Анастасия Степанова
Логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в средней коррекционной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Весна»
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Весна». Совершенствование грамматического строя речи (составление простого распространенного предложения с опорой на картинку).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания, фонематических представлений, тонкой моторики, координации речи с движением, памяти, мышления. Развитие творческого воображения
Публикация «Логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в средней коррекционной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитания любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Корзина, сюжетные картинки по теме «Признаки времен года», картонные круги красного, желтого, зеленого и белого цветов. Компьютер, подготовленные слайды: капель, птицы, ручей, сопровождающиеся звуками, слайд о весне, бумажные кораблики, большой таз с водой, доска и цветные маркеры.
Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за признаками весны.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Совершенствование грамматического строя речи (составление простого распространенного предложения с опорой на картинку).]
Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках и предлагает выбрать картинки. Дети выбирают картинки, благодарят логопеда и проходят в кабинет.
Логопед. Расскажите о том, что делают дети у вас на картинках.
1-й ребенок. Дети собирают разноцветные листья.
2-й ребенок. Малыши катаются на санках.
3-й ребенок. Мальчики пускают кораблики в ручейке.
4-й ребенок. Девочки купаются в озере.
Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо рассказали о том, что делают дети.
2. Игра «Разноцветные круга». [Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи. ]
Логопед помещает на наборное полотно разноцветные круги. В центре каждого круга наклеена «липучка». Картинки, которые получили дети, тоже снабжены «липучками».
Логопед. А теперь давайте подумаем, какое время года на каждой из ваших картинок, как об этом можно догадаться.
1 -й р е б е н о к. Осенью листья разноцветные. У меня на картинке осень.
2-й ребенок. Зимой выпадает много снега. У меня на картинке зима.
3- й ребенок. Весной тает снег и бегут ручейки. У меня на картинке весна.
4- й ребенок. Летом можно купаться и загорать. У меня на картинке лето.
Логопед. Вы очень хорошо объяснили, какое время года на каждой картинке. Теперь мы можем поиграть в игру «Разноцветные круги». Посмотрите на них. Подумайте и объясните, какой круг подходит для времени года на вашей картинке.
1 -й р е б е н о к. Для осени подходит желтый круг. Осенью желтеют листья.
Логопед. Правильно. Прикрепи свою картинку на желтый круг.
2-й ребенок. Для зимы подходит белый круг. Зимой много белого снега.
Логопед. Верно. Прикрепи свою картинку на белый круг.
3-й ребенок. Для весны подходит зеленый круг. Весной появляются зеленые листики и зеленая травка.
Логопед. Отлично. Можно закрепить свою картинку на зеленом круге.
4-й ребенок. Для лета остался красный круг. Летом светит красное солнышко.
Логопед. Аеще лето называют красным. Прикрепи свою картинку на красный круг. Вы все отлично сделали. Похлопайте себе. Сегодня мы поговорим о весне.
3. Игра «Чей звук?». [ Развитие фонематических представлений, внимания, памяти, творческих способностей, чувства ритма. Расслабление и концентрация на теме. ]
Логопед приглашает детей к столу, где стоит компьютер.
Логопед. А сейчас мы с вами попробуем догадаться что это за звуки и в какое время года мы их можем услышать! И мы с вами попробуем изобразить их.
Логопед включает шум капели и через некоторое время появляется картинка весенней капели.
Логопед. Кто догадался, чей это звук?
1-й ребенок. Мы слушали звук капели
Логопед. Верно, что изображено на картинке?
2-й ребенок. На картинке капель
Логопед. В какое время года бывает капель?
3-й ребенок. Капель бывает весной
Логопед. Хорошо, молодцы! А теперь попробуем изобразить шум капели руками, повторяйте за мной. Под музыку трем ладони и хлопаем (звучит шум капели).
Дети повторяют движения под шум капели.
Логопед. Ребята, подумайте а как ещё можно изобразить капель?
4-й ребенок. Можно потопать ногами.
Логопед. Хорошо, давайте попробуем, топаем ногами. Молодцы!
А теперь слушаем следующую мелодию. Логопед включает журчание ручейка, через некоторое время появляется картинка. Чей это звук?
1-й ребенок. Мы слушали звук ручья
Логопед. Правильно, а что на картинке? И когда бывает?
2-й ребенок. На картинке ручей
3-й ребенок. Журчит ручей весной.
Логопед. Молодцы! повторяем за мной под музыку, по лицу ладошками проводим сверху вниз. Звучит журчание ручья и дети выполняют упражнение.
А как ещё можно изобразить ручей?
4-й ребенок. Можно сначала по одной руке провести ладошкой, затем по другой.
Логопед. Попробуем, вот здорово у на получается. Логопед включает пение птиц
Логопед. Чей звук?
1-й ребенок. Мы слушали пение птиц. Весной они прилетают из теплых стран.
Логопед. Повторяем за мной под музыку. Ушки растираем вверх вниз. Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки. Вы молодцы!
4. Составление предложений о весне. [Совершенствование грамматического строя речи, развитие памяти, воображения и творческих способностей].
Логопед предлагает детям пройти и сесть на свои стульчики, открывая на компьютере картинку о весне.
Логопед. Сейчас я вам расскажу о весне, признаках весны, уберу картинку, затем каждый из вас придумает свое предложение о весне, не повторяя друг за другом, будет выходить говорить и рисовать на доске.
«В лесу весной»
Наступила весна. Пригрело солнышко. На лесной полянке растаял снег и появилась зеленая травка. На деревьях появились почки. Скоро распустятся первые листочки. Проснулись жучки. В лесу весело защебетали птицы. Хорошо весной в лесу.
Это мой рассказ, вы можете придумать своё предложение и нарисовать его. Логопед приглашает ребенка к доске.
1-й ребенок. Весной солнышко светит ярко, пригревает. Ребенок рисует солнце с длинными лучами.
2-й ребенок. Весной журчат ручьи. Ребенок рисует ручей
3-й ребенок. С крыш свисают сосульки. Рисует.
4-й ребенок. На деревьях появились почки. Рисует. Если не получается нарисовать, логопед помогает.
Логопед. Какая у вас красивая получилась картина о весне. Вы молодцы, похлопайте себе!
5. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Разноцветные кораблики». [Формирование направленной воздушной струи. ]
Логопед приглашает детей к тазу с водой, стоящему на столике, и предлагает детям присесть на корточки вокруг стола.
Логопед. Опустите кораблики в воду. Сейчас мы проведем соревнование. Посмотрим, чей кораблик дальше уплывет. Вы будете делать вдох и дуть по моей команде на парус своего кораблика. Помните, что нужно вытянуть губы трубочкой и не раздувать щеки.
Логопед следит за тем, чтобы паруса корабликов были расположены на уровне ртов детей. Упражнение выполняется 3—4 раза. Затем логопед предлагает достать кораблики из воды и положить на стол для просушки.
6. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед. О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети. О весне.
Логопед. Что вам понравилось делать на занятии?
Дети перечисляют игры и задания, которые им было интересно выполнять. Логопед оценивает работу каждого ребенка и дарит бумажные кораблики.
Использованная литература:
-Н. В. Нищева «Подгрупповые логопедические занятия в средней группе…» 2007.
-Л. Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» 2007
- О. Е. Громова и др. «занятия по развитию речи»2008