Получи документы

Малые формы фольклора как одно из направлений речевого развития детей дошкольного возраста в условиях перехода к ФГОС.

Оксана Ануфриева
Малые формы фольклора как одно из направлений речевого развития детей дошкольного возраста в условиях перехода к ФГОС.
▼ Скачать + Заказать документы

В условиях перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования, содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы Программы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области) социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Публикация «Малые формы фольклора как одно из направлений речевого развития детей дошкольного возраста в условиях перехода к ФГОС,» размещена в разделах

Мне бы хотелось сосредоточить внимание на области речевого развития. Очень серьезно встает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма, что влияет на успеваемость.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и т. д.). Малые фольклорные жанры одни из них. Вот тут- то к нам на помощь и приходит детский фольклор, использование которого лежит в основе методики «Слово и движение».

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк. К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее. Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых (всё больше за компьютером или у телевизора, редко слышит сказки и рассказы из уст родителей. Поэтому появляются следующие проблемы:

1. Речь ребёнка состоит из простых предложений. Он не умеет грамотно их строить. На вопросы отвечает односложно (да, нет, хорошо, плохо) .

2. Недостаточный словарный запас.

3. Ребёнок использует в своей речи сленговые слова, рекламные клише (результат просмотров телевизионных передач, рекламных роликов, нелитературные слова и выражения.

4. Не может правильно, грамотно сформулировать свой вопрос.

5. Неспособен построить монолог, не может пересказать короткий текст своими словами.

6. Не желает и не может объяснить свою точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.

7. У ребё нка отсутствует культура речи: не умеет использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Жизнь детей младшего дошкольного возраста во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. В совместной работе воспитателя и родителей через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Вся работа с фольклором включает несколько этапов.

1 этап – предварительная работа: знакомство с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки (кошка, коза) ; рассматривание картинок, игрушек, животных; обследование предмета; игры с ним; наблюдения (за дождиком, кошечкой) ; дидактические игры («Кто что ест?») ; пропевание песенок.

На этом этапе необходимо как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.

2 этап – знакомство с художественным произведением (сказка, потешка, прибаутка) : рассказывание и чтение сказки, потешки; повторное чтение (2-3 раза) с сопровождением иллюстраций; беседа по содержанию; выборочное чтение отрывков, пропевание песенок; обыгрывание (с куклой «Водичка, водичка…») .

Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенку смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью.

3 этап - повторение потешек, сказок: повторения необходимы не только на одном и том же занятии, необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время. Это помогает закрепить и расширить знания детей : рассказывание сказок, потешек с использованием фланелеграфа, настольного театра, театра картинок; рассматривание иллюстраций; чтение без показа иллюстраций; прием договаривания стихотворных слов и фраз (катится колобок, а навстречу ему) ; проговаривание отдельным ребенком отрывков (с использованием масок, игрушек) ; проигрывание диалогов героев.

Использование этих приемов помогает закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

4 этап – внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности: использование в режимных процессах; элементы и игры драматизации; дидактические игры «Узнай потешку» (показ иллюстрации, а ребенок читает потешку) ; чтение на занятии сразу нескольких потешек 2-3; использование героев сказок на других занятиях.

Использование этих приемов помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность.

Я работаю с детьми младшего возраста. Совместную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю как яркое общение с малышами, основанную на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка. Прикладываю усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. Создаю условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения - что-то подтвердить или возразить ( хотя бы используя набор самых простых слов: "да", "нет", "так", "вот" и т. п., пытаюсь заразить малыша своим настроением.

Использую малые формы фольклора не только в совместной образовательной деятельности по развитию речи, но и других продуктивных видах деятельности.

На лепке лепим зернышки для петушка, обыгрываем потешкой «Петушок, петушок…».

Представляя перед собой снежную улицу, дети рисуют «снежок», чтобы вызвать положительный настрой проговариваем «Падай, падай белый снег!».

На конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет, курочка в сапожках избушку метет».

Каждый знает, что проведение некоторых режимных моментов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я использую потешки.

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания ее спать, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.

В сопровождении потешек я пробую привлекать детей к играм.

В театрализованной деятельности дети стараются передать характер героев (походку, жесты, интонации).

Использование малых форм фольклора на прогулке учит детей в обычных предметах видеть необычное. Потешки, заклички, загадки легко запоминаются детьми и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире.

Детский фольклор даёт нам возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому ещё задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры.

Детский фольклор – это синтез поэтического народного слова и движения. Ребёнок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее самостоятельно проговаривая народные тексты. Так постепенно народный фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша. В методике «Слово и движение» каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребёнка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности.

Ведь движение – это жизнь. Связь поэтического слова и движения идёт от народной педагогики и «методика» продолжает эту педагогическую традицию. Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, т. к задачи решаются в комплексе.

Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми и ребёнком. Главное в отношениях – яркое проявление любви, расположения.

Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т. д.

Какие конкретно движения дети выполняют.

Прежде всего это мелкая моторика:

- движения самомассажа (потирание, поглаживание пальцев и ладоней, образные движения – моем руки, кормим птиц и т. д, поочерёдное смыкание пальцев, щёлчки, постукивания);

- шевеление пальцев;

- разведение и сведение пальцев;

- различные хлопки;

- сжимание пальцев в кулак и разжимание;

- помахивание кистями;

- вращение кистей, кулачков, фонарики.

Движение всей рукой:

- мы рисуем солнце;

- показываем радугу;

- изображаем хлопками гром;

- вдвоём пилим дрова;

- строим домик;

- показываем тучи и т. д.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками – это забота о развитии правой и левой руки.

На материале детского фольклора учим детей разнообразным выразительным движениям. Например, ребёнок показывает, как неуклюже ходит медведь, как крадётся лиса, бодается козлик, как музыканты играют на разных музыкальных инструментах. Ребёнок учиться сопровождать свой показ выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой, жестами. Учиться быть эмоциональным в речи, и в показе движений. Благодаря детскому фольклору обогащается эмоциональная сфера ребёнка.

Какого же методика работы по данной теме:

*Прежде всего, взрослый должен хорошо знать текст, выразительно его исполнять.

*Ребёнок сначала повторяет движения, глядя на взрослого, подражая ему.

*Чтобы шло равное развитие правой и левой руки, на одном занятии даются движения одной рукой, потом другой.

*Если позволяет текст, можно использовать ложки как ритмический аккомпанемент: Ба – ра – шень – ки, кру – то –ро –жень – ки и т. д. Детям нравятся игры с ложками, а для взрослых это важный момент развивающий у малышей чувство ритма.

*Рекомендуется давать на одну тему разные тексты (например обращение к солнцу, к дождю).

*Произведения детского фольклора предпочтительно использовать комплексно. Например : перед игрой в зиму загадываем не только загадки про неё, но ещё и говорим пословицы, поговорки о зимних явлениях.

*Игры проводятся в зависимости от условий, характер игр меняется от задач которые ставит перед детьми воспитатель.

*Распределение ролей в играх должно быть справедливым. Тут пригодятся считалки.

Игры на материале фольклора дают детям большой опытв навыках выразительности речи, в театрализованной деятельности.

Фольклор можно использовать в индивидуальных и групповых занятияхв часы досуга, на праздниках. Детям фольклор близок и интересен, а мы им помогаем приобщаться к народной культуре, набираться ума разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, уметь радоваться.

Результаты показали, что уровень развития речи у детей повышается. Речь детей становится более яркой, выразительной, эмоциональной. Выявлена положительная динамика уровня развития речи.

Таким образом, используя в своей работе разнообразные виды деятельности, формы организации детей, методы и приёмы, направленные на формирование интереса к малым жанрам фольклора мне удалось не только повысить интерес к предмету, но и получить высокий результат. Дошкольники стали внимательно слушать произведения, эмоционально откликаться на них, обогатился словарный запас детей, адаптация малышей к детскому саду стала успешной.

Публикации по теме:

Особенности взаимосвязи речевого развития и личности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС Трунилина Елена Николаевна Учитель - логопед ГБДОУ детский сад № 19 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга ДОКЛАД Тема: «Особенности.

Современные формы сотрудничества с семьей по физическому развитию в условиях ФГОС дошкольного образования Слайд 1 Физическое развитие детей, охрана и укрепление их здоровья – одна из главных задач нашего ДОУ и моя, инструктора по физкультуре,.

Дыхательная гимнастика для речевого развития детей раннего дошкольного возраста. Дыхание – одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют.

Из опыта работы «Интерактивные формы работы с родителями в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Интерактивные формы работы с родителями в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Статья написана в соавторстве с учителем - логопедом Шамановой Н. В. Речь – бесценный дар природы человеку. Только человек обладает счастливой.

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной.

Педагогическая гостиная «Малые фольклорные формы в работе с детьми раннего дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Национальный детский сад №16 «Бадм цецг» Педагогическая гостиная.

Педагогическая гостиная «Малые формы фольклора в работе с детьми раннего дошкольного возраста» План-конспект педагогической гостиной «Малые фольклорные формы в работе с детьми раннего дошкольного возраста» Цель: Расширение знаний.

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития у детей дошкольного возраста С первых дней обучения в школе дети сталкиваются с серьёзными трудностями в составлении сложных предложений или рассказа, в выразительном.

Закаливание как одно из основных направлений физического развития детей дошкольного возраста. Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте,.

Здоровьесберегающие технологии в деятельности воспитателя в условиях перехода на ФГОС в современном ДОУ ВВЕДЕНИЕ Глава 1 Технологии сохранения и стимулирования здоровья. 1.1 Пестование. 1.2 Стретчинг 1.3 Технологии обучения здоровому образу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Малые формы фольклора как одно из направлений речевого развития детей дошкольного возраста в условиях перехода к ФГОС.
Опубликовано: 10 октября 2016 в 13:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Малые формы фольклора как одно из направлений речевого развития детей дошкольного возраста в условиях перехода к ФГОС.» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Ануфриева (УИ 256614) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД