Папки-передвижки

Использование игровых приемов в обучении грамоте

Марина Коренкова
Использование игровых приемов в обучении грамоте

Тема: Использование игровых приемов в обучении грамоте.

Все вы знаете, что ФФНР- это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

Публикация «Использование игровых приемов в обучении грамоте» размещена в разделах

В последние годы фонетико-фонематическое недоразвитие речи практически не встречается в чистом виде. Как правило, это нарушение отягощено дизартрическим компонентом, лексико-грамматическими нарушениями, частичными нарушениями психических процессов. Бывает и так, что дети попадающие к нам в группу уже имеют проблемы связанные со взаимоотношениями со взрослыми и со сверстниками. Причины здесь в следующем: низкий уровень познавательный процессов, а так же нарушения в эмоционально-волевой сфере влекут за собой проблемы во всех видах детской деятельности. И как следствие недоверие к миру, снижение самооценки, отсутствие веры в собственные силы.

В нашу группу приходят дети шестилетнего возраста, а уже через год на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с Федеральной Государственной Образовательной Системой у детей должны быть сформированы следующие социально-нормативные возрастные характеристики:

-владение основными культурными способами деятельности, проявление инициативности, самостоятельности в разных видах деятельности;

- положительное отношение к миру и самому себе;

- развитое воображение;

-хорошее владение устной речью;

- полноценное физическое развитие;

-способность к волевым усилиям;

-проявление любознательности в разных сферах деятельности.

Из года в год мы работаем с разными детьми, каждый из которых по - своему уникален. Наша задача увидеть, открыть и развить в ребенке те скрытые возможности, о которых он сам и не подозревает.

У меня в руках замок, как символ тех самых скрытых возможностей, которые заложены в каждом ребенке. Моя цель найти такой способ работы, который поможет раскрыть все эти возможности. Сегодня я хочу вам представить один из элементов авторской системы (она будет представлена позже в рамках методического объединения) используемой мною на занятиях по обучению грамоте. Обучение грамоте предполагает знакомство детей с большим количеством абстрактных понятий (звук, слово, гласный, согласный звуки). Ребенку привыкшему мыслить чувственной конкретикой, довольно сложно перевести эти понятия на доступный ему язык. Так если задать шестилетнему ребенку вопрос «Какое слово длиннее кот или котенок», ребенок, особо не задумываясь, ответит: «кот - он ведь больше котенка!». Отвечает ребенок так, потому что он еще не знает разницы между предметом и словом. А слово подчас является абстракцией весьма далекой от реальной вещи. За 7лет работы я использовала разные способы и приемы в обучении грамоте. Самая первая деятельность была приближена к учебной форме работы. К сожалению, речевой материал детьми - дошкольниками усваивался очень тяжело. (Ключ к замку абсолютно не подходит, это не та форма работы в дошкольном возрасте, которая нацеливает детей на успех). Я подумала, а что если ввести в занятия проблемно-поисковую деятельность. Оказалось детям интересно познавать мир через практическую деятельность. Но и здесь появились трудности. (Ключ подходит, вставляется в замок, но не проворачивается) Я вспомнила о гендерном подходе: девочки более усидчивые, а мальчики, более подвижные, поэтому они не могут сидеть на месте, им надо давать возможность больше двигаться. А ведь неподвижный ребенок не обучается. Любая новая информация должна закрепляться движением. Следующим этапом было увеличение двигательной активности на занятии. (Ключ поворачивается на один оборот, но замок еще не открылся) Подвижные игры вызвали у детей море положительных эмоций, еще долгое время дети вспоминали детали этих игр и делились впечатлениями, пытались воспроизвести эти игры в свободной деятельности. Тогда я решила добавить эмоциональную окраску всему учебному материалу. Как это сделать? Ответ не заставил себя долго ждать. Сказка и игра. Сказка – это именно то общение, которое больше всего понятно каждому ребенку. Игра создает глубинную и предельно широкую основу для любого учения. Так и возникла идея о сказочной игре. (Замок открылся.) Вот так я нашла свой золотой ключик, который помог мне открыть внутренние ресурсы детей. Я хочу вам предложить поиграть со мной в мои авторские сказочные игры, которые я использую на занятиях по обучению грамоте.

Первое с чего мы начинаем обучение грамоте. Это с того самого абстрактного понятия звук. А помогают мне в этом волшебники: Шумовик и Буквоежка. У Шумовика есть «Волшебный мешочек», хотите узнать, что в нем? Помогать нам в этом будут наши помощники: уши, рот, нос, глаза, руки.

Задания на освоение и закрепление навыков звукового и слогового анализа и синтеза вызывают у детей значительные затруднения, требует волевых усилий. Во избежание утомляемости детей, я использую следующие игры : «Живые звуки», «Переменка с Буквоежкой». Предлагаю вам поиграть в эти игры.

Для игры «Живые звуки» мне потребуется пять желающих. Сейчас, мы с участниками загадаем для вас слово. Отгадать это слово вам помогут картинки, которые вы видите на экране и знаки, которые наши участники будут показывать. Знаки взяты из программы «Ступеньки детства» на основе, которой составлена общеобразовательная программа нашей группы. Круг -обозначает гласный звук, одна рука – согласный твердый звук, две руки – согласный мягкий звук.

В любом учебном заведении есть уроки, и есть перемены. Предлагаю отдохнуть, у нас «Переменка с Буквоежкой». Мне потребуется 6 желающих. Здравствуйте друзья! Я сегодня принесла бубен. Хотите отдохнуть? Встаем возле геометрических фигур, по кругу. Как только зазвучит бубен, вы, внимательно слушая его, пойдете по кругу. Если бубен играет медленно, то и ходьба будет неспешной, если бубен заиграет быстро, то какой будет ходьба? А если я ударю в бубен один раз, То вы меняете направление движения. Как только звучание бубна прекратится, вы останавливаетесь. Начнем. У меня задание для. Посмотрите на картинки, найдите слово из двух слогов. Прохлопайте его.

В нашей школе искусств, в конце учебного года проходит не обычный экзамен. Как он проходит, вы узнаете, просмотрев видеоролик. Закрепление полученных знаний происходит на экзамене.

Такая подача материала детям, дает живость в восприятии и прочность в усвоении элементов обучения грамоте.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Классификация речевых нарушений Речь и нарушения речи изучают многие науки: медицина, психология, педагогика, лингвистика, психолингвистика и др. Каждая из них рассматривает.

Памятка для родителей «Причины нарушения звукопроизношения» Причины нарушения звукопроизношения могут быть различными. Одна из самых распространенных, является неправильное строение артикуляционного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых приемов в обучении грамоте
Опубликовано: 23 марта 2015 в 15:39
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД