МААМ-картинки

Логоритмика в музыкальном воспитании детей

Елена Спасибова
Логоритмика в музыкальном воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы

Спасибова Елена Юрьевна. МКДОУ д/с №2 с. Степное

Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук, музыку и движения. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно - сосудистой, дыхательной, рече - двигательной, познавательной и др.

Публикация «Логоритмика в музыкальном воспитании детей» размещена в разделах

Логопедическая ритмика включает в себя :

- ходьбу в разных направлениях;

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции ;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание ;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа ;

- ритмические упражнения ;

- пение ;

- упражнения на развитие мелкой моторики пальцев и крупных рычагов рук.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы - тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений. Логоритмика - одно из важнейших методических средств. Она самым тесным образом связана с игротерапией, с психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом. " Главная задача логоритмики - воспитание и развитие чувства ритма через движение путём развития слухового внимания и улучшение речи путём воспитания ритма речи "(Пунина З., Брозелио Л., Кыштымова А. Ритмика для детей с расстройством слуха и речи. М., 1948).

" Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений"(Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 1985).

Говоря о логоритмике, В. Гринер отмечает, что в основу её она ставит ритм как организующий момент:". музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом". Задачи, которые ставит педагог перед детьми, используя тот или иной материал, как бы диктуется самой музыкой. " Лишь музыка, благодаря многообразию мелодической и ритмической структуры, может не только руководить движением, но и давать ему ту эмоциональную окраску, зарядку, в которой очень нуждаются наши дети логоневротики" (Самойленко Н., Гринер В., Логопедическая ритмика. М., 1941)

Если проанализировать схемы занятий по логоритмике различных авторов, то видно что в них включены различные виды музыкальной деятельности детей : пение, слушание, музыкально - ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

ПЕНИЕ включает упражнения и попевки для тренировки переферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а так же упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением.

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ (СЛУШАНИЕ) используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а так же развития волевых черт характера.

МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма и т. д.

ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики.

МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ - игры со словом, игры с пением, музыкально - дидактичиские игры и упражнения, а так же упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве; общеразвивающие упражнения для развития различных групп мышц, прежде всего для рук, мелкой моторики; упражнения, воспитывающие музыкально - ритмическое чувство; упражнения для развития внимания и памяти; упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Среди музыкально - ритмических движений на занятиях по логоритмике упражнения занимают основное место. Рассмотрим их более подробно.

Упражнения на освоение основных движений.

По тому, как ребёнок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его физическом развитии, умении координировать движения, эмоциональном настрое.

Если у ребёнка плохо развиты основные движения, то с ним весьма трудно разучивать танцы и игры : все они включают ходьбу, бег или прыжковые движения. Очень часто у детей с нарушениями речи нарушена координация движений во время ходьбы. Они бегают, наступая на всю ступню, а не на носок, не владеют поскоками, плохо прыгают. Основные разновидности движений выполняются ими некачественно. На занятиях по логоритмике мы используем упражнения на освоение разных видов ходьбы (стремительной, спокойной, пружинистой, осторожной, на носочках, с высоким подниманием колена, приставным шагом, бега (лёгкого, стремительного, пружинистого, широким шагом, с высоким подниманием колена, прыжков (на двух ногах на месте, на двух ногах с продвижением вперёд, поочерёдно на правой и левой ноге, прямой и боковой галоп, поскоки). Работа над развитием основных движений проводится на музыкальных, логоритмических, индивидуальных занятиях.

В этой работе используются:

- упражнения без музыки, чтобы дети лучше поняли и почувствовали как нужно выполнять эти движения;

- упражнения под музыку, чтобы дети не только выполняли движение, но и двигались в соответствии с ритмом музыки. Так же проводится гимнастика под музыку - это способствует развитию не только мышц, но и внимания,и музыкального восприятия.

Упражнения, развивающие ориентировку в пространстве.

Развивая ориентировку в пространстве, мы учим детей :

- ходить, бегать, прыгать друг за другом в колонне по одному, по кругу, соблюдая дистанцию;

- строиться парами, по кругу, в рассыпную, в колонну;

- ходить, прыгать, бегать парами по кругу, соблюдая дистанцию;

- строиться в колонну, шеренгу, по кругу, по углам, врассыпную;

- ходить, бегать, двигаться поскоками врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, не мешая друг другу;

- строиться в круг из различных положений: сидя, стоя в шеренге, стоя врассыпную;

- строиться в круг лицом к друг другу, спиной, боком, друг за другом;

- равномерно сужать и расширять круг;

- находить своё место в колонне: стоя и во время движения;

- ходить со сменой ведущих;

- ходить по залу, меняя направление: направо, налево, по диагонали, змейкой, противоходом;

- строиться из колонны в пары; расходиться направо - налево по одному;

- перестраиваться из пар в четвёрки, расходиться парами направо - налево;

- перестраиваться из большого круга в маленькие кружки;

- перестраиваться из одной большой колонны в две, три маленькие;

- различать правую и левую руку; расчитывать расстояние, развивая глазомер и ощущая себя в пространстве.

Развитию ориентировки в пространстве способствуют хороводы, танцы, игры и игровые задания.

Общеразвивающие упражнения.

Это упражнения для развития отдельных групп мышц и подвижности суставов. Они помогают тренировать мышцы шеи, плечевого пояса, ног, туловища; активизируют их работу; развивают быстроту, чёткость, амплитуду движений; помогают устранять некоторые физические недостатки.

Упражнения проводятся с предметами (флажки, султанчики, обручи, скакалки, мячи и т. д.) и без них. Если же какое - нибудь упражнение представляет для детей трудность, то сначала это упражнение разучивается без музыки, а затем с музыкальным сопровождением.

Среди общеразвивающих важное место занимают упражнения, способствующие совершенствованию движений рук : плавных, маховых, с реальными и воображаемыми предметами, на различие правой и левой руки, на развитие крупных рычагов рук и мелкой моторики пальцев.

Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

На большое значение этих упражнений для речевого развития детей обращается внимание в книге М. Кольцовой " Ребёнок учится говорить" (М., 1979) Она отмечает: проекция кисти руки занимает одну треть всей двигательной проекции в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно развитие мелкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Развивая мелкую моторику используются потешки, короткие стихи. Так же выполняются эти упражнения под музыку с предметами и без них.

Упражнения в танцевальных движениях.

Эти упражнения тесно связаны с общеразвивающими. Чаще они используются на музыкальных занятиях, но включаются и в логоритмические занятия.

- Лучше начинать разучивание танцевальных движений без музыки, чтобы дети хорошо освоили технику движений.

- Сложным движениям лучше обучать поэтапно. Например, "полуприсядку" хорошо начинать с обучения правильному присяданию, затем добавить выпрямление и выставление ноги на пятку и прыжок во время присядания и выпрямления. При выполнении этого движения не нужно забывать об осанке.

- Если дети не чувствуют ритма движения, можно предложить им отхлопать ритмический рисунок данного движения или проиграть его на любом ударном инструменте.

- Чтобы помочь детям лучше почувствовать темп движения в танце (построенном на ходьбе или беге, надо поупражнять их в беге или ходьбе на месте.

Детям с расстройствами речи трудно даются переменный шаг, шаг польки. Эти движения технически действительно трудны для выполнения. Они требуют хорошей координации движений, развитого музыкально - ритмического чувства и долгой предварительной работы.

Упражнения регулирующие мышечный тонус.

Мышечный тонус - состояние костно - мышечного аппарата, готовность к выполнению движений. Упражнения помогают детям сознательно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, регулировать степень их напряжения, переключать напряжение с одних мышц на другие. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, являются вспомогательными и проводятся без музыки, чтобы ребёнок мог полностью сосредоточиться на своих ощущениях и выполнять расслабление или напряжение в удобном для себя темпе.

Даются эти упражнения дошкольникам нелегко, но использовать их в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, необходимо: многим из них свойственны излишнее напряжение мышц, мышечные зажимы, плохая координация движений.

Хорошим подспорьем в работе по регуляции мышечного тонуса, а также координации движения со словом и развитию памяти может стать игра со словом.

Учитывая сложность упражнений, регулирующих мышечный тонус, педагог должен следить за тем, чтобы у детей не было мышечных зажимов, чтобы они выполняли упражнение не формально, а учились расслаблять мышцы и снимать напряжение. При этом необходимо использовать не только словесные методы, но и наглядные, прежде всего тактильно - мышечную наглядность, т. е. индивидуальную помощь педагога отдельным детям.

Упражнения, воспитывающие музыкально - ритмическое чувство.

Эти упражнения направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. Методика музыкального воспитания предоставляет прекрасный материал для работы в этом направлении: развитие музыкально - ритмического чувства, относящегося к основным музыкальным способностям, является одной из важнейших задач музыкального воспитания.

Этот материал оформляется в виде специальных упражнений или даётся в качестве составной части игр, танцев, хороводов. в начале учебного года, приступая к работе с детьми, только поступившими в логопедические группы, желательно вспомнить, что в онтогенезе формирование чувства ритма начинается с освоения темпа (от быстрого к медленному, затем метра (от двухдольного к четырёхдольному, потом к трёхдольному, позднее ритмического рисунка (от чередования одинаковых длительностей к чередованию различных длительностей). Поэтому и начинать надо с более лёгких заданий.

Развитию музыкально - ритмического чувства способствуют и игры на детских музыкальных инструментах, и пение, и музыкально - дидактические игры, танцы.

Работая над развитием музыкально - ритмического чувства у детей с речевыми нарушениями, необходимо помнить и о том, что разный ритм по - разному воздействует на их психофизическое состояние.

Так " маятниковый " ритм (в ритме колыбельной) успокаивает, поэтому музыкальные произведения такого плана полезно чаще использовать в работе с гиперактивными, возбуждёнными детьми.

Секундный " альфа - ритм" развивает внимание и память, побуждает к действию; зсторможенным детям полезно давать музыку для прыжков, активной ходьбы в темпе марша, сильных хлопков.

Упражнения, активизирующие внимание.

Внимание - это сосредоточенность на определённом объекте и направленность на него психической деятельности. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное, когда выбор объекта внимания производится сознательно.

Развитие внимания должно пронизывать все виды и формы деятельности детей с речевыми нарушениями. Говоря о характерных особенностях таких детей, логопеды, психологи и педагоги отмечают недостаточное развитие внимания и памяти, что, в свою очередь, плохо отражается на развитии мыслительной деятельности и речи. Задание на внимание являются составной частью некоторых музыкальных игр. Развитие музыкального восприятия невозможно без развития слухового внимания. Суть таких упражнений состоит в том, что дети определённым движением реагируют на определённую музыку. Надо только обязательно обговорить с детьми: что под неё делать. Педагогу необходимо воспитывать самостоятельность, особенно у неуверенных детей, которые правильно услышат, но пойдут за другими, даже если эти другие ошибаются.

Работа по развитию внимания, памяти, чувства ритма проходит не только через все виды мызыкально - двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей.

Классификация вышеуказанных упражнений носит условный характер: одно и то же упражнение способствует решению не одной, а сразу нескольких задач, одна из которых является приоритетной.

Используя то или иное упражнение, не стоит сразу добиваться его чёткого выполнения. Лучше дать несколько упражнений с одним и тем же заданием. Тогда должен сработать закон перехода количества в качество.

Чем больше двигательный опыт ребёнка, тем больше уверенности он преобретает. Кроме того, движения служат стимулом для созревания нервных связей.

Ограничение ребёнка в движении может явиться одной из причин задержки его психического развития. ". Обнаружена прямая зависимость между низкими покозателями моторики и замедлением его психического развития. В последующих наблюдениях за поведением и рарвитием этих детей была чётко установлена непосредственная связь их психического развития с уровнем двигательной активности" (Ю. Змановский // Дошкольное воспитание. 1978, №8 стр. 45).

Помимо перечисленных выше упражнений на занятиях по логоритмике используются игры со словом, созданные на основе малых форм фольклора и небольших поэтических произведений современных авторов, игры с пением, танцы с пением, хороводы. При необходимости в логоритмические занятия включаются упражнения на развитие дыхания, артикуляции, голоса, мимических движений, тактильных ощущений; игры с инструментальным сопровождением, танцы с ритмическими заданиями, игры на музыкальных ударно - шумовых инструментах; песни, а чаще небольшие распевки, включающие звукоподражания для автомотизации согласных звуков или способствующие развитию дыхания, артикуляции.

Схемы построения занятий по логоритмике.

После знакомства с работами по логоритмике (В. Гринер, Н. Рычкова, Э. Пунина, Л. Брозелео), приходишь к выводу: занятия в них даются приблизительно по одной схеме.

1 часть. Вводная, подготовительная к занятию, к речевой и моторной нагрузке (используются упражнения, способствующие развитию основных движений и чувства ритма).

2 часть. Основная. Включает разные виды упражнений на развитие внимания, координации движений, речи с движением, мышечного тонуса; чувства ритма, речевых и мимических движений, мелкой моторики, а также слушание; пение; игру.

3 часть. Заключительная. Возвращает детей к уравновешенному, спокойному состоянию (спокойная ходьба) .

Однако практика работы с детьми, страдающими различными речевыми нарушениями, показала, что можно использовать не только данную схему, но и её рарличные варианты. И это зависит от ряда причин:

1. от психофизических особенностей детей данной группы, их состояния в момент проведения занятия;

2. от коррекционных задач на данный период;

3. от времени проведения занятия в режиме дня и т. д.

Варианты построения занятий.

1 вариант.

1. Упражнения на развитие внимания и памяти, мелкой моторики, ориентировки в пространстве и т. д.

2. Игра с пением.

3. Игра на ударно - шумовых музыкальных инструментах.

4. Игра со словом спокойного характера, или хоровод, или танец с пением.

2 вариант.

Занятия строятся на разного вида упражнениях, которые были рассмотрены ранее.

3 вариант.

Занятие строится на разных видах музыкальной деятельности : пении, слушании, игре на детских музыкальных инструментах и обязательно на музыкально - ритмических движениях, которые выступают в качестве средств логопедической ритмики. При их правильном подборе занятие по логоритмике не будет традиционным музыкальным занятием, а будет в первую очередь способствовать решению коррекционных задач.

Важно следить за состоянием детей, их активностью и работоспособностью на протяжении всего занятия и при необходимости менять очерёдность занятий.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

«Инновации в музыкальном воспитании». Консультация для родителей . Инновации в музыкальном воспитании дошкольников Музыкальное развитие старших дошкольников, посещающих группы кратковременного пребывания,.

Фотоотчёт о музыкальном развлечении «Травяной чай — полезный напиток» для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о музыкальном развлечении «Травяной чай — полезный напиток» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 имени Л. Г. Венедиктовой СП МДОУ д/с №8 г. Маркса,.

Фотоотчет о музыкальном-спортивном празднике «Быть похожим на папу хочу» для детей младшего дошкольного возрастаФотоотчет о музыкальном-спортивном празднике «Быть похожим на папу хочу» для детей младшего дошкольного возраста ФОТООТЧЁТ О ПРОВЕДЕНИИ МУЗЫКАЛЬНО-СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА "БЫТЬ ПОХОЖИМ НА ПАПУ ХОЧУ"(для детей младшего дошкольного возраста) В преддверии.

Консультация для педагогов ДОУ «Что такое логоритмика» ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей» Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением.

«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях»«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях» Речь– такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Сценарий городского музыкального фестиваля для детей дошкольного возраста «Бал в музыкальном королевстве»Сценарий городского музыкального фестиваля для детей дошкольного возраста «Бал в музыкальном королевстве» СЦЕНАРИЙ ГОРОДСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «Бал в музыкальном королевстве» Автор-составитель: Гурина Т. В. музыкальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика в музыкальном воспитании детей
Опубликовано: 1 апреля 2020 в 10:25
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логоритмика в музыкальном воспитании детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Спасибова (УИ 1412590) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД