Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»

Оксана Клянчина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов ФКДОУ Детский сад «Росинка»

«Загадка как средство развития речи дошкольников»

Составила воспитатель логопедической подготовительной группы № 6

Клянчина Оксана Александровна

Если бы меня попросили назвать

Самое поэтическое явление,

Созданное человеком с помощью слова,

Я, не задумываясь, сказал бы: это загадки

Ю. Г. Круглов

Содержание

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Загадка как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах

1. Мастер – класс «Загадка как средство развития речи дошкольников»

1.1. Ведущий мастер – класса

1.2. Цели и задачи

1.3. Практическая значимость

1.4. Прогнозируемый результат мастер – класса

2. Этапы проведения мастер – класса

2.1. Организационный момент, сообщение темы мастер – класса

2.2. Общая характеристика загадки

2.3. Методика составления загадок по опорным таблицам – электронная презентация

2.4. Работа в группах – тренинг по составлению загадок

2.5. Формы работы с детьми по составлению загадок

3. Подведение итогов мастер – класса.

Ведущий мастер-класса : Клянчина Оксана Александровна, воспитатель ФКДОУ Детский сад «Росинка»

Цель мастер-класса : предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Задачи:

- познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми, формами работы;

- показать на конкретных примерах способы составления загадок (электронная презентация) в работе по речевому развитию.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок детьми разными способами по опорным таблицам.

Прогнозируемый результат мастер-класса :

- получение педагогами представления о методике составления загадок детьми по опорным таблицам разными способами в работе по речевому развитию детей :

- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.

Организационный момент, сообщение темы мастер - класса

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе.

- В одной древней китайской пословице говорится:

«Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

дай сделать - и я пойму».

- Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

- Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать.

- Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

- Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса, я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок.

(ВОСПИТАТЕЛЬ)

- Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? ЗАГАДКА

- Итак, тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Общая характеристика загадки

- В своей работе с детьми я, как и все воспитатели, часто использую такие малые формы фольклора, как потешки, пестушки, сказки, считалки, скороговорки, пословицы, в том числе и загадки.

- Давайте немного вспомним, что такое загадка?

- Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

- Виды загадок : народные и авторские.

- Типы загадок :

• Описательные, например:

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазить. (Белка)

Загадки – звукоподражания, например:

За стеклянной дверцей

Бьется чье-то сердце.

Бьется чье-то сердце

Тихо так,

Тихо так. (ЧАСЫ)

Загадки –рифмы, например:

Этот зверь живёт лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча песнь поёт.

Только мышь его боится…

Угадали? Это —.

(Кот)

Загадки- перевертыши, загадки – небылицы, например:

Попросила мама Юлю

Ей чайку налить в…

(не кастрюлю, а в чашку)

- Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

Загадки :

- обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

- помогают увидеть вторичные значения слов;

- формируют представления о переносном значении слова;

- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

- Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.

- А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно догадаться, отгадать.

Работая, по своей методической теме: «Формирование логического мышления у детей дошкольного возраста посредством загадок», я выявила, что многие дети старшего дошкольного возраста, не умеют отгадывать загадки, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок.

Выявились следующие проблемы:

- невнимательно слушают текст загадки;

-не запоминают полностью содержание загадки;

-полностью или частично не понимают текст загадки;

-при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

- Учитывая то, загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки : не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить.

- Так как же играть в загадки? Попытаемся сейчас составить загадки по опорным таблицам.

Методика составления загадок по опорным таблицам

(электронная презентация)

ЭТАП. Предварительная работа: научить детей сравнивать предметы «На что похоже?»

Например: «У меня в руках меховая шапка. На что похоже?» (на котенка, на крокодила, на сугроб снега, на медвежью берлогу). Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа на крокодила. «С какой стороны надо смотреть, чтобы увидеть крокодила? А где у него хвост? А что он сейчас делает?».

II ЭТАП. Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам

Первый способ

1. Составление опорной таблицы вида:

«На что похоже?» «Чем отличается?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок)

Например:

РАСЧЁСКА

«На что похоже?» «Чем отличается?»

3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)

РАСЧЁСКА

«На что похоже?» «Чем отличается?»

Забор

Пила

трава

4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»

РАСЧЁСКА

«На что похоже?» «Чем отличается?»

Забор

Пила

трава Нельзя лазить

Не пилит

Не растёт

5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске

Загадка : Что это?

Как забор, но нельзя лазить.

Как пила, но не пилит,

Как трава, но не растёт.

Второй способ.

1. Составление опорной таблицы вида:

«Какая? (какой, какое)» «Что такое же?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:

СОЛНЦЕ

3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»

«Какое» «Что такое же?»

Яркое

Круглое

жаркое

4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же яркое (круглое, жаркое, но не солнце?»

«Какое» «Что такое же?»

Яркое

Круглое

жаркое Лампа

Колесо

огонь

5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о солнце

Загадка : Что это?

Яркое, а не лампа?

Круглое, а не колесо?

Жаркое, а не огонь?

Третий способ.

1. Составление опорной таблицы вида:

«Что делает?» «Кто делает то же действие?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:

КОМАР

3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»

«Что делает?» «Кто делает то же действие?»

Летает

Пищит

Кусается

4. Заполнение правой части таблицы: «Кто делает то же действие?»

«Что делает?» «Кто делает то же действие?»

Летает

Пищит

Кусается Самолёт

Мышка

собака

5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о комаре.

Загадка : Что такое?

Летает, а не самолёт?

Пищит, а не мышь?

Кусается, а не собака?

Работа по подгруппам.

Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам.

Слова: яблоко, кошка, автомобиль.

Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.

- Скажите, какие речевые задачи вы решали при составлении загадок? (ответы воспитателей).

- Как можно играть в загадки? Можно использовать различные формы.

Формы работы с детьми по составлению загадок :

1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика.

Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.

2. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.

3. Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.

Загадка

• Настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста.

• Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.

• Употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений) способствует формированию образности речи детей дошкольного возраста.

- Итак, коллеги, предлагаю вам обменяться информацией:

- Что мы сейчас с вами делали?

- А как мы это делали?

- Таким образом, загадка- настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.

Подведение итогов мастер – класса.

- Возвращаясь к тому, с чего мы начали, то есть с девиза нашего мастер – класса : «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму», мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

- Мне очень нравятся слова Е. Ермоловой: «Как общаться с ребёнком? Да очень просто: увлекать, пока не увлечётся. Чем насыщеннее и многослойнее занятия поначалу, тем больше свободы в процессе и больший талант в результате».

Чтобы работа протекала успешнее позвольте дать вам несколько советов, которые я оформила в виде брошюр.

Методические рекомендации:

1. Используйте при сочинении загадок наглядные модели (таблицы)

2. В ходе обсуждения в левую часть таблицы вносите значения (их целесообразно обозначать словами с четко выделенной первой буквой, а в правую часть – объекты (допустимо схематичное изображение). Это позволит тренировать детскую память: ребенок не умеет читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

3. Требуйте от детей более полные характеристики объектов, выбранных для сравнения6 блестящая – не просто монета, но новая.

4. Читайте текст совместно и обязательно построчно, вставляя между словами в правой и левой колонках связки «как» или «но не». Повторяйте текст неоднократно.

5. Выбирайте наиболее удачные варианты сравнения.

6. Составляйте загадку не называя объект, а только перечисляя те признаки, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с другой объектами «колючий как еж, лохматый, как собака, прилипчивый, но не смола»

7. Запомнит, что сравнивать предметы можно по одному и тому же признаку:

- по назначению объекта (У Наташи красное платье, а у Лены синее)

-по длине (У Лены длинная юбка, а у Тани короткая)

- по высоте (дерево высокое, а куст низкий)

- по твердости (мел твердый, а творог мягкий)

- по возможности летать (птица летает, а машина нет)

- по съедобности (сахарный песок едят, а речной нет)

- по росту (великан большого роста, а гном маленького)

- по ширине (река широкая, а ручей узкий)

- по длине (эта дорога длиннее, а та короткая)

- по громкости (эти ребята поют громче, а те тише)

- по толщине (кусок колбасы толще куска сыра)

- по величине (озеро большое, а пруд маленький)

8. Запомните, как нельзя сравнивать:

- У бабочки крылья цветные, а у стрекозы прозрачные ( сравниваются разные свойства: цвет и прозрачность)

-лягушка зеленая, а крокодил большой ( сравниваются: цвет и размер)

- дерево высокое, а куст красивый (сравниваются цвет и размер)

- у Наташи платье голубое, а у Светы короткое (сравниваются цвет и длина)

-Карлсон толстый, а малыш моложе (сравниваются толщина и возраст)

- помидор красный, а перец горький (сравниваются цвет и вкус)

- Незнайка низкого роста, а Знайка умный (сравниваются ум и рост)

Надеюсь, данные рекомендации не только научат сравнивать, выделять существенные признаки предметов сравнивать по несущественным и существенным признакам, обобщать и классифицировать предметы, разовьют навыки мышления, воображения, но и будут способствовать развитию навыков совместного творчества между вами – детьми и родителями.

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Художественная литература — средство развития связной речи дошкольников» Связная речь – связность мыслей. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично,.

Мастер-класс для педагогов на тему: «Квилинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов на тему: «Квилинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста» После выступления 16.03.2017 года на методическом объединении воспитателей Туапсинского района и города Туапсе, моё выступление было отобрано.

Мастер-класс для родителей группы детей с ЗПР «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»Мастер-класс для родителей группы детей с ЗПР «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» «Нетрадиционные виды аппликации, как средство развития творчества дошкольников» Техника торцевания. Тема: "Гиацинты в вазе" Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для родителей «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей» Форма проведения: мастер- класс. Аудитория: родители подготовительной группы №1. Цели: 1. Приобщать родителей к театральному искусству,.

Мастер-класс «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников». Мастер - класс «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников». Воспитатель: Шайдурова Елена Борисовна, МБДОУ детский сад «Звёздочка».

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников»Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение.

Мастер-класс «Трафаретный театр как средство развития речи детей» Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: развитие творческих способностей детей. Задачи: 1.

Мастер класс, Загадка как средство развития речи дошкольников’’ 1 слайд: - Добрый день, уважаемые коллеги! - Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе. - В одной древней китайской пословице.

Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ, как средство развития творческих способностей дошкольников». Форма проведения: игра «Творим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»
Опубликовано: 11 сентября 2017 в 17:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Клянчина (УИ 852845) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД