Папки-передвижки

Манипуляции дошкольников с сенсорными экранами «Влияние на зрительно-моторную интеграцию»

Симонова Алиса
Манипуляции дошкольников с сенсорными экранами «Влияние на зрительно-моторную интеграцию»

Аннотация. В статье рассматриваются особенности влияния манипуляций дошкольников с сенсорными экранами на развитие их зрительно-моторной интеграции. Автор приходит к выводу, что в процессе осуществления манипуляций дошкольников с устройствами, оснащенными сенсорными экранами, не происходит в должном объеме развития зрительно-моторной интеграции, как если бы данный ребенок активно участвовал в различных видах деятельности в рамках своего возраста, включающих манипулирование предметами и игрушками, физическую активность, а также различные виды творческой деятельности.

Публикация «Манипуляции дошкольников с сенсорными экранами „Влияние на зрительно-моторную интеграцию“» размещена в разделах

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, сенсорные экраны, зрительно-моторная интеграция.

Развитие двигательных способностей человека быстро совершенствуется в раннем младенчестве и детстве. На развитие моторики на ранних этапах жизни ребенка влияют различные факторы, которые могут либо препятствовать совершенствованию моторики, либо способствовать ее совершенствованию. Маленькие дети проводят значительное количество времени за планшетами в образовательных и развлекательных целях, при этом активные игры и занятия физической культурой у таких детей ограничены [3].

Когнитивное развитие и мелкая моторика быстро оттачиваются в младенчестве и в самом раннем детстве. На эффективное моторное управление объектами влияют кинезиология мышц, скорость движения, диапазон движений и восприятие характеристик объекта. Манипулятивные навыки необходимы для расширения знаний ребенка о характеристиках объекта. Активные игры и мануальные навыки являются предварительными факторами, улучшающими визуальные пространственные и перцептивные навыки.

Моторные навыки влияют на восприятие и когнитивные способности детей и на их способность участвовать в повседневной деятельности. Качество жизни считается основным показателем психического, физического и социального благополучия субъектов. У детей с недостаточно развитыми навыками крупной и мелкой моторики качество жизни снижается [1].

Как российские, так и зарубежные авторы изучали потенциальное влияние использования сенсорного экрана на общую работоспособность ребенка, включая когнитивные способности, качество сна, визуальное восприятие и мелкую моторику [4]. Авторы пришли к выводу, что практически каждый второй дошкольник имеет навыки использования устройств с сенсорным экраном. Эти результаты можно объяснить тем фактом, что устройства с сенсорным экраном легко использовать для просмотра видео и игр. Эти устройства не требуют высших навыков мелкой моторики, поскольку их использование зависит от простых действий, таких как нажатие на экран. Кроме того, устройства с сенсорными экранами легче в управлении, нежели стационарные компьютеры.

Портативные устройства с сенсорными экранами являются наиболее популярными интерактивными устройствами для детей дошкольного возраста. Эти устройства позволяют легко их удерживать и перемещаться с ними по сравнению со стационарными компьютерами и ноутбуками.

Значительная часть детей дошкольного возраста проводят более 60 минут в день, используя устройства с сенсорным экраном. Эти результаты показывают, что детей больше привлекает этот тип технологий, чем компьютеры и клавиатуры, а также просмотр телевизора. Также длительность времени, проводимого детьми с использованием портативного устройства с сенсорным экранов, зависит от занятости родителей, которые не могут уделить совместным играм и занятиям с ребенком достаточно времени. Это приводит к снижению активности ручного труда, которая усиливается игрой с игрушками.

Исследователи отмечают, что у детей, которые поводят длительное время в занятиях с портативными устройствами с сенсорными экранами, снижается уровень развития мелкой моторики. Причина этому – сокращение времени, ранее затрачиваемого на обычные игры, предполагающие различные виды манипуляций с игрушками, элементами развивающих игр (конструкторы, пазлы и пр.) [4].

Использование стилуса при написании на экране планшета также негативно влияет на развитие навыков письма у дошкольников. Моторика написания стилусом с пластиковым наконечником на поверхности планшета отличается от письма с помощью обычного пера и бумаги, что влияет на разборчивость почерка и кинематику. Также исследователи указывают, что дети координируют внутренние мышцы пальцев и рук и генерируют значительную кинетическую и сенсорную информацию о действиях, когда манипулируют игрушками или предметами.

Кроме того, большая часть повседневной деятельности достигается за счет навыков двусторонней манипуляции руками, которые требуют нормально развитой опорно-двигательной системы с высокой степенью зрительно-моторной координации и перцептивных способностей. С другой стороны, использование сенсорного экрана зависит от простых движений рук, таких как нажатие, масштабирование, которые требуют меньшей мышечной активности, координации и ловкости. Исследователи предполагают, что использование этих устройств может привести к изменению физиологической функции мышц руки.

Также в ряде работ исследователей отмечено, что дети проводят значительную часть своего бодрствования, играя с устройствами с сенсорным экраном, просматривая видео или игровые приложения. Данная ситуация может повлиять на взаимодействие ребенка со взрослыми или сверстниками и проявляться в агрессивном поведении, социальной изоляции и нарушениях сна. Кроме того, это может повлиять на физическую работоспособность ребенка и его участие в играх, требующих активного участия со сверстниками. Наконец, цифровые технологии могут привести к поведенческим изменениям, которые мешают социальному и эмоциональному развитию ребенка [3].

Социальное и эмоциональное развитие требует сбалансированного человеческого взаимодействия. Использование цифровых технологий требует поддержки и участия взрослых, поэтому данные технологии призваны не заменить, а, скорее, улучшить человеческое взаимодействие. Соответственно, цифровые технологии могут укрепить взаимодействие ребенка с другими людьми и повысить коммуникабельность, если тип и контент приложений, воспроизводимых на этих устройствах, используются под присмотром взрослых.

Уровень зрительно-моторной интеграции детей, которые проводят длительное время с портативными устройствами, но при этом посещают дошкольные организации, согласно результатам исследований ряда авторов, выше, чем у детей, такие организации не посещающих. В детских образовательных организациях с детьми проводятся различные занятия на улучшение мелкой моторики, такие, как рисование, раскрашивание, головоломки и различные навыки предварительной подготовки, такие как рисование и копирование фигур. Также указанные занятия позитивно влияют на зрительно-моторную координацию, зрительно-моторную интеграцию и пр. Также, развитие таких навыков, как хватание, бросание, вырезание фигур из бумаги ножницами и рисование, а также формирование зрительного восприятия вместе с развитием мелкой моторики также играют важную роль в психофизиологическом развитии детей в дошкольном возрасте. Перцептивные способности приобретаются посредством манипулирования объектами, которые играют важную роль в развитии визуальных пространственных навыков [2].

Таким образом, можно заключить, что в процессе осуществления манипуляций дошкольников с устройствами, оснащенными сенсорными экранами, не происходит в должном объеме развития зрительно-моторной интеграции, как если бы данный ребенок активно участвовал в различных видах деятельности в рамках своего возраста, включающих манипулирование предметами и игрушками, физическую активность, а также различные виды творческой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коротаева, Е. В. Анализ содержания контекста исследований использования гаджетов с технологией тачскрин детьми дошкольного возраста/Е. В. Коротаева// Педагогическое образование в России. – 2020. №5. – С. 23-29.

2. Шубнякова, В. А. Особенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста в 21 веке / В. А. Шубникова, В. В. Фирсова // МНИЖ. – 2020. – №7-3 (97). – С. 90-93

3. S. Lovato, S. Waxman Young children learning from touch screens : taking a wider view Front Psychol, 7 (2016, pp. 1-6,

4. E. Geist Using tablet computers with toddlers and young preschoolers Young Child, 69 (1) (2014, pp. 58-63

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Фотоотчет занятия в ясельной группе «Игры с сенсорными коробочками»Фотоотчет занятия в ясельной группе «Игры с сенсорными коробочками» В адаптационный период дети особенно нуждаются в поддержке взрослого, в его понимании. В этот период мы предлагаем малышам игры с сыпучими.

Консультация для родителей «Детские манипуляции» Манипуляция с помощью угрозы или страха Такое поведение знакомо всем родителям. Детский плач зачастую очень эффективно действует на взрослых.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Мастер-класс с родителями «Манипуляции с клавесами при озвучивании стихов и аккомпанировании песен»Мастер-класс с родителями «Манипуляции с клавесами при озвучивании стихов и аккомпанировании песен» Мастер-класс: «Манипуляции с клавесами при озвучивании стихов и аккомпанировании песен». В нашей работе происходят инновационные, творческие.

Влияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольниковВлияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольников Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Манипуляции дошкольников с сенсорными экранами «Влияние на зрительно-моторную интеграцию»
Опубликовано: 16 января 2022 в 19:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД