Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада «Знакомство с почвой»

Епремян Каринэ Валерьевна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада «Знакомство с почвой»

МАДОУ МО детский сад №174 г. Краснодар

Воспитатель средней группы:

Епремян К. В.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему

«Знакомство с почвой»

Цель:Формирование представления о роли почвы в жизни растений наЗемле.

Задачи:

познакомить с длительным и сложным процессом образования почвы и ролью почвенных организмов в ее плодородии;

создать условия для развития интереса к исследовательской деятельности;

·воспитывать стремление ценить и беречь плодородную почву,

Формы и методы:

репродуктивный; опыты с природными материалами; наблюдение; беседа; демонстрация природных объектов «Образование почвы»; игра-демонстрация «Угадай почвенное животное»; метод экологической эмпатии, метод экологической ассоциации.

Оборудование:

иллюстрации, символы: воздух, солнце, вода;набор: «образование почвы»:прозрачный сосуд, камни, песок, глина, почва, искусственное растение;набор резиновых подземных обитателей;наборы для опытов: лупа, ложка, стаканчики с камнем-керамзитом, песком, сухой глиной, почвой, влажная салфетка;поднос;лейкас водой; видеофрагмент «Почвенные организмы»); аудиофрагменты «Звуки ветра и воды-дождя»; видеомагнитофон; магнитофон;

Ход занятия:

I.Сообщение темы. Организационный момент «Приветствие-рукопожатие».

Воспитатель:Сегодня на занятии по экологии мы познакомимся с удивительным миром природы! Скоро наступит лето и на даче или в лесу можно будет гулять, бегать босиком. А что у вас под ногами? (трава, земля).Земля, по-другому называется «почва».

Сегодня мы узнаем, что такое почва, как она образовалась, и даже сами попробуем узнать, как происходит ее образование! А помогут нам в этом – наши помощники. Послушайте и скажите, чьи это звуки? (аудиозапись звуков дождя и ветра; на доске помещаются символы солнца, воды и ветра-воздуха).

Сейчас на нашей планете поют птички, цветут цветы, деревья! Красиво! Но так было не всегда, потому что почвы не было!

II.Знакомство с почвой

Образование камней и песка.

Воспитатель:Давным-давно жили у нас на планете одни только горы-великаны, и любили они играть в такую игру – кто выше всех и дальше выбросит из себя горячие камни. И летали вокруг одни только горячие камни! А что это были за горы-великаны? (вулканы). Тогда решили вода и ветер горы-великаны успокоить: вода стала на вулканы что делать? (капать) и горы-великаны стали понемногу остывать. Ветер стал что делать (дуть) и горы-великаны еще больше стали остывать. А солнышко посмотрело на их работу и решило, что они так совсем заморозят горы и решило немного погреть. Долго они так работали: вода капала, ветер дул, а солнышко грело; и стали они замечать, что огромные горы-великаны стали распадаться на большие и маленькие камни. И ветер решил с камушками поиграть – он на них подул и они, что сделали? (покатились, а когда катились друг о друга что? (ударялись) и превращались в песок.

Опыт «Получаем песок из камней»

Воспитатель:Возьмите 2 камушка и потрите их друг о друга («поработаем как ветер»). Положите камушки в стаканчик и возьмите лупу. Какого цвета песок? Возьмите ложечку и помешайте песок в стаканчике. Какой он (рассыпчатый). Если ветер подует, что с ним будет (разлетится).

Работа с демонстрацией природных объектов «Образование почвы»

Воспитатель:Давайте проведем опыт, как образовалась почва на нашей планете. Возьмите стаканчики с камешками, высыпьте их в стеклянный сосуд. Верхние камешки ветер превратил во что? (в песок).Возьмите стаканчики с песком и высыпьте на камни, Посмотрите, как много песка появилось на планете.

Подвижная игра-опыт «Выращиваем цветок в песке»

Метод экологической ассоциации. Дети образуют песчинки и «капелька» и «цветочек» проводят опыт.

Выживет цветок в песке? Почему?

Образование глины. Рассказ «Образование глины».

Воспитатель: Вода, ветер и солнышко загрустили: они так старались, сделали песок, а цветок в нем вырос (нет) Тогда они стали еще больше работать. Ветер что делал (дул); солнце (грело). И песок стал совсем мелким, а водичка стала сверху капать, и песчинки стали слипаться и превратились в липкую что (глину).

Опыт «Липкая глина». Наблюдение за глиной

(Дети наливают в стакан воду, перемешивают, и выкладывают ее с помощью ложечки в стеклянный сосуд на песок).

Подвижная игра-опыт «Выращиваем цветок в глине»

Воспитатель: «Вода, ветер и солнышко обрадовались: они решили, что посадят в глине цветочек и он вырастет. Проверим? Мы с вами превратимся в глину. Дети-«глина» становятся очень близко друг к другу, а руки переплетаются через одного, как плетень. вы «слиплись», держитесь крепко-тесно). Капелька пробует пробиться в глине.

Образование плодородной почвы.

Рассказ «Образование почвы. Роль почвенных организмов».

Игра-демонстрация «Угадай почвенное животное».

Воспитатель: Вода, ветер и солнышко загрустили: они так старались, сделали песок, а цветок в нем вырос (нет). Сделали глину, а цветок в ней вырос? (нет). И тогда им на помощь пришли кто-то очень маленькие подземные жители. Жучок и червячок стали в глине ползать-ползать и сделали ее рыхлой. А еще они принесли с собой много вкусной черной еды для корешков. И от черной еды глина стала какого цвета? (черного). И превратилась глина в черную? (землю-почву).

Просмотр видеофрагмента «Почвенные организмы».

Угадайте, кто еще принес вкусную черную еду для корешков в почву? (улитка, дождевой червь, муравей, жужелица, жук-навозник). Посмотрите, как они стараются. И стала почва рыхлой и питательной.

Наблюдение за почвой.

Опыт: рассматривание почвы через лупу.

В почвеесть крупинки песка, чуть-чуть глины, но больше всего чего? (питательной черной еды для корешков).

Работа с демонстрацией природных объектов «Образование почвы»

Воспитатель: Давайте проведем опыт: образование почвы на планете.

-Верхний слой глины превратился во что? (в плодородную почву).

-Возьмите стаканчики с почвой, выложите ее в сосуд на глину.

Посмотрите, как много почвы появилось на планете.

Подвижная игра-опыт «Выращиваем цветок в почве»

Воспитатель: «Почва» становятся не очень близко друг к другу, а руки соединяются в локтях. «Цветочек» корешками-руками врастает между «почвой». «Почва» его держит? (да).

Вывод: вырастет цветок в почве? Почему?

III.Закрепление. Выводы.

Обобщающая беседа с демонстрацией природных объектов «Образование почвы».

Воспитатель: Вспомним, как образовалась питательная почва на Земле, и кто в этом помогал. Педагог показывает на готовую демонстрацию природных объектов «Образование почвы».

Сначала из гор образовались что? (камни). Кто в этом участвовал? (вода, воздух, солнце).

Часть камней превратились во что? (песок). С чьей помощью? (солнце, ветер).

Верхний слой песка превратился в? (глину). Каким образом?

А верхний слой глины стал чем? (почвой). Кто помог? Что сделали? (почвенные организмы принесли питательную еду для корешков, рыхлили).

Долго много-много лет работали жучки, червячки, улитки, муравьи, чтобы почва стала питательной, и на ней смогли вырасти что? (растения: цветы, деревья, кусты).

Как нужно относиться к почве? (бережно, чтобы она была цветущей). Давайте будем сохранять и беречь нашу планету Земля.

Публикации по теме:

«Краснодар-Екатеринодар: прошлое и настоящее». КВН в подготовительной группе КРАСНОДАР -Екатеринодар: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕПрограммные задачи: Формировать знания детей о прошлом и настоящем столицы края,.

Инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды в МАДОУ МАДОУ «Детский сад №56 комбинированного вида» ДОКЛАД «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МАДОУ».

Фотоотчёт о празднике «Краснодар-любимый город»Фотоотчёт о празднике «Краснодар-любимый город» Сегодня в нашем детском саду прошло весёлое, замечательное развлечение для детей подготовительных групп "Краснодар-любимый город. " Нашему.

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы «Краснодар в годы Великой Отечественной Войны» Конспект Беседы с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Краснодар в годы Великой Отечественной Войны». Цель: дать детям знания.

Конспект НОД в средней группе «Детский сад, детский сад-он так нужен для ребят» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Детский сад, детский сад – он так нужен для ребят» Интеграция.

Конспект ООД в подготовительной группе «Любимый город-Краснодар» Конспект ООД в подготовительной к школе группе По теме «Любимый город - Краснодар» Автор конспекта ООД: Запашняя Кристина Александровна,.

Конспект занятия по краеведению «Моя Родина — город Краснодар» История и достопримечательности моего города. Беседа с детьми о нашем городе Краснодаре. Воспитатель: Шумят,шумят желтеющие нивы Красою сердце.

Папка-передвижка «Музыкальные инструменты» Музыкальные инструменты Гармонь — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники,.

Танцевальная композиция для средней группы на песню «Динь-динь детский сад» исп. музыкальный кружок «Детский пес» Дети стоят парами, лицом друг к другу, в шахматном порядке. Утром солнышко встает, - Девочки хлопают.

Выступление на конкурсе «Мой Краснодар, тебя я песней славлю». ФотоотчётВыступление на конкурсе «Мой Краснодар, тебя я песней славлю». Фотоотчёт В нашем детском саду действуют несколько кружков дополнительного образования. В своих публикациях я не раз упоминала о вокальном кружке.

Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада «Знакомство с почвой»
Опубликовано: 22 марта 2016 в 13:09
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс по ручному труду-мастерим дидактическое пособие на развитие...
Материал для выполнения мастер – класса: распечатки с изображением деревьев различных пород, с изображением фруктов и ягод, ножницы, клеевой карандаш....
Мастер-класс по изготовлению макета «Памятник Победы»
Мастер- класс по изготовлению макета" Памятник Побе ды» Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы посвященной 9 мая Задачи:...
Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста
«Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом...
Конспект занятия «Божьи коровки на ромашке»
Конспект занятия в старшей группе "Божьи коровки на ромашке" [/b] Цель занятия: 1. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические...
НОД по развитию речи во 2 ой младшей группе №10 «Путешествие в страну сказок»
Методические указания: 1. Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. 2. Развивать и активизировать речь детей. 3. Учить узнавать и...