МААМ-картинки

Система применения игровых педагогических технологий в работе над развитием речи

Миркина Инна
Система применения игровых педагогических технологий в работе над развитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Система применения игровых педагогических технологий в работе над развитием речи, интеллектуальных способностей и творческой активности старших дошкольников.

В сказочной стране под названием детство есть много чудес. Но самое главное чудо в ней - игра. Эту ценность созидают добрые и мудрые жители этой сказочной страны. Одним из их главных качеств является детскость. Детскость- это их волшебная палочка, которая запускает воображение, развивает мышление, направляет внимание. Детскость- это удивление и любопытство, радость от открытий, сделанных вместе с другими! Это и таинство. Таинство того, как обычный ребёнок становится открывателем, созидателем, исследователем. Таинство того, как обычный взрослый становится проводником в мир открытий, другом, который доверяет интересное и необычное и делает так, чтобы стало радостно! Дошкольный возраст уникальный период, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Именно в этот период развития детей необходимо обучение и знакомство с социальным миром в игровой форме.

Публикация «Система применения игровых педагогических технологий в работе над развитием речи» размещена в разделах

Дошкольное образование- первый уровень общего образования. Образовательные области по пяти направлениям реализуются в детской деятельности. Содержание занятий в нашем детском учреждении реализуется в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Воспитатель выбирает формы, методы, виды детской деятельности в которых будут решаться образовательные задачи в соответствии с гибким режимом, где каждый день отличается от предыдущего, где педагогическая технология выступает в качестве науки исследующей обучение и воспитание. Педагогические технологии по определению Сластёнина – это «строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий». Педагогические технологии, созданные наукой и отработанные на практике помогают нам в достижении целей образовательного процесса и в профессиональном росте. Технологии жёстко увязывают содержание, цель содержания, методы и средства, позволяющие достичь конкретного результата. Формируют основы мыслительной деятельности, системное мышление, способствуют расширению социально- познавательного пространства, творческой активности, интеллектуальной активности, познавательной мотивации и гарантируют выход ребёнка на уровень успеха, усвоение базовых данных и отрабатывают умения действовать и взаимодействовать в разных ситуациях. Ребёнок стремится к новым знаниям, ребёнок активный исследователь, экспериментатор, преобразователь. Игровые педагогические технологии - группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр подобранных педагогом в соответствии с реализацией ФГОС и в соответствии с программой ДОУ. Развивать речь детей, не включая её в какую- либо деятельность невозможно. Правильно подобранные педагогом игровые технологии – одно из средств закрепления, уточнения и расширения знаний, делает обучение более занимательным, эмоциональным, помогает повысить произвольное внимание, создаёт предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

В работе над развитием речи дошкольников, игровые технологии помогают сделать процесс обучения интересным, эффективным, занимательным. Использование их в комплексе позволяет достичь хороших результатов по обогащению словарного запаса, развитию всех компонентов устной речи детей : лексической, грамматического строя речи, произносительной стороны; связной речи- диалогической и монологической применяя технологии ежедневно в различных формах и видах детской деятельности. Дидактическая игра - основной вид игр в работе над развитием речи. Это игровой метод и форма обучения детей, самостоятельная игровая деятельность, средство всестороннего воспитания ребёнка. Подразделяются на виды: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры. Используя театрализованные игры можно решить практически все задачи речевого развития детей.

Театрализованные игры делят на игры-драматизации, режиссёрские игры. В играх драматизациях- ребёнок сам создаёт образы, он сам артист. (игры- имитации образов животных, людей, литературных персонажей; инсценировки произведений; ролевые диалоги по тексту; игры-импровизации, разыгрывание сюжетов без подготовки; постановки сказок, разыгрывание сценок из произведений). В режиссёрской игре ребёнок «сценарист» он управляет куклами, или предметами- заместителями комментирует сюжет. Озвучивает персонажей своих постановок. Использует настольный, пальчиковый, плоскостной, пальчиковый театр, куклы бибабо, кукольный театр, театр игрушек.

Сюжетно-ролевые игры предполагают использование ребёнком выразительных средств речи (интонации, звукоподражание, громкость, эмоциональная сторона) Ребёнок учится планировать замысел игры, развивать, придумывать дальнейший ход событий, анализирует ситуацию с разных позиций т. к исполняет несколько ролей. В процессе строительно-конструктивных игр дети усваивают схему изготовления постройки, осуществляют анализ и синтез, учатся планировать работу, проявляют фантазию и творчество. Наблюдают, сравнивают, запоминают, воспроизводят приёмы строительства. Дети овладевают словарём (название геометрических тел, обозначение пространственных отношений, развивается диалогическая речь.

Пальчиковые игры способствуют развитию ритмичности речи, вырабатывают чёткость в произношении, эмоции, громкость, переключают на другой вид деятельности.

Проектная деятельность- гарантирует расширение социально- познавательного пространства, творческой активности, интеллектуальной активности, познавательной мотивации выход ребёнка на уровень успеха усвоение базовых данных в разных образовательных областях (в данном случае речевое развитие и коммуникативные способности).

Игровые приёмы при заучивании стихотворений заключаются в отчётливом проговаривании стихов, потешек, песенок, прибауток. Мы учимся проговаривать и произносить правильно звуки, изображать движения, имитировать сюжет с помощью слов, мимики и жестов. Дети с большим удовольствием проговаривают и обыгрывают или выполняют движения в соответствии с текстом, применяя мимику и жесты.

Сочинительство- сочинение стихотворений, сказок, интересных приключений предметов, или объектов живой и неживой природы, дети ведут рассказы и диалоги от лица персонажей, обыгрывают ситуации. ПРИМЕР : Однажды, ранней весной, один маленький лучик спустился на землю и….дети придумывают как добрый лучик отогрел замёрзшего лягушонка, вовремя разбудил медведя, барсука, ежа, маленькую змейку, поиграл с зайцем в солнечные зайчики и т. д.

Сказкотерапия- смешивание разных сказок (салат из сказок) Изменение характера персонажей ( старая сказка на новый лад: заяц стал храбрым, волк добрым) Использование моделей (картинки- геометрические фигуры,) Введение в сказку новых атрибутов (волшебные предметы, бытовые) Введение (придумывание)новых героев. Тематические сказки (цветочная сказка, шоколадная сказка)

Игровые приёмы по развитию ЗКР- чёткое проговаривание чистоговорок, скороговорок, с изменением силы голоса (тихо-громко-ещё-громче, интонации (удивлённо, испуганно, вопросительно)

Белый снег и белый мел,

Белый сахар тоже бел,

А вот белка не бела-

Белой даже не была.

Ча- ча-ча-ча-Тане вызвали врача.

Машина едет по шоссе: ша- шо–ши -шу (с изменением силы голоса).

Артикуляционная гимнастика.

Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А-э-и-о-у».

Капель стучит по крыше. Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков: используя логопедические тетради «Солнечные ступеньки» для старших дошкольников.

Жа-жа-жа-мы увидели ежа,

жу-жу-жу- мы грибок дадим ежу,

жи-жи-жи- где грибы берут ежи?

Выделяя звуки при чётком произнесении слова, фразы ребёнок сопоставляет и учится различать термины «звук», «слово», развивает чувство ритма.

Работа над развитием звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Формирование навыков речевого этикета (обогащение речи детей словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми). Освоение произношения наиболее трудных — свистящих и шипящих звуков; четкое воспроизведение фонетического и морфологического рисунка слова; освоение умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения. Использование в работе кейс-технологий (описание ситуации в конкретный период времени, формулируется проблема на основе фактов из реальной жизни, совместными усилиями проанализировать ситуацию и найти выход) – это объединение модульных технологий с компетентностным подходом в обучении, личностно-ориентированное деятельностное обучение, реализация комплексного подхода. Ребёнок учится сам- воспитатель контролирует, координирует его деятельность.

Тематические прогулки и экскурсии, на основе применения наглядных методов : непосредственное наблюдение и его разновидностей (описание увиденного, сравнение, составление рассказов о различных явлениях живой и неживой природы, объектах природы) опосредованного наблюдения- составление описательных рассказов о природе по картинам, о предметах, заучивание стихов, пословиц, поговорок, народных примет используя методы наглядного моделирования : сенсорно-графические схемы (Ткаченко Т. А., коллажи (БольшеваТ. В., мнемотаблицы (графическое изображение, план- схема, алгоритм действий).

Работа по методике Кисловой «По дороге к азбуке»- направленной на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Понимание терминов «слово», «звук», использование их в речи; представления о том, что слова состоят и звуков, могут быть длинными и короткими; сравнение слов по протяженности; освоение начальных умений звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем — по представлению).

Применение интерактивных технологий, компьютерные игры и дидактические задания в картинках по развитию речи и фонематического слуха - данные технологии позволят активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия: совместную координированную работу моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении компьютерных заданий и игр, способствуют формированию таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание.

Обогащение активного словаря. Освоение и использование в речи : названий предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина); названий живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух, некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и др.); слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, твёрже и т. п., явлений (холодно, мокро, солнечно и др.); слов, обозначающих некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и др., а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы — растут, размножаются, развиваются; посуда — это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи, и т. д.); слов извинения, участия, эмоционального сочувствия.

Речевое творчество.

Педлагаю пофантазировать на темы: «Если бы я был волшебником,то.», «Если бы я стал невидимым…» «Если бы у меня была волшебная палочка…»-

Цель-развитие связной речи, воображений, высших форм мышления, синтеза.

«Оживи предмет»- наделение объектов на картине или иллюстрации человеческими мыслями, чувствами, характерами. Дети рассказывают о возможных поступках, и наделяют этот объект характером.

«Кто о чём говорит» - предлагаю выбрать любые предметы, подумать, о чём они могут думать или говорить и составить от его имени диалог.

Цель: учить детей составлять диалоги от лица того, кто говорит.

Используя словесные методы читаем и рассказываем детям художественные произведения, разучиваем стихи, пересказываем сказки, разыгрываем спектакли по сюжетам рассказов, басен, проводим литературные викторины. Играя в театрализованном уголке, рассказывая и показывая сказки у детей формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, пополняется словарный запас. Настольные, пальчиковые театры, куклы би-ба-бо помогают увлечь детей, научить перевоплощаться, развивают творческое воображение и речетворчество (сказки на новый лад, изменение характеров героев, несколько вариантов конца сказки, актёрское мастерство. Хороводные игры, физминутки, пластические этюды под музыкальное сопровождение, логоритмические упражнения, артикуляционная гимнастика, проговаривание закличек, поговорок, чистоговорок, скороговорок, отгадывание загадок, разучивание стихов и песен – формируют правильное произношение звуков, слов, предложений и способствуют совершенствованию речевой активности детей. Изобразительная и конструктивная деятельность, физическая культура, музыкальные занятия способствуют проявлению умственной и речевой активности, углубляют знания детей об окружающей действительности, дети знакомятся с новыми словами, совершенствуются стереотипы правильного произношения звуков, работа над дыханием, культура выразительного исполнения, сольное пение закладывает основы монологической речи, открываются способности к речевым интонациям, словарь пополняется качественными прилагательными, дети заучивают наизусть, общаются со сверстниками и взрослыми. Чтение художественной литературы и русского фольклора, разучивание стихотворений, пересказ, составление рассказов о предметах, о содержании картины (используем набор картинок с последовательно развивающимися действиями) формируют умение слышать и понимать речь, развивают монологическую речь, интонации, выразительность конструкции предложений, умения связно и последовательно составлять рассказы, формируются умения пересказывать текст. Используя игры, направленные на развитие навыков общения («Найди себе пару», «Передай дружбу», «Мяч по кругу») помогаю научиться устанавливать дружеские связи со сверстниками, окружающими людьми, регулировать нормы поведения в обществе. Речь выполняет социальные функции, способствует полноценному развитию личности ребёнка. В процессе трудовой деятельности (дежурства, наблюдения, трудовые поручения, дидактические игры-интервьюирования: «Телевидение», «Фоторепортёры» и т. д.) развиваются навыки диалогической речи, формируется помощь и взаимопомощь, доброжелательное отношение к сверстникам, желание работать в паре. В процессе познавательно- исследовательской деятельности обогащается активный словарь детей, эмоционально- чувственный опыт, формируются бережное отношение к окружающему, положительные эмоции, самостоятельность, развитие познавательно- речевых процессов. Использование игровых технологий в ДОУ во время режимных моментов также плодотворно развивает речевые данные детей. Проведение в игровой форме подготовки на прогулку, проговаривание потешек, народных примет, закличек, распевание весёлых песенок развивает речевую память и речевую активность. Фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных рассказов, стихов, коротких повествований, пересказ и сочинение сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок, драматизаций, настольные речевые дидактические и подвижные, игры с правилами способствуют умению общаться, а главное способствуют речевому развитию и совершенствованию детей. Развивать речь детей, не включая её в какую- либо деятельность невозможно, а любое взаимодействие, невозможно без умения общаться.

Публикации по теме:

Система работы по применению педагогических технологий в образовательном пространстве детского сада «Система работы по применению педагогических технологий в образовательном пространстве детского сада». Автор: Толмачёва Ольга Анатольевна,.

Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии на современном этапе. Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи.

Формирование речевых способностей дошкольников средствами применения современных педагогических технологий В настоящее время проблема развития речи становится особенно- актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является.

Система работы по использованию инновационных технологий в работе с родителями в свете требований ФГОС В современных условиях, когда родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников имеют преимущественное право на обучение.

Занятие по развитию речи в средней группе с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий «Наш любимый детский сад» Цели:Формировать дружеские взаимоотношения и навыки общения у детей средней группы;Расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников.

Мероприятие «Использование «Лего» — технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи» I. Здравствуйте, уважаемые педагоги. Мы рады приветствовать Вас на данном собрании, которое мы хотим посвятить: Использованию «ЛЕГО» - технологии.

План-конспект в подготовительной группе по развитию речи с применением игровых технологий «Книга — источник знаний» План-конспект в подготовительной группе по развитию речи с применением игровых технологий «Книга-источник знаний»(игра –викторина). Цель:.

Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий. В наше время перед нами стоит одна из острых проблем – дети не.

Проект в младшей группе «Нестандартное спортивное оборудование в рамках применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Физкультурный проект Тема: «Нестандартное спортивное оборудование в рамках применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Цель: стимулирование.

Система работы с детьми с ОНР над сложными словами в группах компенсирующей направленности Сложные слова — это слова, имеющее в своём составе два (и более) корня. Образуются сложные слова от самостоятельных частей речи, сохраняя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система применения игровых педагогических технологий в работе над развитием речи
Опубликовано: 26 июля 2017 в 21:44
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система применения игровых педагогических технологий в работе над развитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Миркина Инна (УИ 98335) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД