Маленькие шаги для большого дела: как помочь особенным детям сформировать и закрепить важные навыки

Департамент труда и социальной защиты
Маленькие шаги для большого дела: как помочь особенным детям сформировать и закрепить важные навыки

Маленькие шаги для большого дела: как помочь особенным детям сформировать и закрепить важные навыки

Обучение особенного ребенка – непростой процесс, имеющий множество нюансов. Например, малыш может уметь без посторонней помощи собрать гигантский пазл, а самостоятельно одеться на прогулку или помыть руки – нет. А ведь это важные социально-бытовые навыки, без которых затрудняется процесс социализации. В таких случаях, как правило, родители ищут помощь у специалистов, и здесь очень важно предложить семье простые и понятные решения. Одно из них – так называемая поведенческая цепочка, которая может широко использоваться не только в домашних условиях, но и на занятиях с коррекционными педагогами. О том, в чем суть такой методики, рассказывает дефектолог Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Дом детей» Анна Потапкина.

Теория маленьких шагов

Поведенческая цепочка – один из самых простых и наиболее эффективных методов обучения ребенка. С ее помощью новый навык – как социально-бытовой, так и игровой – формируется путем четких последовательных действий.

«Чтобы понять, что такое цепочка, вспомните, как вы готовите, например, суп. Вы выполняете четкую последовательность маленьких шагов: наливаете воду в кастрюлю, ставите ее на плиту, доводите воду до кипения и так далее. В конце вы получаете поощрение в виде готового вкусного супа, и это важно, потому что за свою работу мы всегда должны получать что-то хорошее», – поясняет Анна Потапкина.

Задачи должны быть выполнимыми

Когда дело касается обучения с помощью такой методики особенного ребенка, взрослому – будь то педагог или родитель – нужно сначала создать задачу и оценить возможность ее выполнения.

«Например, возьмем мытье рук. Это важный бытовой навык, но, к сожалению, не все дети могут с этим справиться без помощи взрослого. Итак, наша задача – научить ребенка мыть руки. На первом этапе оцениваем, сможет ли ребенок физически выполнить необходимые действия: открыть кран, включить воду, намылить руки и так далее. Есть ли у ребенка доступ к месту, где должно происходить действие. То есть нужно продумать каждый шаг, – объясняет дефектолог. – После этого важно продумать поощрение – условный приз, за который ребенок будет с радостью выполнять поставленные перед ним задачи. Желательно, чтобы этот приз был недоступен ребенку в повседневной жизни, так ценность поощрения будет выше».

Строго по порядку

Шаги в поведенческой цепочке, которую взрослый предлагает ребенку, должны быть всегда одинаковыми, логичными и следовать друг за другом в единственно верном порядке. В качестве шпаргалки специалисты советуют сделать небольшую таблицу, где расписаны шаги, и повесить ее там, где проходит обучение.

«В случае с мытьем рук таблица, например, выглядит как пронумерованный список: 1 – открыть дверь в ванную комнату, 2 – включить свет, 3 – включить воду, 4 – намочить руки в течение 5–10 секунд, 5 – намылить руки, 6 – смыть мыло с рук, 7 – выключить воду, 8 – вытереть руки, 9 – выключить свет, 10 – закрыть дверь в ванную комнату, – продолжает Анна Потапкина. – В конце цепочки, как я уже говорила, ребенка должен ждать приз».

Поддержим цепочку подсказками

Специалисты отмечают: освоить поведенческую цепочку ребенку могут помочь подсказки. Их немного, но они эффективны и индивидуальны.

Первая подсказка – это моделинг. Взрослый показывает ребенку действия, которые тот должен повторить.

«Подсказка работает, если присутствует навык подражания», – отмечает дефектолог.

Вторая подсказка – визуальная. Если речь идет о мытье рук, например, то над раковиной нужно разместить картинки, иллюстрирующие каждый шаг цепочки. Важно акцентировать внимание ребенка на действии, указывая на соответствующую картинку. Так формируется навык сопоставления, который и делает подсказку эффективной.

Третья и самая часто используемая подсказка – физическая помощь. Взрослый выполняет действия вместе с ребенком, рука в руке, раз за разом уменьшая степень вовлеченности.

«Мы не рекомендуем давать ребенку голосовые подсказки «Открой кран», «Возьми мыло» и так далее, поскольку есть вероятность, что ребенок может перестать что-то делать без ваших слов», – добавляет Анна Потапкина.

Публикации по теме:

«Как помочь эмоциональным детям». Консультация для родителей Эмоциональное развитие ребенка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже еще раньше. Ведь хроническая усталость, семейные.

Фотоотчет «Маленькие волонтеры, или Добрые дела дошколят»Фотоотчет «Маленькие волонтеры, или Добрые дела дошколят» Фотоотчет "Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят". Уважаемые друзья и гости моей странички, предлагаю вашему вниманию фотоотчет.

Фотоотчёт «Маленькие волонтёры — большие дела»Фотоотчёт «Маленькие волонтёры — большие дела» мероприятие с детьми подготовительной группыМАЛЕНЬКИЕ ВОЛОНТЁРЫ - БОЛЬШИЕ ДЕЛА 1октября Международный день пожилых людей. В ГБУ РК «ЦСЗН.

Как помочь детям пройти адаптациюКак помочь детям пройти адаптацию Я воспитатель ясельной группы, в этой сфере работаю больше десяти лет. Каждый учебный год мы набираем маленьких деток. И всегда у малышей.

Проект «Маленькие артисты большого театра»Проект «Маленькие артисты большого театра» Проект «Маленькие артисты большого театра»(старший дошкольный возраст) Театр, словно чародей, волшебник, Своею палочкой волшебной проведя,.

Проект в старшей группе «Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят»Проект в старшей группе «Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят» Проект старшая группа «Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят»Пояснительная записка. В современном мире проблема социального развития.

Рекомендации для педагогов «Знакомство детей с новой группой или как помочь детям быстрее адаптироваться после самоизоляции»Рекомендации для педагогов «Знакомство детей с новой группой или как помочь детям быстрее адаптироваться после самоизоляции» Здравствуйте, дорогие коллеги, родители, гости! В условиях эпидемии какие-то сады продолжали работу, а каким-то пришлось полностью закрыться.

Родительское собрание «Как родители могут помочь своим детям в подготовке к школе»Родительское собрание «Как родители могут помочь своим детям в подготовке к школе» Цель: представить родителям методические приемы работы с дошкольниками по обучению их играм, развивающим у ребенка произвольные когнитивные.

Сидим дома с пользой. Фотоотчет «Маленькие мастера большого дела»Сидим дома с пользой. Фотоотчет «Маленькие мастера большого дела» У каждого ребенка свои интересы, предпочтения, увлечения, игры, свои неповторимые открытия мира. Познания происходят ежеминутно и ежедневно.

Оформление стены в группе «Времена года. У матушки природы весь год — дела, дела…»Оформление стены в группе «Времена года. У матушки природы весь год — дела, дела…» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться оформлением стены в групповой комнате по теме "Времена года". Мое увлечение плетение из.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Русские народные сказки
  • Игрушки
Автор публикации:
Маленькие шаги для большого дела: как помочь особенным детям сформировать и закрепить важные навыки
Опубликовано: 23 марта 2021 в 10:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. Международный день снеговика

 Число 18, похожее на снеговика с метлой, и самый снежный месяц в году были выбраны для празднования Всемирного дня снеговика. Впервые идею такого праздника предложил Корнелиус Гретц из Германии, который...

18 января. День Винни-Пуха на МААМ

18 января исполняется ровно 140 лет со дня рождения создателя самого знаменитого плюшевого медвежонка в мире. 18 января 1882 года родился Александр Алан Милн – выпускник Кембриджа, сотрудник популярного...


Горячие темочки