Асанкина Марина
Маркеры игрового пространства при решении проблемной ситуации
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по использованию многофункциональных маркеров игрового пространства при решении проблемных ситуаций
Методическая разработка по использованию многофункциональных маркеров игрового пространства при решении проблемных ситуаций
Методическая разработка по использованию многофункциональных маркеров игрового пространства при решении проблемных ситуаций.
Публикация «Маркеры игрового пространства при решении проблемной ситуации» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маркеры игрового пространства, ширмы для игр
- Темочки
Аннотация:
Данная методическая разработка представляет опыт использования многофункциональных маркеров игрового пространства при решении проблемных ситуаций в работе с детьми с 3до 8 лет. Разработка содержит описание «Многофункциональных маркеров игрового пространства» и способы их использования. Может быть полезна воспитателям, педагогам ДОО, родителям в семейном воспитании.
Содержание:
Методическая разработка создана в контексте реализации педагогического опыта по теме: «Использование проблемных ситуаций в совместной деятельности с детьми».
Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра) и решается проблема.
Многофункциональные маркеры игрового пространства могут применяться, как в совместной деятельности детей с педагогом, так и в самостоятельных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной.
Актуальность:
Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых.
ФГОС ДО ориентирует детей на создание условий, открывающих возможности социализации ребенка, его познавательных, творческих потребностей, развития инициативы на основе совместной деятельности детей и взрослых.
В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка дошкольного возраста самостоятельности, целеполагания, мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Применяемая мною технология проблемного обучения положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей, развивает инициативность и самостоятельность. Для поддержки детской инициативы и самостоятельности дошколят нужно приобщать к разным видам деятельности давая возможность попробовать свои силы и умения. Необходимость пробудить активность детей, желание приобретать знания, возможность самостоятельно решить проблемные или игровые ситуации, организовывать и преобразовывать игровые действия, пространство, подтолкнуло меня к расширению своего опыта работы созданием многофункциональных маркеров игрового пространства при решении проблемных ситуаций. Использование маркеров игрового пространства для решения проблемных ситуаций способствует развитию познавательной активности, умению высказывать свою точку зрения, находить пути решения, креативность мышления, воображение, способность к формированию инициативы, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
Многофункциональные маркеры игрового пространства являются составляющим звеном развивающей предметно – пространственной среды, отвечают современным требованиям организации среды, которая «… должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, п. 3.3.4, гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивают эмоционально благополучие детей.
Данные полученные в результате педагогических наблюдений, позволяют утверждать, что такой метод организации образовательной среды, как «Многофункциональные маркеры игрового пространства», являются эффективным средством реализации ФГОС ДО, что способствует созданию условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, гармоничного развития и становления его личности.
Практическая значимость:
Используя многофункциональные маркеры, дети самостоятельно организовывают и преобразовывают игровое пространство, решают поставленные цели и задачи. Многофункциональность маркеров позволяет преобразовывать один и тот же маркер при решении разных проблем, что эффективно реализует новые современные подходы к организации образовательного пространства ДОО.
Помимо развивающего характера нельзя не отметить их другое достоинство – они очень удобны в использовании и не занимают много места при хранении.
Новизна:
Новизна данных многофункциональных маркеров игрового пространства заключается : в применении эффективных методов для решения познавательных задач и проблемных ситуаций.
Результативность:
Для оценки результатов использования многофункциональности маркеров при решения проблемных ситуаций был проведен мониторинг: диагностика целевых ориентиров:
• дети проявляют инициативность и самостоятельность при выборе маркеров игрового пространства, как для решения проблемных задач, так и в разных видах деятельности;
• дети уверены в своих силах, открыты внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладают чувством собственного достоинства. Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх;
• дети обладают развитым воображением, которое реализуется, как при решении проблемных задач так и в разных видах деятельности. Умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам, различают условную и реальную ситуации;
• дети способны к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевают сиюминутные побуждения, доводят до конца начатое дело;
• дети проявляют любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуются причинно-следственными связями (как? почему? зачем) пытаются самостоятельно придумывать объяснения своим решениям.
• дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Внедряемость:
Многофункциональные маркеры игрового пространства могут быть использованы любым педагогом в соответствии с теми образовательными задачами, которые он перед собой поставил. Многофункциональность маркеров служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Благодаря такой простой методике, применению многофункциональности маркеров, можно добиться значительных результатов в развитии самооценки ребенка, его творческих способностях, умении решать проблемы разными способами, расширять представления об окружающем мире.
Основная часть:
«Многофункциональные маркеры игрового пространства при решении проблемных ситуаций»
• Маркер «Корабль»(ширма)
Обычная полоса, ДСП) разрезана на несколько частей, которые соединены скотчем.
Этот маркер легко трансформируется в бассейн или песочницу, речку или дорогу, забор, туннель или горку.
Ситуации :
Перейти речку не намочив ног;
Машины едут в гору, туннель;
Рыбки остались без аквариума;
Ребята отправляются в бассейн, а он закрыт;
Срочно нужно перебраться на другой берег моря.
• Маркер «Машина»(накидка на стулья из ткани, с пришитыми липучками
Этот маркер в процессе игры можно использовать как машину, автобус, вертолет…
Ситуации :
Нужно срочно лететь на помощь…; «В лесу случился пожар»;
В магазин нужно доставить овощи, машина поломалась;
Везем детей на экскурсию.
• Маркер «Профессии»
Съемные двусторонние панели которые дети могут использовать, как стоматологический кабинет, заправка, библиотека, стройка, супермаркет…
Ситуации :
На приеме у стоматолога;
У автобуса закончился бензин;
Срочно нужна книга о …
Для новых машин нужно построить гараж…
• Маркер «Комната. Дом»
Маркер можно использовать, как разные комнаты, дом, театр, магазин.
Ситуации :
Строим магазин;
Готовим обед на кухне;
Укладываем дочку спать;
Собираемся в театр;
Идем к стоматологу.
• Маркер «Из трех частей»
Этот маркер, сделанный из трёх частей, с лёгкостью может стать ракетой, тоннелем, конурой, кабинкой для переодевания на пляже, стиральной машиной, автозаправкой,светоформ,кораблем, даже концертной площадкой с микрофоном. Маркер служит ширмой для игр типа «Узнай меня по руке (по одежде)
Ситуации :
Узнай по руке, одежде;
Плывем на лодке, корабле;
Соблюдаем правила безопасности «правильно перейдем через дорогу»;
Заправь машину;
Выступаем на сцене;
Стираем одежду
Как играть и друг другу не мешать.
Заключение:
Итак, в заключении можно сказать, что многофункциональные маркеры игрового пространства при решении проблемных ситуаций отвечают педагогическим требованиям (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, многофункциональность, вариативность, безопасность). Являясь одним из составляющих развивающей предметно – пространственной среды, вносят свой вклад в развитие ребенка.
Считаю, что применение маркеров игрового пространства при решении проблемных ситуаций позволит влиять на развитие эмоциональной сферы ребенка, активизировать самостоятельную познавательную деятельность дошкольников, повысить уровень коммуникативных навыков, повысить самооценку, создать условия для обучения в разных видах деятельности.
Мир детства должен быть ярким, красочным, активным, любознательным, познавательным и побуждать в детях самые разные эмоции, управлять которыми мы должны их научить.
Автор: Асанкина М. И.