Лучший педагог года

Картотека «Логоритмические игры и упражнения»

Ольга Дармаева
Картотека «Логоритмические игры и упражнения»

«Логоритмические игры и упражнения»

«Поющий мяч - 1»

Дидактические задачи: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса.

Игровой материал: мяч.

Публикация «Картотека „Логоритмические игры и упражнения“» размещена в разделах

Методика проведения. Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей, сидящих в кругу. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя.

«Поющий мяч - 2»

Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, способности к со-трудничеству в группе, умения устанавливать и удерживать зрительный контакт.

Игровой материал: мячи разного типа и размера. Можно

использовать и другие предметы, например, мешочки с фасолью или обручи, чтобы перекатывать по полу.

Методика проведения. Группа садится в круг, один участник с инструментами находится вне круга. Группа решает, каким из инструментов будет подаваться сигнал кидать мяч, а каким — его катить. Участники перебрасывают или перекатывают друг другу мяч в зависимости от того, на каком инструменте играет сидящий вне круга.

Движение мяча сопровождается вокальной импровизацией с использованием гласных звуков.

«Волшебный клубок»

Дидактические задачи: воспитание равномерного звучания с опорой на зрительные ориентиры, обучение пению на мягкой голосовой атаке.

Игровой материал; дети держат в руках мягкие шерстяные клубки.

Методика проведения. Дети по очереди начинают пропевать определенный звук, разматывая при этом нитку. Возможность вытянуть более длинную нитку стимулирует соответствующую протяженность звучания. Обрыв нити связан с прекращением звучания голоса. Выигрывает тот ребенок, чья ниточка окажется длиннее. Затем из полученных ниток различной длины выкладывается на фланелеграфе партитура, которую дети коллективно озвучивают. Направление мелодии определяет педагог с помощью дирижерских жестов. После того как дети поняли, что длина нити зависит от продолжительности звучания голоса, на полу выкладываются различные узоры из ниток, дети их «озвучивают».

«Мыльные пузыри - 1»

Дидактические задачи: развитие динамического диапазона, зрительного внимания.

Игровой материал: мыльные пузыри.

Методика проведения. Педагог выдувает мыльные пузыри. Детям предлагается выбрать взглядом какой-нибудь пузырь и сопровождать его звуком определенной высоты. Как только пузырь исчезает, звук прекращается.

«Приветствие»

Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движений.

Музыкальный материал: попевка на материале имен, строится на тоническом трезвучии.

Методика проведения. Педагог: «Поздороваемся, споем: здрав-ствуй-те!». Педагог показывает «лесенку» правой рукой или перемещает руки по схеме: голова, плечи, туловище. «А теперь поздороваемся ручками и ножками» (отхлопывает и протопывает ритмическую структуру слова). Дети выполняют все действия по образцу. то Затем педагог обращается к каждому ребенку: «Ты кто?» (пропевает на двух нотах и прохлопывает слоговую структуру слов). Дети: «Ва-ся, Ка-тя и т. д.» (также поют и хлопают).

«Птичка»

Дидактические задачи: развитие музыкального слуха, певческого диапазона, координации речи и движений.

Игровой материал: резиновые птички по количеству детей, глиняная сви-стулька, бусинки (зернышки).

Музыкальный материал: «Птичка летает» музыка А. Аренского.

Методика проведения. Звучит пьеса «Птичка летает», музыка А. Аренского. Педагог: «Прислушайтесь, кто это к нам прилетел?»

Дети: «Это птичка».

Педагог с детьми встают в круг и поют песенку с использованием имен всех детей. Птичка поочередно оказывается на ладонях каждого из детей. Музыкальный руководитель сопровождает пение игрой на глиняной свистульке:

«Птичка прилетела, на ладошку села, Нашему Никите песенку пропела: - Ля — ля —ля — ля, вот и песня вся».

Педагог: «Давайте ее покормим», рассыпает по полу зернышки. Дети подбирают их и вкладывают в клювик своей птичке, пропевая по образцу: «Клю — клю — клю».

«Мышеловка»

Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, голосового диапазона, чувства темпа и ритма.

Музыкальный материал: 1 ч. — попевка на двух нотах, 2 ч. — «Латвийская полька» музыка А. Жилинского или любая энергичная музыка.

Методика проведения. Часть детей составляет круг — мышеловку. Они стоят, держась за руки и высоко подняв их. Остальные дети — мышки. Дети, стоящие в кругу, поют, ладонями отхлопывая ритмический рисунок мелодии по внешней поверхности бедра:

«Все спят. Та — та,

Детки спят. Ти—ти — та,

Волк спит. Та-та,

Мишка спит. Ти-ти — та,

Только мышки не спят, Ти-ти — та — ти-ти — та,

Они кушать хотят, Ти-ти — та — ти-ти — та,

В мышеловку глядят». Ти-ти — та — ти-ти — та.

После этих слов звучит музыка, и мышки начинают бегать, суетиться, пи-щать «с- с-с-с», - выбегать из круга. По окончанию звучания музыки мышеловка захлопывается — дети опускают руки. Часть мышей остается пойманной. Дети меняются ролями или играют до тех пор, пока все мышки не будут переловлены.

«Белка»

Дидактические задачи: развитие чувства ритма, голосового диапазона.

Методика проведения. Дети отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают:

«По деревья скок, скок, IIII I I

Да орешки щелк, щелк, IIII I I

Кто же это? Отгадай! IIII II I

Это белка, так и знай!» IIII II I

«День и ночь»

Дидактические задачи: различение контрастной музыки и развитие звуко-высотного слуха.

Игровой материал: газовые платки.

Музыкальный материал: «Колыбельная» музыка Н. Римского-Корсакого, «Полька» С Майкапара или любая двухчастная форма.

Методика проведения. Звучит первая часть музыкального произведения (день). Дети двигаются с газовыми платками врассыпную по залу. Музыка останавливается. Звучит вторая часть - таинственная неторопливая музыка (ночь). Движение прекращается. Педагог проводит с детьми перекличку:

-Тук, тук, тук!

- Кто стучится?

- Ночь

- Что принесла?

- Чай со звездами! (звучит)

Каждый ребенок поет «голосом» своей звездочки (любые гласные звуки или слоговые цепочки). Звезды могут медленно перемещаться, стараясь услышать звук «соседней звезды».

«Прогноз погоды»

Дидактические задачи: развитие динамического диапазона, наглядно-образного мышления.

Игровой материал: карточки с изображением различных погодных явлений, театральные шумы.

Музыкальный материал: фонограммы театральных шумов.

Методика проведения. Упражнение проводится в несколько этапов:

Первый этап.

Детям предлагается прослушать фонограмму, на которой звучит «прогноз погоды» в форме театральных шумов. После прослушивания дети рассказывают о предстоящей погоде.

Второй этап.

На фланелеграфе при помощи карточек выкладывается прослушанный «прогноз погоды».

Третий этап.

Детям предлагается «озвучить» карточки с помощью голоса.

«Разгони-ка тучи»

Дидактические задачи: развитие интонационной устойчивости и эмоцио-нальной выразительности пения, координированного с движениями.

Музыкальный материал: мелодия с характерной звуковысотной линией (2-3 ноты).

Методика проведения. Дети перед началом пения делятся на две группы. Одна группа разгоняет тучи, а другая группа должна изображать тучи и петь за них. Дети, разгоняющие тучи, громко поют в мажоре и энергично машут руками, как бы «разгоняя тучи».

«Плаксы! Неряхи! Грязные рубахи! Солнце вы закрыли,

Небо засорили, Землю промочили, Убирайтесь прочь!»

Ответ туч поётся тихо, жалобно, в миноре:

«Что вы, ребята! Мы не виноваты. Нелегко на небе жить,

Как же нам не плакать, горьких слез не лить? Нас ведь солнце обжигает,

Ветер в клочья разрывает, Молния колет,

Черный гром пугает».

«Лепешки»

Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, координации пения и движений.

Музыкальный материал: русская народная попевка «Лепешки». Певческий диапазон — секунда.

Методика проведения: Педагог: «Давайте испечем лепешки».

Первый этап.

Дети поют, показывая высоту звука. Левая ладонь перед собой, большой палец смотрит вверх. Указательным пальцем правой руки на высокий звук дотрагиваются до кончика большого пальца левой руки, на низкий звук — до кончика указательного пальца левой руки.

«Принесу мучицы,

Подолью водицы,

Испеку лепешек,

Для ребяток — крошек».

Второй этап.

Попевка исполняется в парах. Педагог сопровождает пение игрой на металлофоне. Дети стоят напротив друг друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены к ладоням другого. При пении они поочередно меняют положение рук. Первый ребенок хлопает по рукам партнера и переворачивает руки ладошками вверх. Затем второй ребенок хлопает по рукам партнера и переворачивает руки ладошками вверх.

Инструментальное музицирование «Музыка на кубиках»

Дидактические задачи: развитие зрительно-двигательной координации, чувства ритма.

Игровой материал: 4 кубика, на плоскостях которых записаны простейшие ритмические схемы, музыкальные инструменты.

Музыкальный материал: народная плясовая мелодия «Ах, вы сени».

Методика проведения. Ведущий бросает кубик, дети читают ритмическую запись на оказавшейся сверху стороне, используя ритмослоги (та — та, ти-ти-ти — та). Затем воспроизводят предлагаемый ритмический рисунок хлопками в ладоши и исполняют на инструментах. Педагог предлагает детям подобрать слово, отвечающее заданной ритмической схеме. Выбор слов определяется изучаемой лексической темой. Подобранные слова помогают тем детям, которые не могут быстро ориентироваться по схемам во время игры в оркестре.

«Камушек, орешек, желудь или шишка»

Дидактические задачи: развитие тактильного восприятия, репродуктивного мышления, чувства ритма.

Игровой материал: «мешочек с сюрпризами» - шишки, орехи, желуди, каштаны.

Методика проведения. Перед игрой педагог вместе с детьми фантазирует, будто они пришли в лес, в котором ночью был сильный ураган. По всему лесу разбросаны шишки, желуди, орехи, колючие каштаны. Ребятам предлагается наощупь с закрытыми глазами определить, что находится рядом с ними. Тот, к кому подходит педагог, должен назвать свою находку, определяя, какому дереву принадлежит найденный плод. Игра заканчивается инструментальным музицированием с этими предметами по партитуре или показу педагога.

«Телеграф»

Дидактические задачи: развитие тактильно-кинестетической памяти, мыш-ления, чувства ритма.

Методика проведения. Дети стоят друг за другом («паровозиком»). Дети по очереди отстукивают ритмический рисунок, заданный педагогом, по спине впереди стоящего. Последний в строю ребенок прохлопывает ритм в ладоши. Педагог оценивает результат. Затем все дети прохлопывают ритм и подбирают слова на определенную лексическую тему с данной ритмической структурой.

«Телевизор»

Дидактические задачи: развитие зрительной памяти, умения воспроизво-дить заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: «телевизор», ритмические блоки, тематические картинки, музыкальные инструменты или их заместители.

Музыкальный материал: музыкальные фрагменты различных размеров (марш, полька, русская народная плясовая, вальс, чарльстон, тарантелла).

Методика проведения. Игра проводится в два этапа:

Первый этап.

Педагог просит запоминать детей, что им покажут по телевизору. На экране появляется определенный ритмический рисунок, дети его запоминают, в затем поочередно его воспроизводят, используя музыкальные инструменты или их заместители.

Второй этап.

Педагог открывает несколько картинок, а дети выбирают ту, звуко-слоговой структуре слова которой соответствует заданный ритмический рисунок.

Речедвигательные упражнения.

Дыхательно-артикуляционный тренинг «Говорливый ручеек»

Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики.

Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам - динь-динь-динь, по корягам - буль-буль-буль, по осоке — ттт-ттт-ттт-ттт».

«Гудок»

Дидактические задачи: развитие слухового и зрительного внимания, силы и длительности речевого выдоха.

Игровой материал: фонограмма театрального шума «Поезда».

Методика проведения. Педагог сообщает детям: «Сегодня мы отправимся в путешествие, на чем же мы поедем?»

Звучит театральный шум «Поезда». Дети определяют, на чем они поедут, считают, сколько паровозиков их повезут и подражают гудку паровоза. Сила звука регулируется дирижерским жестом: «У — у!».

«Повтори-ка»

Дидактические задачи: воспитание удлиненного речевого выдоха, развитие просодических компонентов речи.

Методика проведения. Педагог предлагает повторять за ним текст эхом. Каждый раз количество слов во фразе увеличивается. Дети должны произносить фразу на одном дыхании.

1. Парк. Парк, слушай.

Парк, слушай песню.

Парк, слушай песню ветра.

Парк, слушай песню ветра «у-у-у-у» (вокальное музицирование с использованием партитуры).

2. Снег.

Снег скрипит. Снег скрипит от мороза.

Снег скрипит от мороза кгх-кгх-кгх (звуковая импровизация).

З. Дождь.

Дождь поет. Дождь поет песню.

Дождь поет песню осени (ритмическая импровизация с использованием шумовых инструментов).

«Ветер, ветер.»

Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.

Методика проведения. Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.

У Весны ветер ласковый и нежный, теплый - ф-ф- ф-ф.

У Лета - жаркий, согревающий - х-х-х.

У Осени - прохладный - с-с-с.

У Зимы - холодный, студеный - в-в-в-в.

Вдох производится носом, выдох ртом - без напряжения. Для создания образа теплого ветра, дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом, через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.

«Чудак»

Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха, эмпатии.

Игровой материал: бумажный осенний листок, снежинка, тучка, птичка,

воздушный шарик.

Методика проведения. Педагог читает стихотворение:

«Там, на холмах, сидит чудак, Сидит и дует так и сяк.

Он дует вверх,

Он дует вбок,

Он дует вдоль и поперек»

Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.

«Кричалки»

Дидактические задачи: развитие силы и длительности речевого выдоха раскрепощение голосового аппарата. Игровой материал: ударные музыкальные инструменты.

Методика проведения. Перед началом игры педагог просит детей назвать слова по изучаемой лексической теме. Затем каждому ребенку предлагается проговаривать «свое» слово, ориентируясь на действия педагога.

Первый вариант.

Звучание ударного инструмента сопровождается одновременным проговариванием слов. Громкость произношения определяет сила звучания инструмента.

Второй вариант.

Педагог объясняет, что положение рук в пространстве является регулятором громкости. Когда руки поднимаются вверх — звук усиливается, ^когда руки опускаются вниз — звук становится тише, когда руки сжаты «в замок» — тишина. Можно разделить детей на группы, поставив одну слева, другую справа от педагога. Таким образом, группы детей будут ориентироваться на левую и на правую руку педагога.

«Муравейник»

Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики и мимики, слуховой памяти.

Игровой материал: муравейник и муравьи, пиктограммы.

Методика проведения. Педагог рассказывает детям историю: «В муравей-нике живет много муравьев. Однажды утром, когда проснулось солнышко, деревья зашумели своей листвой, желая всем жителям леса "Доброго утра", обогрело солнышко и муравейник.»

Дети теплым воздухом дуют на муравейник (открытым ртом «х-х-х»).

«Проснулись муравьи, зашевелились (приставить палец к щеке и обвести вокруг него языком изнутри, слева и справа) и стали вылезать из муравейника. Первым появился маленький муравьишка и очень удивился: «О!», затем вылезли хмурые взрослые муравьи и посмотрели по сторонам: «У!».

Педагог играет различное количество звуков, вызванный ребенок ставит рядом с муравейником картинки с соответствующим количеством муравьев, а остальные дети, мимически воспроизводят пиктограмму и произносят звук, указанный на карточке.

«Машинки»

Дидактические задачи: раскрепощение голосового аппарата, развитие артикуляционной моторики, слухового внимания и быстроты реакции. Методика проведения. Игроки сидят в кругу. Педагог предлагает детям, запомнить 2 команды: «Дрынн!» и «И-и-и-и». Чтобы начать движение машинки, играющий поворачивается к своему соседу и говорит «дрынн». (Если «р» отсутствует, следует заменить «дрынн» кучерским «р» - двугубной вибрацией). Тот, к кому «приехала машина», может отправить ее дальше, повернувшись к соседу слева и повторить «дрынн», или развернуть машинку в другую сторону, сказав «и- и-и».

Игра должна проходить в быстром темпе. Звуковой сигнал движения должен быть непрерывным, то есть игрок произносит свой вариант до тех пор, пока следующий участник не продолжит звук.

«Мыльные пузыри - 2»

Дидактические задачи: активизация внимания, развитие умения выражать чувства пантомимикой, развитие произвольного выдоха.

Игровой материал: мыльные пузыри.

Музыкальный материал: «Лодочка» музыка Т. Хренникова или лю-бая неторопливая музыка с простой и ясной фразировкой.

Методика проведения. Дети вслед за педагогом имитируют выдувание мыльных пузырей, затем под неторопливую музыку передвигаются в свободном направлении по залу, подражая движению мыльных пузырей. С окончанием музыки дети садятся на пол и «замирают», наблюдая за полетом настоящих мыльных пузырей (их выдувает педагог). Звучит музыка и дети вновь «оживают». Для тренировки мягкого экономного выдоха, дети сами выдувают мыльные пузыри.

«Загадки»

Дидактические задачи: развитие слухового внимания, длительности рече-вого выдоха, интонационной выразительности.

Методика проведения. Речевой материал подбирается в зависимости от изучаемой лексической темы. Например, животные жарких стран. Педагог загадывает детям загадку: «Из кустов шипуля, за ногу тяпуля».

Дети произносят загадку несколько раз в различном темпе, используя все-возможные интонационные оттенки, затем называют отгадку (змея).

«Загадочная трубочка»

Дидактические задачи: развитие тактильной памяти, продолжительного выдоха, экономного расходования дыхания, стимулирование творческой активности.

Игровой материал: маленькие пластмассовые трубочки по количеству де-тей.

Методика проведения. Игра проводится в парах. Один ребенок дует через трубочку на протянутую ладошку другого, стоящего с закрытыми глазами.

Струя воздуха обрисовывает на ладошке простейшую фигуру или движется в определенном направлении. Ребенок, получивший соответствующее тактильное ощущение, должен воспроизвести указательным пальцем на ладони своего партнера воспринятую фигуру или направление струи. В случае правильного решения, дети меняются ролями. Парная игра заканчивается коллективной творческой работой по конструированию из трубочек определенных моделей.

Публикации по теме:

Картотека «Упражнения для автоматизации звуков [Р] и [Л]» В своей работе я использую материал, который позволяет отработать звуки р и л. Благодаря стихотворной форме, материал лучше усваивается.

Фотоотчёт «Логоритмические упражнения на логопедических занятиях»Фотоотчёт «Логоритмические упражнения на логопедических занятиях» Дащенко Оксана Алексеевна. Учитель-логопед. Тема:Логоритмика. Цель:Преодоление речевых нарушений путём развития,воспитания и коррекции двигательной.

Игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в хоккей Хоккей – командная игра. Хоккей для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры взрослых. Прежде всего, упражнениями и играми.

Картотека «Дыхательные упражнения и игры» Дыхательные упражнения и игры Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой,.

Картотека «Игры и игровые упражнения малой подвижности для старшей группы» 1.«Пропавшие ручки» Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. У меня пропали ручки. (Прячут руки за спину.).

Картотека «Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения в эмоциональной сферы» Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения в эмоциональной сферы. «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ.

Картотека «Кинезиологические упражнения» 1. Упражнения для развития мелкой моторики рук «Колечко 1». Последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми.

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей младшего дошкольного возраста Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч.

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч.

Картотека «Речевые игры и упражнения для дошкольников» Цель: коррекция речи и движения, работа по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста. Упражнение «Пильщики» (на развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека «Логоритмические игры и упражнения»
Опубликовано: 23 апреля 2019 в 05:51
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД