Екатерина Панова
Лоскутная мозаика как средство всестороннего развития личности
▼ Скачать + Заказать документы
Лоскутная мозаика как средство всестороннего развития личности
В эпоху компьютеризации мы совсем позабыли свои народные корни, то чем занимались долгими зимними вечерами наши бабушки и дедушки, то, что было дорого сердцу русского человека - народное творчество. В настоящее время, начинает возрастать интерес и любовь к народному творчеству, фольклору, декоративно – прикладному искусству, традициям и культуре родного края. Одним из видов народного художественного творчества является лоскутное шитье. В нем как в виде декоративно-прикладного искусства сосредоточен огромный потенциал для всестороннего развития личности. Как показывает практика, начинать создавать лоскутные изделия можно в любом возрасте, в определенной интерпретации лоскутная мозаика доступна и дошкольникам.
Публикация «Лоскутная мозаика как средство всестороннего развития личности» размещена в разделах
Знакомство детей с лоскутной мозаикой может проходить в непрерывной образовательной деятельности как индивидуально, так и коллективно в образовательных учреждениях с трех лет (второй младшей группы) и, постепенно усложняя, продолжать до школьного возраста. Существует большое разнообразие приемов работы с лоскутками. К наиболее распространенным относятся: печворк, квилт, текстильная мозаика, коллаж, аппликация и др. Аппликация (от латинского application - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. В аппликациях из разных материалов существуют одни и те же средства художественной выразительности (цвет, линия, цветовой и тональный ритмы). Аппликация, по мнению Комаровой Т. С. - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.
Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творческих способностей. Особое значение в формировании творчества имеют специфически детские виды деятельности, в рамках которых детей можно знакомить с техникой лоскутной мозаики.
Творческий потенциал лоскутного шитья как вида декоративно-прикладного искусства многогранен. Узнавая и осваивая технику работы с тканью в непрерывной образовательной деятельности, дети получают возможность познакомиться с народным художественным творчеством и искусством профессиональных художников в области лоскутного шитья. Слушая рассказ педагога, дети узнают об искусстве лоскутной мозаики, его истории, традиционных орнаментах, о народных обычаях и приметах, связанных с лоскутом. Рассматривая картинки, репродукции лоскутных изделий приобщаются к искусству, развивают эстетическое восприятие действительности. Создавая аппликации из лоскутков, разнообразных по форме, цвету и фактуре, воспитанники познают основы цветовой грамоты. Дошкольники учатся правильно называть цвета, подбирать гармоничные цветовые сочетания, различать теплые и холодные цвета, узнают такие понятия как «контраст» и «нюанс». Цвет (одно из выразительных средств в народном и декоративно-прикладном искусстве) рассматривается как важнейший компонент декоративного образа. Он не ассоциируется с конкретными признаками изображаемого предмета или явления. В каждом центре народного творчества создаются свои колористические решения художественных вещей, связанные с традиционной технологией обработки материалов, сохранением архетипов и другими условиями коллективного творчества. Достижение выразительности в декоративной работе связано с тоновым и цветовым контрастами.
В декоративной работе художники также заботятся о гармоничном соотношении цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими. Колористическое единство всех элементов орнаментов достигается с помощью цветовых контрастов или нюансов. При подборе цветовых отношений в декоративной работе учитывается размер частей рисунка, их ритмическое расположение, назначение вещи и материал, из которого она сделана. Знакомятся с основами композиции: учатся компоновать сюжеты творческих работ в предложенный формат, учатся составлять традиционные лоскутные орнаменты;
Композиция как значимое соотношение частей художественного произведения в народном и декоративно-прикладном искусстве может строиться по разнообразным схемам. Условно выделяют следующие активные элементы декоративной композиции: цвет, орнамент, сюжет (тему, плоскостное или объемное пластическое решение.
Для постижения композиционных закономерностей обязательно восприятие образа художественной вещи или пространственно-объемной композиции в целом. Перебирая лоскут разных фактур, дети развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику кисти и пальцев рук. Составляя собственные композиции и собирая картинки по образцу из маленьких элементов, дети осваивают художественную сторону лоскутного шитья. А также развивают зрительно-двигательную координацию, передвигая кусочки ткани, относительно друг друга. Работая с цветом, получая возможность добиться быстрого, яркого, красивого результата ребята получают положительный эмоциональный настрой, ощущают радость от творческого процесса, что стимулирует ребенка к творчеству. Анализируя готовый продукт своей деятельности, узнавая новые слова, определенные термины, дети расширяют свой кругозор, пополняют свой словарный запас, развивая речь. Работая в технике лоскутной мозаики, дети получают возможность творить не только индивидуально, но и заниматься коллективным творчеством, которое их сближает, учит высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению окружающих, развивает навыки культуры общения, способствует социализации детей. Готовые изделия, выполненные детьми, могут найти применение в ведущей детской деятельности, в игре. Таким образом, развивается определённая смелость и способность совершенствовать усвоенные знания в новых условиях жизни.
Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. Особую актуальность лоскутная мозаика на занятиях аппликацией может приобрести в тех регионах, в которых развита текстильная промышленность - Ивановская, Владимирская области, здесь она может выступать частью регионального компонента художественного образования детей.
Библиография
1. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. Для воспитателя дет. Сада. 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Просвещение, 1986. – 207 с., ил.
2. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 1988. – 224 с. : ил.
3. Гусакова М. А. Аппликация: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». -3-е изд., доп. И перераб. – М. : Просвещение, 1987. – 128 с. : ил.
4. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа) : Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 1992. – 143 с. : ил.
5. Комарова Т. С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. Учреждений. – М. : Мнемозона, 1995. – 160 с.
6. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание» / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др. ; Под ред. Т. С. Комаровой. 3-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с. : ил.
7. Методические рекомендации по курсу «Художественный текстиль» (раздел «Художественные особенности текстильного орнамента») / Составитель И. Г. Седова. – Шуя, Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. – 47 с., 40 илл. 6 таб.
8. Панова Е. А., Курашова Т. Н. ЛОСКУТ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5. – С. 22-23;
9. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. М. Сокольникова. - 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с. : ил., [24] л. цв. вкл.
10. https://www.rae.ru/forum2012/6/1020