Марина Михайлова
Логопедическое занятие в старшей группе «Звук [Ж] и буква Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие в старшей группе
Провела учитель - логопед Михайлова Марина Александровна
Тема: Звук и буква Ж
Цели занятия :
Коррекционно-образовательная:
научить детей характеризовать звук Ж по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно-развивающие:
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
Публикация «Логопедическое занятие в старшей группе „Звук [Ж] и буква Ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
упражнять в анализе слов и предложений;
развивать фонематические процессы.
Коррекционно-воспитательная:
воспитывать у детей умение выслушивать товарищей, не перебивая их.
Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ж; буква Ж, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.
Ход занятия
Организационный момент.
Повторить за логопедом
За-за-за – зя-зя-зя
Зу-зу-зу –зю-зю-зю
Зы –зы-зы – зи-зи-зи.
Развитие мимических мышц.
У Валюши и Ванюши Щеки, словно шар воздушный. Надуть щеки.
А у Пети и у Гали — Худенькими щеки стали. Втянуть щеки.
Рассердились Петя, Галя, Сильно брови хмурить стали. Нахмурить брови.
Развитие артикуляционной моторики.
Имитация жевания.
«Поцелуй» (5 раз).
«Лопаточка».
«Вкусное варенье».
«Маляры».
Работа над развитием дыхания и голоса.
Упражнение «Дровосек» : ноги на ширине плеч,
руки вдоль туловища, поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — медленный выдох. Повторить 3 раза.
Работа над голосом: произносить предложение, используя повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию:
Увидали мы ежа.
Увидали мы ежа?
Увидали мы ежа!
Объявление темы занятия.
Логопед (выставляет картинку для звукоподражания) : К нам летит веселый жук и поет веселую песенку: «Ж-ж-ж». Повторите этот звук. Он будет гостем на нашем занятии.
Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение звука Ж с наблюдением за положением артикуляции в зеркале. Характеристика артикуляции звука Ж :
губы вытянуты бубликом, рупором;
кончик языка поднят за верхние зубы, к альвеолам;
боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
горлышко дрожит, вибрирует.
Звук Ж — согласный, всегда твёрдый, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.
Связь звука и буквы.
Ребята, а как вы думаете на кого похожа буква Ж….
Посмотри-ка: буква Ж На жука похожа,
Потому что у нее Шесть жучиных ножек.
В. Кожевников
Физкультминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Руки вверх мы поднимаем —
Раз, примерно, целых пять.
А подняв, не забываем Опускать их вниз опять.
Поворачиваем тело То направо, то налево.
Развитие фонематического слуха.
Давайте поиграем в игру: «Внимательные ушки».
- Приготовьте свои ладошки, я буду называть слова, а когда вы услышите в слове звук «ж», хлопните в ладоши. Будьте внимательны.
Ножницы, шкаф, кружок, вершок, петушок, творожок, пирожок щука, чижик, шажок, железо, зонт, желудь, кошка, кожа, мороженое, пассажир.
Закрепление звука в словах.
Игра: «Поезд»
Работа в парах Ребята давайте разделимся на пары и послушаем внимательно задание.
На столе лежат картинки, дети должны определить, где находится звук «ж», в начале в середине или в конце слова и распределить по вагонам поезда (жук, жираф, морж, медвежата, уж, ежата).
Определение места звука Ж в словах : выбираются капитаны команд, один из капитанов должен отобрать картинки, в названии которых звук Ж находится в начале слов, а другой — в середине.
Закрепление звука в предложениях.
Составьте предложение со своими картинками.
Закрепление звука в тексте.
ребята, рассмотрите картинку и послушайте внимательно рассказ
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.
Закрепление произнесения звука в слогах
Музыка с видиорядом
Итог занятия.
Логопед : Какой звук повторяли вслед за жуком? Какой это звук? Где находится звук Ж в слове журнал, а где — в слове пожар?
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам больше всего понравилось?
- А в чем были трудности?
Оценка работы детей.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
- Спасибо ребята вы все сегодня хорошо работали.
Домашнее задание.
К занятию 30 (альбом 2, с. 24-25).
Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 3, с. 20-21)
Игра «Прибавляй слог». Прибавить слог ЖОК и назвать все слово: фла., сне., дру., утю., сто., пиро., кру.
Звуковой анализ слов жук, жать с выкладыванием схемы.
Игра «Хлопай, не зевай». Произносится ряд слов, хлопать на слова со звуком Ж.
Подобрать картинки к слоговым схемам. Картинки: жук, жаба, жакет, жилет, моржи. Педагог выкладывает на магнитной доске слоговую схему. Дети должны подобрать соответствующую картинку.
Составить предложения со словами моржи и жакет. Проанализировать и выложить схему.