Получи документы

Статья «Логоритмика как одно из средств профилактики отклонений речевого развития у детей младшего дошкольного возраста»

Оксана Черкашина
Статья «Логоритмика как одно из средств профилактики отклонений речевого развития у детей младшего дошкольного возраста»

«Логоритмика, как одно из средств профилактики отклонений речевого развития мл дошк возр, в ДОУ компенсир вида»

Авторы проекта:

Затяева О. В. ,логопед

Черкашина О. П., муз рук,

1 кв к

Краткая аннотация проекта

Публикация «Статья „Логоритмика как одно из средств профилактики отклонений речевого развития у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Целью данного проекта является разработка, создание и внедрение комплексного подхода в профилактике отклонений речевого развития у детей мл дошк возр путем проведения логоритмических занятий.

Данный проект необходим детям мл возр, родителям, педагогам, так как позволит уже в раннем возрасте снизить степень проявления отклонений в речевом развитии.

В результате реализации проекта улучшится взаимодействие педагогов с родителями, повысится уровень практических знаний и умений педагогов в работе с детьми с речевыми нарушениями по логоритмике. В ходе проекта педагоги пройдут обучение по воспитанию и обучению детей на логопедической ритмике.

Ответственные за выполнение проекта: логопед, компетентный в речевых нарушениях детей раннего возраста и муз рук, имеющий опыт проведения муз-логоритмических занятий.

Всего к реализации проекта планируется привлечь 7 педагогов, 17 детей и их родителей. Длительность проекта – 1 год.

Постановка проблемы

По данным Института Коррекционной Педагогики Российской Академии Образования за 2008 год, 80% новорожденных имеют отклонения в психомоторном развитии. Как правило, у этих детей в дальнейшем выявляется задержка речевого развития. Для таких детей характерно :

• Позднее развитие фразовой речи;

• Затруднения в воспроизведении логико-грамматических конструкций;

• Нарушение пространственной ориентировки;

• Скудный словарный запас;

• Низкая познавательная деятельность;

• Полиморфные нарушения звукопроизношения.

Анализируя данные медицинского обследования в сентябре 2009 года детей раннего возраста в ДОУ компенсирующего вида, было выявлено у 15% - нарушение движений, у 4% - несформированность произвольных движений и у 81% - задержка речевого развития. По результатам обследования на начало года видно, что необходимо проводить профилактику отклонений в речевом развитии уже в младшем возрасте. Одним из средств профилактики могут служить логоритмические занятия.

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными отклонениями в развитии, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.

Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.

Благодаря предлагаемому проекту, педагоги смогут освоить новые идеи и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста, как с нормой, так и с отклонениями в речевом развитии. В результате реализации проекта прогнозируется предотвращение дальнейшего развития той или иной речевой патологии.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: разработка и внедрение комплексного подхода в профилактике отклонений речевого развития у детей мл дошк возр путем проведения логоритмических занятий.

Задачи:

1. Провести консультацию (семинар) для 10 педагогов и родителей.

2. Издать сборник муз-логоритмических занятий для муз работника и логопеда.

3. В течение года провести семейные творческие работы с привлечением 18 семей.

4. Пригласить практикующего логопеда (специалиста в данной области) для проведения практических занятий для педагогов и родителей.

5. Организация занятий совместно с родителями к концу года.

6. Диагностирование детей на начало и конец года.

7. Проведение дней «открытых дверей».

Проект будет реализовываться по трё м направлениям:

1. профилактика отклонений речевого развития.

2. создание для педагогов практико-теоретической базы.

3. работа с родителями.

Методы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 направлениях

Реализация первого направления

«Профилактика отклонений речевого развития»

Мероприятия Срок выполнения Ответственные Место проведения

Создание орг комитета 1-я неделя сентября Завед МДОУ №222

Составление списков детей 1-я неделя сентября Логопед мл гр

Подбор диагностического материала Сентябрь Логопед,

муз рук,

методист Метод кабинет ДОУ, библиотеки, интернет - сайты, магазины, опыт других специалистов

Разработка диагностических методик Сентябрь Логопед,

муз рук,

методист Метод кабинет

Информирование пед коллектива ДОУ о проекте 2-я неделя сентября Муз рук, логопед Кабинет завед ДОУ

Диагностика детей 1-я неделя октября Муз рук, логопед Кабинет логопеда, муз зал

Подготовка и проведение педсовета «Профилактика отклонений речевого развития посредством логоритмики» :

• сбор информации от предполагаемых участников

• составление и уточнение программы проекта

• определение форм предоставления информации 3 недели октября Старший воспитатель, логопед Методический кабинет ДОУ

Организационно-техническая работа 3 недели октября оргкомитет МДОУ № 222

Прослушивание и просмотр видеопособий, аудиопособий В течение года Музыкальный руководитель, воспитатели Музыкальный зал

Видеосъёмка занятий для обобщения опыта педагогов Февраль, март методист Музыкальный зал

Приглашение практикующего логопеда Октябрь, январь, апрель Логопед, заведующая ДОУ Кабинет логопеда

Реализация второго направления

«Создание для педагогов практико-теоретической базы»

Мероприятия Срок выполнения Ответственные Место проведения

Систематизирование методов проведения индивидуальных занятий 1 неделя декабря Старший воспитатель Метод кабинет

Система повышения мотивации Регулярно Зав Кабинет завед ДОУ

Проведение семинаров для педагогов Ноябрь, январь, апрель Логопед, методист, зав Кабинет логопеда

Проведение консультаций для педагогов Октябрь, декабрь, март Логопед, муз рук кабинет логопеда, муз зал

Издание методического пособия для педагогов (брошюра) Май Логопед, муз рук, методист, зав МДОУ № 222

Разработка занятий для совместного проведения с родителями Март Логопед, муз рук, воспитатели Метод кабинет

Приглашение практикующего логопеда Октябрь, январь, апрель Логопед, завед Кабинет логопеда

Проведение практических занятий для педагогов с приглашенным специалистом (практикующий логопед) Ноябрь, февраль, май Заведующая, логопед, муз руководитель Муз зал

Обобщение опыта реализации проекта для педагогов Май Му рук, логопед Кабинет логопеда

Организация совместных занятий с родителями Май Воспитатели группы мл гр

Анкетирование педагогов Декабрь, май Логопед, ст воспитатель Метод кабинет

Прослушивание аудиопособий Регулярно Муз рук Муз зал

Реализация третьего направления «Работа с родителями»

Мероприятия Срок выполнения Ответственные Место проведения

Анкетирование родителей Октябрь, май воспитатели мл гр

Проведение бесед с родителями Регулярно Логопед, муз рук, ст воспитатель Кабинет логопеда, муз зал, метод кабинет

Консультирование родителей Регулярно Логопед Кабинет логопеда

Информация в родительском уголке Регулярно Воспитатели младшая группа

Проведение родительских собраний Октябрь, январь, апрель Воспитатели младшая группа

Проведение родит собраний с участием практикующего логопеда Ноябрь, февраль, март Логопед, воспитатели Кабинет логопеда

Организация совместных занятий с родителями Май Логопед, муз рук Муз зал

Организация семейных творческих работ Регулярно Воспитатели мл гр

Проведение «Открытых дверей» Конец года Логопед, муз рук Муз зал

Организация и проведение праздника Конец года Логопед, муз рук, воспитатели, ст воспитатель Муз зал

Издание буклетов для родителей Май Логопед, методист, заведующая МДОУ

Ожидаемые результаты

При реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:

1. Улучшение состояния речи у детей мл дошк возраста.

2. Нормализация мышечного тонуса, процессов дыхания, голосоведения, координации движений, укрепление артикуляционной и мимической мускулатуры.

3. Улучшение микроклимата в педагогическом коллективе.

4. Возрастет взаимодействие в тандеме «педагог-родитель».

5. Расширение представления родителей о работе педагогов в ДОУ.

6. Повышение компетентности педагогов в работе с детьми мл дошк возр.

7. Созданные буклеты для родителей и методическое пособие для педагогов по данной теме, будут способствовать профилактике отклонений речи у детей мл дошк возр.

8. Родители получат представление о способах коррекции отклонений речи в раннем возрасте с помощью логоритмики.

Оценка результатов проекта

Оценка эффективности проекта проводится по трё м направлениям: дети, педагоги, родители.

Оценка профилактики отклонений речевого развития детей младшего дошкольного возраста отслеживается через диагностирование детей. Оценка качества овладения педагогами практико-теоретической базы проводится на семинарах, консультациях, практических занятиях, через анкетирование.

Анкетирование родителей, консультации, беседы с родителями, родительские собрания, совместные занятия позволят выявить эффективность работы в рамках проекта.

По окончании проекта планируется провести итоговое анкетирование педагогов и родителей по данной проблеме, диагностирование детей. Результаты анкетирования и диагностики детей будут проанализированы, что позволит сделать окончательные выводы по эффективности проекта.

Практическая значимость результатов

В результате осуществления проекта на базе ДОУ компенсирующего вида будет проведен эксперимент по работе с детьми раннего возраста через средства логоритмики. Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего воз в рамках проекта позволит выявить эффективность подобной работы и снизить проявления отклонений в речевом развитии детей в старшем возрасте.

Педагоги, участвующие в реализации проекта, смогут повысить уровень теоретических знаний и практических умений в работе с детьми мл возр, имеющими речевые нарушения, расширить методологич навыки работы с родителями детей, имеющими речевые нарушения.

По итогам проекта планируется разработать и опубликовать буклеты: для родителей и педагогов по профилактике отклонений в речевом развитии детей мл дошк возр. С помощью логоритмики будет создан и введен в практическое использование раздаточный материал по темам конспектов. Будут разработаны подробные конспекты логоритмических занятий и консультации для родителей и педагогов по озвученной теме. Итогом проекта станет праздник для детей и родителей, записанный на видеокамеру и изданный как практическое пособие для обобщения опыта.

Публикации по теме:

Логоритмика как средство речевого развития дошкольников ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ Гимназия № 1404 «Гамма» Дошкольное отделение «Вешняки».

Театр как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка.

Театрализованная деятельность как одно из средств развития творческой активности дошкольников Автор. Визитка. Воспитатель коррекционной группы Мишустина Ирина Васильевна, педагогический стаж – 27 лет. Кредо: лучшее средство воспитания.

Из опыта работы «Музыка — как одно из средств эффективности физического развития дошкольников» Из опыта работы музыкального руководителя МДОУ детский сад№ 4 «Радуга» п. Уразово Валуйского района Белгородской области Кудашовой Оксаны.

Коррекционное занятие с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития «Крошечка-Хорошечка» КРОШЕЧКА -ХОРОШЕЧКА. ЗАДАЧИ Коррекционо-развивающие: -развитие мелкой и общей моторики, координации, переключаемости движений, речевого.

Малые формы фольклора как одно из направлений речевого развития детей дошкольного возраста в условиях перехода к ФГОС В условиях перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования, содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей.

Массажный коврик своими руками для профилактики плоскостопия для детей младшего дошкольного возраста «Божьи коровки»Массажный коврик своими руками для профилактики плоскостопия для детей младшего дошкольного возраста «Божьи коровки» Предлагаю вашему вниманию массажный коврик который я изготовила своими руками в виде яркого зеленого листочка, из ткани, на котором живут.

Нетрадиционная техника рисования как одно из средств гармонического развития ребёнкаНетрадиционная техника рисования как одно из средств гармонического развития ребёнка Нетрадиционная техника рисования как одно из средств гармонического развития ребёнка. Для гармонического развития личности ребёнка очень.

Организация уголка безопасности как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольников .

Содержание работы по преодолению отклонений речевого развития у дошкольников с ДЦП. Консультация для учителей-логопедов У детей с церебральным параличом отмечаются множественные речевые нарушения. Они чаще всего обусловлены органическим поражением ЦНС (дизартрия,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Логоритмика как одно из средств профилактики отклонений речевого развития у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 октября 2015 в 20:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД