Татьяна Бобохидзе
Лэпбук «Коммуникативные игры»
Аннотация
Лэпбук «Волшебная коробочка» - коммуникативные игры. Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а так же к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом.
Публикация «Лэпбук „Коммуникативные игры“» размещена в разделах
- Коммуникативные игры для детей
- Лэпбук. Лэпбуки на ВСЕ темы
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Согласно ФГОС, каждое дошкольное образовательное учреждение имеет специальную программу, следуя которой достигаются все поставленные цели в развитии ребенка. И в данном случае, конечная цель – социализация ребенка – может быть успешно достигнута благодаря правильно поставленным задачам, основными из которых будут следующие:
Усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе.
Помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества.
Формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения.
Помощь ребенку в освоении основных эмоциональных составляющих общения – сопереживание, отзывчивость, милосердие.
Формирование у каждого ребенка уважения к своей семье, сверстникам, старшим и обществу в целом.
Помощь в формировании у ребенка позитивных установок по отношению к труду и творчеству.
Формирование у ребенка готовности к совместному труду и отдыху.
Формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.
Лэпбук — это интересное многофункциональное пособие. В переводе это слово — значит «книжка на коленях». Иногда можно услышать и другие названия: папка-передвижка, тематическая папка, интерактивная папка. Но главная идея в том, что лэпбук — это интерактивная папка с кармашками, окошками, подвижными деталями, мини-книжками, вставками, которые ребенок может доставать и перекладывать, сделанная самостоятельно педагогом или родителями с ребенком. В ней объединяется систематизированный и разнообразно оформленный материал по какой-то определенной теме, который помогает ребёнку закрепить полученные знания. Лэпбук так же формирует у детей умение находить нужную информацию среди множества источников. Это итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий.
Социально-коммуникативное развитие — это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. Помочь в этом может игровая папка лэпбук «Волшебная коробочка» с коммуникативными играми.
Создание «лэпбука» поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Работа с «лэпбуком» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
•свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Самостоятельная деятельность детей.
Для организации самостоятельной деятельности детей в нашей группе создана развивающая предметно- пространственная среда, частью которой и являются «лэпбуки» .
«Лэпбук» отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. «Лэпбук» :
-информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Цель создания лэпбука : формирование социальных,коммуникативных и нравственных компетенций детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Задачи: Развитие общения и взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
В состав лэпбука входят развивающие игры коммуникативного содержания.
Данный лэпбук оформлен в виде раскладывающейся объемной папки
. Все игры размещены в кармашках.
Содержание Лэпбука
Развивающие игры и упражнения социально-коммуникативного содержания : загадки, стихотворения, дидактические и настольные игры.
Картотека коротких стихотворений «Мирилки». Цель: сохранение доброжелательного отношения детей друг к другу в течение всего дня: помочь в игровой форме примирить детей, урегулировать ситуацию в положительную сторону.
Игра «Этикет изящных манер»(культура поведения)
Игра «Эмоции и чувства»
Цели и задачи: создание положительного эмоционального фона
Формировать умения анализировать и находить выход, развивать творческое воображение
развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля
выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающими
«Хороший или плохой поступок»
Задачи:
• обобщить и систематизировать представления детей о правилах культурного поведения и значении таких понятий, как доброта, уважение, вежливость, доброжелательность;
• развить способность анализировать поступки героев из прочитанного материала, коммуникативные навыки, познавательный интерес;
• воспитать доброжелательные отношения между детьми, обогатить способы их игрового взаимодействия.
«Хорошо или плохо 1»
Задачи:
Формировать умения у детей отличать хорошее поведение от плохого;
Содействовать накоплению у детей опыта доброжелательных взаимоотношений с окружающими людьми и природой;
Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;
Воспитывать внимательное отношение и любовь к людям и окружающему миру;
Развивать умение сотрудничества.
«Хорошо или плохо 2»
«Хорошо или плохо 3»
«Этикет –Школа изящных манер. Пользование столовыми приборами»
Задачи: развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и восприятие, ориентировку в микро пространстве.
Воспитывать культуру поведения за столом, эстетическое восприятие сервировки стола
«Какие пословицы живут в сказках»
Задачи: формировать интерес к малым фольклорным формам устного народного творчества - пословицам. Умение понимать их смысл через примеры сюжетных сказок. Развивать у детей память, мышление.
«Закончи пословицу»
Задачи:
• раскрыть воспитанникам богатый мир пословиц и поговорок;
• расширить словарный запас;
• развить творческие способности;
• воспитать групповую сплочённость, поддержку друг друга
«Собери пословицу»
Задачи:
расширить знания о пословицах, обогатить речь учащихся, пополнить словарный запас, развить логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать и делать выводы, а также коммуникативную компетентность и интерес к культуре русского народа.
найти половинки пословицы или поговорки;
объяснить смысл пословицы или поговорки
«Научи послушанию»
Задачи: развивать у детей умение находить выход из создавшейся проблемной ситуации, учить избегать опасных ситуаций, быть осмотрительным, внимательным.
воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе;
знакомить с взаимоотношениями взрослых и детей
«Угадай эмоцию» «Герои сказок»
Задачи: формировать умения у дошкольников понимать эмоциональные состояния окружающих людей. Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова). Способствовать лучшему пониманию художественной литературы и театральных постановок
Результаты использования «лэпбука» в совместной деятельности.
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
3. Ребенок дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
4. «Лэпбук» хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
5. Создание «лэпбука» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели
Результаты использования «лэпбука» :
-быстрое запоминание стихов, пальчиковой гимнастики;
-проявление повышенного интереса к содержанию;
-проявление самостоятельности при работе с «лэпбуком»;
-проявление интереса со стороны родителей.
Применяя в своей работе технику создания «лэпбука», у меня появилась возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. «Лэпбук» — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать- поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
ФГОС направлены на повышение качества и статуса дошкольного образования,что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.
В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. Лэпбук – это эффективное средство для развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников. Такая увлекательная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развивать их. «Книга на коленях» является очень мобильной системой. Ее можно без трудностей перевозить, переносить, а также дать «погостить» в другую группу или даже домой ребенку.