Лэпбук в музыкальном развитии старших дошкольников

Виктория Телушко
Лэпбук в музыкальном развитии старших дошкольников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.

Одним из универсальных способов реализации такого деятельного подхода в музыкальном развитии дошкольников является лэпбук.

Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство обучения, пришедшее в Россию из Америки. Технология «Лэпбук» представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко – педагог из республики Крым. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми дома и в образовательных учреждениях. Татьяна ведёт свой блог в интернет «Это интересно», в котором собрано более 30 лэпбуков, но к сожалению на музыкальную тему в копилке Татьяны нет ни одного лэпбука

В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.

Лэпбук – это интерактивная книжка, в которой интерактивность достигается путём различных видов деятельности ребёнка (игры, раскладывания, раскрашивания, складывания и пр.).

Напомню значение слова «интерактивный», т. е. «содержащий элемент взаимодействия с кем либо», интерактивная книга – книга, в изучении которой читатель, в нашем случае дошкольник, может принимать непосредственное участие, буть не объектом обучения, а субъективным и равноправным партнёром.

Можно сказать, что лэпбук — собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяющий кругозор и формирующий определённые навыки и умения.

Лэпбук в музыкальном воспитании дошкольников отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:

- информативен; обладает дидактическими свойствами;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра);

- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- доступен (его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста).

Музыкальный лэпбук позволяет оптимально использовать включенность педагога в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытое временное окончание деятельности (каждый работает в своем темпе).

Зачем нужен лэпбук?

Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).

Это отличный способ для повторения изученного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая яркую книгу.

В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому.

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Итак, лэпбук – эта книга, которую педагог собирает, склеивает её отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон.

Подробнее рассмотрим этапы создания лэпбука. Сложность выбора темы безусловна, но не критична. Лучше всего получаются лэпбуки на частные (определённые, узкие, конкретные темы) или темы, объединённые определённым сюжетом.

Например, «П. И. Чайковский», дети «отправляются в гости» к великому композитору, попутно решая те или иные задачи, выполняя разнообразные задания. Книжка «Жизнь и творчество композитора» знакомит детей с главными этапами его жизни. Книжка «времена года» с альбомом и музыкой. Отдельные книжечки о балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик».

После того, как тема выбрана, составляем план. Ведь лэпбук не просто книжка с картинками. Это дидактическое пособие. Поэтому вам надо продумать, что оно должен включать в себя, чтобы наиболее полно раскрыть тему.

При создании лэпбуканеобходимо соблюдать некоторые условия:

Во-первых, лэпбук для дошколят должен быть особенно красочным. Ведь непроизвольное внимание в дошкольном возрасте могут привлечь только яркие, бросающиеся в глаза элементы.

Во-вторых, он должен быть достаточно крепким. Движения дошкольников ещё недостаточно точны и скоординированы, а бережному, аккуратному отношению с книгой малыши только учатся, поэтому для изготовления лэпбуков лучше выбирать достаточно толстый и прочный материал.

Третье условие – возможность активного манипулирования его структурными компонентами. По сути, лэпбук для детей – это своеобразная книжка-игрушка, в которой большинство элементов активно двигаются и дают толчок к возникновению новой занимательной игры.

Четвёртое – доступность содержания. В дошкольном возрасте дети любят многократное повторение давно знакомого содержания, поэтому в лэпбук включаем материал, предварительно изученный, соответствующий возрастным возможностям детей. Не один раз возвращаясь к игровым заданиям, дети прочно закрепят и систематизируют знания по предложенной теме. Но это вовсе не означает, что исключаются задания, где ребёнок должен применить свои знания в новых условиях. Мы не забываем про гибкость и самостоятельность мышления.

Пятое – вариативность. Для поддержания длительного интереса к теме содержимое кармашков может меняться, дополняться новыми заданиями.

Следующий этап самый интересный: разработка макета. В интернете можно найти все, что нужно для оформления красивого, красочного и познавательного макета с кармашкми, блокнотикми, мини-книжками, книжками-гармошками, вращающимися кругами, конвертиками разных форм, карточками и т д

Лэпбук содержит 5 музыкально дидактических игр, направленных на закрепление знаний о творчестве П. И. Чайковского.

«Узнай музыку и подбери картинку»

«Что здесь лишнее?»

«Идем в Концертный зал»

«Из какого музыкального произведения этот предмет?»

«Галерея музыкальных образов»

Разные формы работы с лэпбуком помогают творчески подойти к процессу музыкального развития, успешно реализовать образовательную программу, заинтересовать как детей, так и их родителей. Технология «Лэпбук» была апробирована мной на музыкальных занятиях и в свободной деятельности в нашем детском саду в разных видах и формах деятельности.

Лэпбук активизирует любознательность, познавательную активность в области музыкального развития; позволяет расширить представления детей о музыкальных инструментах, их видах, об оркестре, нотах; тренирует в описании музыки, её чувственном понимании; способствует развитию памяти, мышления, внимания, восприятия, речи.

Кроме этого в лэпбуке размещаются материалы, направленные на речевое развитие ребё нка-дошкольника: короткие стихотворения и рассказы, словесные игры; художественно-эстетическое развитие: иллюстрации, репродукции, разрезные картинки.

Результативность применения лэпбука в музыкальном развитии дошкольников очевидна. Сравнительный анализ показателей уровня музыкально-творческого развития выявил высокий процент детей среднего уровня и качественное усвоение программного материала.

По результатам педагогического наблюдения за детьми старшей группы в процессе применения технологии лэпбук у детей развиваютсяуниверсальные умения:

- умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что у моих воспитанников значительно повысился интерес к музыкальной деятельности за счёт использования новой формы организации дидактического материала.

Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, опирается на принцип «ничего готового детям» и создает условия для совершения самостоятельных, пусть и незначительных пока, музыкальных открытий. Очень важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, лэпбук позволяет такую ситуацию организовать.

Хочется отметить, что данная увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка. На мой взгляд, лэпбук – это эффективная технология музыкального воспитания, и интересный и полезный «инструмент» в совместной работе педагогов и детей.

Лэпбук – форма, позволяющая привлечь родительское сообщество к совместному сотрудничеству детей и взрослых и включению родителей в образовательный процесс. Такая необычная подача материала обязательно привлечет внимание ребенка, и он еще раз возвратится к этой папке, чтобы полистать, поиграть в нее, а заодно, незаметно для себя самого, повторить и закрепить пройденный материал. Детей интересует сюрприз, тайна, загадка, что-то, что внутри, что еще неизвестно, но вот сейчас тайна уже будет раскрыта… И эту тайну раскроют они…

Публикации по теме:

Использование технологии «синквейн» в речевом развитии старших дошкольников» ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ. В работе по речевому.

Мнемотехника в развитии познавательных способностей старших дошкольников Дошкольный возраст - это период активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном.

Мнемотехника в развитии связной речи у старших дошкольников «Учите ребенка каким –нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование дидактических игр в развитии связной речи у старших дошкольников Автор – составитель Ольхина Надежда Петровна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 61 Приморского района г. Санкт – Петербурга. Развитие связной.

Использование современных образовательных технологий в музыкальном развитии дошкольников Использование современных образовательных технологий в музыкальном развитии дошкольников (из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ.

Литературная гостиная в развитии речевого творчества старших дошкольников выступление на педсовете Литературная гостиная в развитии речевого творчества старших дошкольников. Проблема развития речевого творчества.

Лэпбук как средство развития любознательности старших дошкольников .

Лэпбук в развитии познавательной активности старших дошкольниковЛэпбук в развитии познавательной активности старших дошкольников В дошкольном возрасте ярко проявляется познавательная активность, а проявляется она в бесконечных детских "Почему?". Активный - это значит.

Проект «Родителям о развитии логического мышления старших дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Кораблик» г. Керчь Республика Крым ПРОЕКТ «Родителям.

Развлечение в музыкальном зале в рамках акции «Моя заботливая мама» по ПДД для старших дошкольников по МБДОУРазвлечение в музыкальном зале в рамках акции «Моя заботливая мама» по ПДД для старших дошкольников по МБДОУ Развлечение в музыкальном зале в рамках акции «Моя заботливая мама» по ПДД для старших дошкольников по МБДОУ Детский сад №228 «Путешествие.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Лэпбук в музыкальном развитии старших дошкольников
Опубликовано: 8 октября 2019 в 21:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 марта. День рождения Ю. Гагарина

Очередной тематический день посвящен нашему великому соотечественнику, который первым проложил звездную тропу в космические дали. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям...

С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

Сценарий «Квест — игры «Маленькие хозяюшки» к 8 Марта для подготовительной группы
Сценарий «Квест - игры «Маленькие хозяюшки» к 8 Марта для подготовительной группы. Цель: Создать праздничную атмосферу, развивать у детей коммуникативные...
Фотоотчёт о весеннем празднике «Солнышко и радуга талантов» в старших группах ДОУ
В гости к воспитанникам старших групп пришло солнышко. Но когда праздник начался - солнце сладко спало! " Солнышко, просыпайся! К нам скорее опускайся!...
Пособия из фетра для развития дыхания
«Фетровые поддувалочки» Речевое дыхание - это основа звучащей речи. Но оно обязательно должно быть правильным. Если у ребенка будет правильное речевое...