительной к школе группе Кудашкина Л. А. Логопед МБДОУ № 50 д/с «Журавушка» г. Канск Красноярского края; Пономарева И. А. Инструктор по физвоспитанию. Цель: закрепление.

Итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе «В стране правильной речи»Итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе «В стране правильной речи» Итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе «В стране правильной речи» Тема: Путешествие по стране Грамотной речи. Цели:.

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «В стране математики» Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «В стране математики» Цель: формирование элементарных математических представлений.

Конспект открытого урока «Путешествие по стране сказок» в подготовительной к школе группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 115» Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Солнышко» по теме: «Путешествие.

Конспект по ФЭМП в подготовительной к школе группе «В стране математике» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «В стране математике» Цель: формирование элементарных математических представлений.

Конспект занятия по математике «В стране математических наук» в подготовительной к школе группе .

Логопедическое занятие «Осень» в подготовительной группе Логопедическое занятие в подготовительной группе «Осень». Цель: Уточнить и закрепить знание детей об осенних явлениях в природе, активизировать.

Рецензия на логопедическое занятие в подготовительной группе Рецензия на занятие с учителем-логопедом в подготовительной к школе группе Тема: Звук [х], буква Х (закрепление) Дата проведения занятия:.

Сценарий выпускного праздника в подготовительной к школе группе «Вовка в сказочной стране» Действующие лица: ведущие, Василиса Премудрая, цыгане, Вовка, царь, султан. Звучит торжественная музыка. Выходят ведущие. 1 ведущая: Ах,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе «В стране родственных слов»
Опубликовано: 8 января 2019 в 15:20
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 февраля. День весеннего оформления интерьеров на МААМ

Весна – не просто одно из четырёх времен года. Это – новая жизнь. Это волшебная пора, когда оживает вся природа, с каждым днём всё сильнее пригревает ласковое солнце, щебечут радостно птицы на ветках, всё...

29 февраля. Праздник Бабы-Яги и Кощея Бессмертного на МААМ

Без этих отрицательных персонажей русские народные сказки не были бы...

Стихотворение «Мой День Рождения»
Мой День Рождения Предлагаю стихотворение своего сочинения про самый счастливый детский день. Не судите слишком строго. Просто готовилась к Дню Рождения...
Мастер-класс для родителей «Рисуем и играем»
Организация образовательной деятельности дошкольников среднего возраста по художественно- эстетическому развитию через игровую деятельность[/h3] составила...
Сценарий на Масленицу в детском саду для детей старшего дошкольного возраста
Все дети заходят в зал под весёлую музыку, и исполняют песню Разрумяными блинами Мы Весну встречаем с вами Чучело Зимы сжигаем, В хороводе...