Папки-передвижки

Малые формы фольклора как средство обучения и воспитания детей раннего возраста в условиях реализации ФОП ДО

светлана южакова
Малые формы фольклора как средство обучения и воспитания детей раннего возраста в условиях реализации ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Малые формы фольклора

как средство обучения и воспитания детей раннего возраста в условиях реализации ФОП ДО

Раннее детство – особый период в жизни каждого человека. В раннем возрасте развитие ребенка связано с изменениями в различных сферах: в физиологии, познании, поведении, в которых происходят количественные и качественные изменения. Принято говорить о трех областях развития: физической - изменение размеров и формы тела внутренних органов, изменение и усложнение структуры центральной нервной системы и др., когнитивной – развитие психических процессов, психосоциальной – развитие свойств личности, социальных навыков, навыков межличностного общения. Все области тесно взаимосвязаны друг с другом. У детей раннего возраста отсутствуют устойчивые представления и знания об окружающем мире и о самом себе, но при этом имеются определенные, свойственные только человеку врожденные механизмы, которые являются основой для формирования психических качеств.

Публикация «Малые формы фольклора как средство обучения и воспитания детей раннего возраста в условиях реализации ФОП ДО» размещена в разделах

Эмоции в этом возрасте являются важнейшей основой психического развития, поэтому в практике обучения и воспитания эмоциональному развитию должно отводиться особое место.

Целью Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО) является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно -нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. (п. 14.1. ФОП ДО) [1], не исключение и дети раннего возраста.

Духовно-нравственные ценности — нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности.

Цель духовно-нравственного направления воспитания – формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.

Ценности «жизнь», «милосердие», «добро» лежат в основе духовно-нравственного направления в воспитании. Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы детей на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах (ФОП ДО 29.2.2.2.) [1].

Становление личности человека предполагает усвоение системы социальных ценностей, составляющих основу его жизнедеятельности. Прежде чем человек научится использовать свои ценностные представления и ориентации, он проходит длительный путь приобретения умения определять смыслы всего, что его окружает: поведения, событий, деятельности и т. д. В силу неразвитости мыслительных операций ценности усваиваются детьми раннего возраста на уровне эмоционального отклика на происходящие события. Неосознаваемые ребенком раннего возраста ценности не теряют своего регуляторного влияния. Любое событие, связанное непосредственно с ребенком, его окружением, влияет на последующее его поведение, как пример, который стимулирует подражать определенному поведению окружающих его людей или избегать такого поведения. Ценность, проявляющаяся как эмоциональное отношение к событиям жизни, несет в себе нравственное представление ребенка о том, что является настоящим, положительным или желательным, способствует интуитивному выбору того, что для него является важным [4, с. 6-7]

Основой для ценностных представлений являются образы, которые служат источником рождения и воплощения эмоциональных проявлений детей, они оживляют внутренний мир ребенка и служат основой эмоционально-ценностного отношения к миру.

Еще Л. С. Выготский утверждал, что в раннем детстве ребенок очень редко бывает эмоционально нейтральным, при этом смена эмоций у детей до трех лет происходит достаточно быстро и легко. Следовательно, все, что происходит в познавательной области сопряжено и находится под непосредственным воздействием эмоций : положительных или отрицательных.

В ходе реализации ФОП ДО с детьми раннего возраста предлагается применять малые формы фольклора (далее МФФ). МФФ один из жанров фольклора. Выделяют детский фольклор – область традиционной народной культуры, включающая словесные жанры и формы детского творчества, а также фольклор взрослых, адресованный детям [7]. Под МФФ подразумевается народная духовная культура в комплексе словесных, словесно-музыкальных, игровых, драматических и др. видов народного творчества. Именно ранний возраст ребёнка является оптимальным этапом для усвоения МФФ.

Зародившись в глубокой древности, МФФ как одна из форм фольклора, сопровождали человечество на протяжении всей его истории, они продолжают жить и в наши дни. Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно учитывают физические и психические особенностей детей разных возрастных групп. Детский фольклор гармонично сочетает в себе слово, ритмику, интонацию, музыку, действия, вызывает эмоциональный положительный отклик. В детском фольклоре сочетаются разные функции: игровая, речевая, практическая, познавательная, воспитательная, эстетическая. Фольклор прививает ребенку навыки поведения в коллективе, а также естественно приобщает детей к национальным традициям, способствует развитию этнической идентичности ребенка.

К. Д. Ушинский, А. Теплова, живущие в разное время, собиратели и пропагандисты детского фольклора, считали, что в основе воспитания детей должны лежать национальная культура и традиции народа.

Учитывая выше написанное, мы считаем, что МФФ являются эффективным средством обучения и воспитания детей раннего возраста. Позволяют обогатить образовательную среду, выстроить с детьми яркое, эмоциональное общение, сотворчество.

Педагогический потенциал применения МФФ, позволяющий раскрыть духовно-нравственное направление через содержательные линии образовательной деятельности (п. 17.1. ФОП ДО).

Учитывая п. 23.5. ФОП ДО, педагог может использовать различные формы реализации содержательных линий (обучения и воспитания) в соответствии с видами детской деятельности и возрастными особенностями детей.

Главным источником ценностей для ребенка раннего возраста являются окружающие его люди, прежде всего, это члены его семьи, близкие родственники. Малыши наблюдают за своими родными, следят за их действиями в различных жизненных ситуациях. До определенного возраста ребенок поступает, говорит так же, как и родители. Взрослея, ребенок неизбежно знакомится с другими ценностными представлениями. Источником новых ценностей становятся педагоги дошкольного образовательного учреждения. Влияние педагогов на формирование ценностных представлений ложится на уже сформированную определенную базу, которая может быть усилена педагогическим влиянием, или войти в противоречие с теми ценностями, которые будут стремиться развивать. Поэтому нам видится важным организация сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в формировании ценностей, ценностных представлений. Это может быть реализовано посредством мастер-классов «Колыбельная, как средство формирования картины мира», совместное собирание малых форм фольклора и др.

Учитывая основы психологических особенностей детей раннего возраста, можно говорить о том, что взрослым необходимо:

1. Опираться на положительные образцы культуры, национальных и семейных традиций в организации взаимодействия с ребенком.

2. Помнить, что яркие эмоции будут способствовать лучшему запечатлению ценностных представлений, формированию ребенком собственных ценностных ориентаций.

3. Учитывать, что ценностные представления, даже неосознаваемые ребенком, мотивируют его к определенным действиям, реализуются через подражание взрослым во всех жизненных ситуациях.

Литература

1. Федеральный государственный образовательным стандартом дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022).

2. Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 (далее – ФОП ДО).

3. Выродова И. А. Музыка в системе ранней помощи : новые педагогические технологии – М. : Карапуз, 2012. 144с.

4. Н. В. Дягилева Н. В., Закревская О. В., Толстикова О. В., Трофимова О. А. Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет» : младенческий, ранний возраст / Н. В. Дягилева, О. В. Закревская, О. В. Толстикова, О. А. Трофимова; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 300 с.

5. Лыкова И. А. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И. А. Лыкова; под общей редакцией Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллова, И. А. Лыковой, О. С. Ушаковой. — М. : Издательский дом «Цветной мир», 2019 — 160 с. (2-е дополненное издание).

6. Теплова А. Б. Материнский фольклор в образовательной среде. Методическое пособие для реализации образовательной программы Теремок для детей от двух месяцев от трех лет – М. : Цветной мир, 2019. – 80с.

7. Большая российская энциклопедия [электронный ресурс] : https://old.bigenc.ru/literature/text/1950198 (дата обращения 09.02.2024г.)

Публикации по теме:

Доклад с презентацией на тему «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего семинара : «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 2 Позитивная социализация.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Лето» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «Лето» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до Структура образовательного процесса в ДОУ выстроена таким образом, что целый ряд тем, например, времена года, повторяется из года в год.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Темы, связанные с изучением зимы, весны, лета и осени, в ДОУ рассматриваются ежегодно. Поэтому, нам педагогам очень важно найти оптимальный.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Темы, связанные с изучением зимы, весны, лета и осени, в ДОУ рассматриваются ежегодно. Поэтому педагогу очень важно найти оптимальный способ.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения - ПДД, составляет значительную часть рассмотрения темы,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Пособие будет интересно и полезно воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям для совместной деятельности со своими.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Экология» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Экология» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Это интерактивное пособие рассчитано на старший дошкольный и младший школьный возраст. В условиях современного мира экологическое воспитание.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС  .

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима»Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук "Зима" Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Малые формы фольклора как средство обучения и воспитания детей раннего возраста в условиях реализации ФОП ДО
Опубликовано: 27 февраля 2024 в 15:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Малые формы фольклора как средство обучения и воспитания детей раннего возраста в условиях реализации ФОП ДО» (включая файлы) размещена пользователем светлана южакова (УИ 764132) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД