Наталья Черекбашева
Лэпбук по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра»
▼ Скачать + Заказать документы
«Театр! Как много значит слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
Мы на спектаклях умираем,
С героем вместе слезы льем.
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чем!»
Дарья Дормидошина.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Поэтому уместно поговорить о новом, интересном методическом пособие– лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети. Лепбук будет интересен детям разных возрастов.
Публикация «Лэпбук по самообразованию „Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра“» размещена в разделах
- Лэпбук «Театр»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Цель: Познакомить детей с историей возникновения театра, с различными видами театральных кукол, вызвать желание управлять куклами. Развить творческие способности у детей средствами кукольного театра.
Задачи:
1. Создавать условия для проведения театрально-игровой деятельности. Побуждать детей участвовать в этом виде деятельности, формировать положительное отношение.
3. Развивать речь детей, используя кукольный театр. Расширять словарный запас, побуждать понимать содержание кукольных спектаклей, формировать интонационную выразительность речи. 4. Воспитывать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам. Развивать с помощью кукольного театра память, внимание, мышление.
Педагогические выводы на перспективу.
Выбрав тему «Развитие творческих способностей у детей старшего возраста средствами кукольного театра» т. к. считаю, что значение кукольного театра в развитии творческих способностей состоит в том, что оно:
• развивает творческий потенциал и раскрывает духовное начало ребенка в период самого раннего детства;
• знакомит с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения;
• развивает коммуникативные качества личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д ;
• готовит к реальной жизни;
• помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость;
• влияет на расширение словарного запаса ребенка;
• дает детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей;
• помогает ребенку открывать свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир (Г. И. Мерзлякова). Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию, раскрыть духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
Взаимосвязь театральной и игровой деятельности естественна, поскольку без правильно организованной игры трудно добиться значительных результатов в эмоциональном и творческом развитии ребёнка.
Театрально-игровая деятельность — это одна из самых доступных и демократичных видов деятельности в детском саду, которая осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей.
Использовались в работе следующие методы и приёмы обучения, которые объединились в лэпбук:
1. Знакомство с видами театра: теневой театр; настольный театр;
пальчиковый; верховые куклы; напольные куклы.
2. Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.
3. Разыгрывание разнообразных песенок и стихов
4. Загадывание и отгадывание загадок;
5. Подвижные речевые игры с персонажами сказок;
6. Игры – драматизации;
7. Игры для сплочения коллектива;
8. Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей;
9. Слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку;
10. Художественно-эстетическая область развития: лепка; аппликация; нетрадиционная методика рисования.
11. Чтение и рассказывание художественных произведений;
12. Пальчиковая гимнастика;
13. Проведение спектакля, выступлению на сцене.
Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении.
К концу года дошкольники научились объединяться группами, распределять роли между собой по количеству действующих персонажей в спектакле. Если кому-то не доставался игровой персонаж, то дети самостоятельно уже вводили в сказку дополнительного героя, в связи с этим сюжет сказки менялся, побуждая детей импровизировать на темы знакомых сказок.
Вместе с дошкольниками создавали различные атрибуты, костюмы, декорации, которые дети использовали впоследствии и в свободной деятельности.
Но к концу года дошкольники научились придумывать костюмы самостоятельно, используя для этого подручные средства
Игры становились все интереснее и разнообразнее. Все это способствовало творческому развитию воспитанников, формированию устойчивого интереса к театрализованной деятельности, расширению кругозора.
Расширился и словарный запас детей. В своей речи дети стали употреблять специализированные театральные термины: сцена, актер, постановка, режиссер, зритель и др. Воспитанники стали больше общаться и взаимодействовать между собой.
Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив».
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(В. А. Сухомлинский)