Получи документы

Консультация «Мандала, как один из инновационных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» (2 фото)

Жанна Силаганова
Консультация «Мандала, как один из инновационных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

ТЕМА: «Мандала как один из инновационных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ: Цель: повышение уровня профессионального мастерства при изучении метода мандалы, как инновации; создание модели инновационного образовательного пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Публикация «Консультация „Мандала, как один из инновационных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

В наше время система дошкольного образования характеризуется широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности в образовательном процессе. В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания.

В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители все чаще сталкиваются с неадекватным поведением ребенка, с трудностями детской адаптации к меняющимся условиям. Дети постоянно встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал. Именно поэтому мы решили поделиться данным методом мандалатерапии с вами уважаемые коллеги.

Мандала – это символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть (круг, так и невидимый мир (центр,который сокрыт внутри нас. Само слово в переводе с санскрита обозначает «круг», «диск», «центр».

В психологии мандалу впервые начал использовать швейцарский психиатр Карл Густав Юнг.

он очень серьезно изучал данное направление. и пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности.

Мандалу можно встретить практически везде – солнце имеет форму мандалы, растения, которые развиваются благодаря солнечному свету, такие как, например, подсолнух, тоже напоминают мандалу. (бабушки вязали круглые коврики и салфетки)

Для психолога мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной, диагностической и развивающей работе. Поэтому хочу познакомить вас с некоторыми технологиями применения мандал в деятельности педагога- психолога. Данный вид деятельности в нашем учреждении используется с детьми начиная с младшего возраста. — предлагается раскрашивание мандал-раскрасок;

— создание собственных мандал из цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала. Самое главное это не требует практически никаких вложений.

Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию.

В работе с дошкольниками использовать мандалотерапию можно как на индивидуальном, так и на групповом занятии. Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными и заканчивают самостоятельными.

Чем же полезны мандалы для детей? Зачем их раскрашивать? И зачем их строить?

1. Развивается мелкая моторика. Как при закрашивании мандал, так и при строительстве. Если у ребенка не получается не вылезать за край - не настаивайте!

2. Тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально ля детей 5-7 лет и старше.

3. Тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство орнамента.

4. Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством).

Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

С какого возраста можно заниматься?

1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма).

3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов, гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком.

6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.

Позднее дети и подростки с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.

Существуют правила работы педагога с ребенком при использовании мандалы.

1. Если это мандалы - раскраски, то предлагается несколько – пусть ребенок сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.

2. Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.

3. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.

4. Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой. Осуществляется принцип невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия.

5. Принцип избегания комментариев по поводу работы.

6. Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.

7. После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату.

Создание собственных мандал из разнообразного материала (цветной песок, соль, камни) развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки. При работе с цветным песком используется набор из нескольких цветов, или же песочница. После окончания работы детям предлагается дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе.

Время работы с одной мандалой до 30 минут. Если ребёнок не успел на одном занятии закончить мандалу, то он это делает на следующем занятии.

Творческая работа с мандалами развивает целостное восприятие мира, способствует развитию эмоционально - чувственного мира, развивает внимание к собственным чувствам, усиливает ощущение собственной личностной ценности. Эти изменения помогают становлению творческой личности ребёнка.

Совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью не будет создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе вылупиться из ограничений, критики, запретов, шрамов, увидеть себя и мир заново.

МАСТЕР- КЛАСС

Мандула закончена, если вам её не хочется доделать.

Хорошо выполненная «мандала» - это книга, содержащая в себе большое количество информации.

Я желаю вам творческих успехов хорошего дня и благодарю за внимание!

Семинар - практикум

«Прояви свои чувства» (с использованием метода мандал).

Цель:

- объединение коллектива, свободное проявление как «случайных», спонтанных образов, так и чувств, эмоций.

Задачи:

- закрепить знания об основных эмоциях;

- снизить уровень эмоционального напряжения и тревожности;

- по новому осмыслить жизнь через эффект самовыражения;

- развивать творческий потенциал;

- релаксация.

Оборудование: пиктограммы эмоций; картинки с изображением разного эмоционального состояния людей; мандалы; каштаны, камешки.

1. Организационный момент.

Ход. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы приглашаем Вас посетить поляну эмоций.

(Демонстрируются картинки с изображением эмоций, воспитатели называют их (радость, робость, обида, злость, страх, удивление, самодовольство, брезгливость).

2. Практическая работа.

Упражнение 1 «Улыбка».

Давайте подарим друг другу радость и улыбку, ведь улыбка поднимает всем настроение.

(Воспитатели становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу).

Упражнение 2 «Угадай эмоцию».

Воспитатели берут наборы пиктограмм с изображением различных эмоциональных состояний и с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов) показывают любое эмоциональное состояние. Поочередно демонстрируют свой выбор и по желанию рассказывают, когда им приходилось испытывать это чувство.

Упражнение 3 «Мандалы».

Предлагается знакомство с изображением мандал разного вида (песочные, цветочные, геометрические). Обьясняется значение слова «мандала».

Упражнение 4 «Слушание мандал».

Дети удобно садятся, закрывают глаза.

Включаются музыкальные произведения разного характера (грустные, веселые). После этого предлагается изобразить в парах веселую или грустную мандалу (по выбору, используя при этом природный материал (каштаны, камешки разных цветов).

Упражнение 5 «Насыпная мандала».

Воспитатели садятся полукругом, показывают свою мандалу, рассказывают о том, что они изобразил.

3. Обсуждение (рефлексия) семинара – практикума.

Анкетирование воспитателей.

«Как Вы относитесь к предлагаемому новшеству?» со следующими вариантами ответов:

1) считаю бесполезным;

2) есть сомнения в необходимости использования;

3) есть сомнения в возможности применения;

4) есть интерес;

5) есть уверенность в его эффективности и необходимости использования

в практике;

6) затрудняюсь ответить;

7) свой ответ.

Вывод. Сегодня узнали много интересного о методе мандалы, научились ее изображать используя различный материал. Надеюсь, вам понравился семинар - практикум. Я желаю вам творческих успехов и благодарю за внимание. Используйте метод мандалы в работе с детьми.

Консультация «Мандала, как один из инновационных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Фото «Мандала, как один из инновационных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Публикации по теме:

Опыт работы «Вернисаж инновационных методов привлечения к чтению» 1С декабря 2014 года наш детский сад реализует региональный проект «PROчтение». И вот уже почти три года мы работаем по составленному плану,.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста «Здравствуй, песочек!» Задачи: 1. Познакомить детей с песком, его свойствами и особенностями. 2. Учить детей самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом,.

Консультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» ВидеоКонсультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» Видео Предлагаю вашему вниманию упражнения для игры в песочном ящике с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на развитие творческого мышления,.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Мастер-класс «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми. Создание Сказочной Страны» Мастер-класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание Сказочной Страны». воспитатель Хавшабо Е. И.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Мандала, как один из инновационных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 декабря 2019 в 07:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД