МААМ-картинки

Лоскутная мозаика как средство всестороннего развития личности

Екатерина Панова
Лоскутная мозаика как средство всестороннего развития личности
▼ Скачать + Заказать документы

Лоскутная мозаика как средство всестороннего развития личности

В эпоху компьютеризации мы совсем позабыли свои народные корни, то чем занимались долгими зимними вечерами наши бабушки и дедушки, то, что было дорого сердцу русского человека - народное творчество. В настоящее время, начинает возрастать интерес и любовь к народному творчеству, фольклору, декоративно – прикладному искусству, традициям и культуре родного края. Одним из видов народного художественного творчества является лоскутное шитье. В нем как в виде декоративно-прикладного искусства сосредоточен огромный потенциал для всестороннего развития личности. Как показывает практика, начинать создавать лоскутные изделия можно в любом возрасте, в определенной интерпретации лоскутная мозаика доступна и дошкольникам.

Публикация «Лоскутная мозаика как средство всестороннего развития личности» размещена в разделах

Знакомство детей с лоскутной мозаикой может проходить в непрерывной образовательной деятельности как индивидуально, так и коллективно в образовательных учреждениях с трех лет (второй младшей группы) и, постепенно усложняя, продолжать до школьного возраста. Существует большое разнообразие приемов работы с лоскутками. К наиболее распространенным относятся: печворк, квилт, текстильная мозаика, коллаж, аппликация и др. Аппликация (от латинского application - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. В аппликациях из разных материалов существуют одни и те же средства художественной выразительности (цвет, линия, цветовой и тональный ритмы). Аппликация, по мнению Комаровой Т. С. - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.

Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творческих способностей. Особое значение в формировании творчества имеют специфически детские виды деятельности, в рамках которых детей можно знакомить с техникой лоскутной мозаики.

Творческий потенциал лоскутного шитья как вида декоративно-прикладного искусства многогранен. Узнавая и осваивая технику работы с тканью в непрерывной образовательной деятельности, дети получают возможность познакомиться с народным художественным творчеством и искусством профессиональных художников в области лоскутного шитья. Слушая рассказ педагога, дети узнают об искусстве лоскутной мозаики, его истории, традиционных орнаментах, о народных обычаях и приметах, связанных с лоскутом. Рассматривая картинки, репродукции лоскутных изделий приобщаются к искусству, развивают эстетическое восприятие действительности. Создавая аппликации из лоскутков, разнообразных по форме, цвету и фактуре, воспитанники познают основы цветовой грамоты. Дошкольники учатся правильно называть цвета, подбирать гармоничные цветовые сочетания, различать теплые и холодные цвета, узнают такие понятия как «контраст» и «нюанс». Цвет (одно из выразительных средств в народном и декоративно-прикладном искусстве) рассматривается как важнейший компонент декоративного образа. Он не ассоциируется с конкретными признаками изображаемого предмета или явления. В каждом центре народного творчества создаются свои колористические решения художественных вещей, связанные с традиционной технологией обработки материалов, сохранением архетипов и другими условиями коллективного творчества. Достижение выразительности в декоративной работе связано с тоновым и цветовым контрастами.

В декоративной работе художники также заботятся о гармоничном соотношении цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими. Колористическое единство всех элементов орнаментов достигается с помощью цветовых контрастов или нюансов. При подборе цветовых отношений в декоративной работе учитывается размер частей рисунка, их ритмическое расположение, назначение вещи и материал, из которого она сделана. Знакомятся с основами композиции: учатся компоновать сюжеты творческих работ в предложенный формат, учатся составлять традиционные лоскутные орнаменты;

Композиция как значимое соотношение частей художественного произведения в народном и декоративно-прикладном искусстве может строиться по разнообразным схемам. Условно выделяют следующие активные элементы декоративной композиции: цвет, орнамент, сюжет (тему, плоскостное или объемное пластическое решение.

Для постижения композиционных закономерностей обязательно восприятие образа художественной вещи или пространственно-объемной композиции в целом. Перебирая лоскут разных фактур, дети развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику кисти и пальцев рук. Составляя собственные композиции и собирая картинки по образцу из маленьких элементов, дети осваивают художественную сторону лоскутного шитья. А также развивают зрительно-двигательную координацию, передвигая кусочки ткани, относительно друг друга. Работая с цветом, получая возможность добиться быстрого, яркого, красивого результата ребята получают положительный эмоциональный настрой, ощущают радость от творческого процесса, что стимулирует ребенка к творчеству. Анализируя готовый продукт своей деятельности, узнавая новые слова, определенные термины, дети расширяют свой кругозор, пополняют свой словарный запас, развивая речь. Работая в технике лоскутной мозаики, дети получают возможность творить не только индивидуально, но и заниматься коллективным творчеством, которое их сближает, учит высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению окружающих, развивает навыки культуры общения, способствует социализации детей. Готовые изделия, выполненные детьми, могут найти применение в ведущей детской деятельности, в игре. Таким образом, развивается определённая смелость и способность совершенствовать усвоенные знания в новых условиях жизни.

Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. Особую актуальность лоскутная мозаика на занятиях аппликацией может приобрести в тех регионах, в которых развита текстильная промышленность - Ивановская, Владимирская области, здесь она может выступать частью регионального компонента художественного образования детей.

Библиография

1. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. Для воспитателя дет. Сада. 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Просвещение, 1986. – 207 с., ил.

2. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 1988. – 224 с. : ил.

3. Гусакова М. А. Аппликация: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». -3-е изд., доп. И перераб. – М. : Просвещение, 1987. – 128 с. : ил.

4. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа) : Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 1992. – 143 с. : ил.

5. Комарова Т. С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. Учреждений. – М. : Мнемозона, 1995. – 160 с.

6. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание» / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др. ; Под ред. Т. С. Комаровой. 3-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с. : ил.

7. Методические рекомендации по курсу «Художественный текстиль» (раздел «Художественные особенности текстильного орнамента») / Составитель И. Г. Седова. – Шуя, Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. – 47 с., 40 илл. 6 таб.

8. Панова Е. А., Курашова Т. Н. ЛОСКУТ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5. – С. 22-23;

9. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. М. Сокольникова. - 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с. : ил., [24] л. цв. вкл.

10. https://www.rae.ru/forum2012/6/1020

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Песочная анимация как средство всестороннего развития дошкольников «Песочная анимация как средство всестороннего развития дошкольников» «Лучшая игрушка для детей – кучка песка» К. Д. УШИНСКИЙ В современных.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Консультация для родителей «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка» Консультация для родителей на тему: «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка» Подвижная игра — незаменимое.

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Консультация для воспитателей: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»[/b] Дошкольный возраст - яркая, неповторимая.

Опыт работы «Детский туризм как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 Муниципального образования Иркутской области Опыт работы.

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей в условиях ДОУ» Полноценное развитие ребенка должны обеспечить взрослые, в частности, воспитатели в детском саду. Для этого мы в своей педагогической деятельности.

Педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста». Часть 1 Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Чамзинского муниципального района.

Педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста». Часть 2 Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Чамзинского муниципального района.

Проект «Платковые куклы как средство всестороннего развития творческой личности ребенка-дошкольника» В нашем учреждении мы с удовольствием используем платковые куклы. Платковые куклы – яркие и зрелищные являются настоящим украшением театральной.

Проектная деятельность на занятиях ИЗО, как средство всестороннего развития дошкольников Проблема детской одаренности, проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лоскутная мозаика как средство всестороннего развития личности
Опубликовано: 21 января 2018 в 15:36
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лоскутная мозаика как средство всестороннего развития личности» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Панова (УИ 324622) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД